Главные вкладки

    КОНСУЛЬТАЦИЯ «Защита прав и достоинства ребенка в семье»
    консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    БЕССУДОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

    -

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_zashchita_prav_rebyonka.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ детский сад № 9

    Г. Ярцево Смоленская обл.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

     «Защита прав и достоинства ребенка в семье»

    Воспитатель: Бессудова Наталья Александровна

    Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». 
    «Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова). 
    Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в
    себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека, возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей. 
    Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
    Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.

    Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

    Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

    «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

    Нормативные основы защиты прав детства

    К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

    – Декларация прав ребенка (1959)
    – Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
    – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

    Декларация прав ребенка является  первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

    Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

    – на воспитание;
    – на развитие;
    – на защиту;
    – на активное участие в жизни общества.

    Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые  документы федерального и регионального уровней.

    Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

    Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе  действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

    Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

    В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

    В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

    Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

    • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
    • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
    • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
    • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
    • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
    • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
    • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

    Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

    • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
    • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

    Семейный Кодекс РФ гарантирует:

    • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
    • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
    • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
    • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

    Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
    В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
    ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

    Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. 

    Конвенция о правах ребенка  — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

    Реализация прав ребенка включает:

    • защиту его от всех форм жестокого обращения,
    • права на охрану  жизни и здоровья,
    • защиту его права на образование,
    • права на игру,
    • права на сохранение своей индивидуальности.

    Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

     Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

    Нарушением прав ребенка можно считать:

    • Лишение свободы движения.
    • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
    • Применение физического насилия к ребенку.
    • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
    • Угрозы в адрес ребенка.
    • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
    • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
    • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

    Право ребенка на жизнь и здоровье

    Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

    Право ребенка на образование

    Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая  система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.

    Право ребенка на игру

    «Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

    Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
    У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    семинар "Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье"

    Семинар состоит из двух занятий. На одном из которых педагоги знакомятся с документами "Декларация прав ребенка", "Конвенция о правах ребенка", на другом занятии обсуждают какие формы и методы работы ...

    Консультация для педагогов "Защита прав и достоинства ребенка"

    Материалы для проведения консультации для педагогов по актуальной проблеме, связанной с защитой прав и достоинств маленького ребенка. Презентация "Защита прав и достоинства ребенка", тексто...

    Консультация для родителей «Защита прав и достоинства ребёнка в семье».

    laquo;Защита прав и достоинства ребёнка в семье»....

    Защита прав и достоинства ребенка в семье.

    Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным....

    Опыт работы "Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и в семье"

    Цель: определить методы и формы, приемы и способы, необходимые для знакомства родителей и детей с Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка....

    Консультация для родителей на тему:«Защита прав и достоинств ребенка»

    Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав....