Главные вкладки

    Материал (подготовительная группа) по теме:
    семинар-практикум "Как слушать и слышать ребенка"

    Суматохина Вера Александровна

    Данный семинар - практикум предназначен для работы с родителями старших групп ДОУ.  В ходе семинара родители знакомятся с приемом "активное слушание", который был описан Ю.Б. Гиппенрейтер в книге "Общаться с ребенком. Как?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_-_praktikum_kak_slushat_rebenka.docx28.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум  для родителей в старшей группе

    «Как слушать и слышать ребенка»

    Цель: содействовать предупреждению трудностей во взаимоотношении между детьми и родителями.

    Задачи:

    • отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
    • овладение навыками эффективного слушания.

    Форма проведения: семинар-практикум.

    Ход семинара

    Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня тема нашей сегодняшней встречи «Как слушать и слышать ребенка». Мы будем работать все активно и сообща, и главное плодотворно.

     I. Знакомство.

    Ведущий. Добрый день! Я рада встречи с вами. Как вы думаете, как лучше обращаться друг к другу – на "ты" или на "Вы"? По имени или по отчеству? Назовите свое имя и любое прилагательное на первую букву имени, которое вас характеризует.

    (Участники представляются друг другу).

    2. Разминка «Перемены».

    Педагог-психолог предлагает поменяться местами родителей, у которых на руке надеты часы (у кого на одежде есть пуговицы, у кого двое детей, у кого трое детей).

    Далее предлагается родителям рассчитаться на первый, второй, третий и разбиться на 3 группы в соответствии с номерами. Приглашаем группы родителей сесть за 3 стола.

    Я думаю, что каждый из нас сталкивался с трудностями при общении с ребенком. Все эти трудности несомненно нас огорчают, заставляют задуматься что мы делаем ни так. Причины трудностей с ребенком могут быть спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями  - показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего…его послушать. Что же это такое  - активно слушать ребенка?

    Я начну с ситуаций.

    3. «3 ситуации»

    «Мама сидит на скамейке в парке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!»

    «Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!»

    «Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает, отказывается надевать «эту уродскую шапку.»

    (варианты ответов родителей)

    При всей кажущейся справедливости ваши утверждений, они имеют общий недостаток - они оставляют ребенка наедине с собственными переживаниями. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание не важно, оно не принимается в расчет.

    Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда больно, стыдно, страшно, первое, что надо дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите его». Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Повторю короче, если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

    Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он нам поведал, при этом обозначив его чувство.

     «Папа с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то „неотложных" дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он решил действовать по-другому. „Денис, — обратился он к сыну. — Ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, и обиделся на меня?"» В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу».

     Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка. (группы выполняют задание). Ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов ее принять.

    Ведущий. Приведу пример более длительного разговора, в котором мама несколько раз озвучила то, что она услышала и увидела, беседуя с плачущим ребенком.

    «Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади — растерянный сын.

    Дочь. У-у-у!

    Мама. Миша тебя обидел... {Пауза.)

    Дочь {продолжает плакать). Он меня урони-и-ил!

    М а м а. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... {Пауза)

    Дочь (переставая плакать, но все еще обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.

    Мама. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала... (Пауза.) Миша с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

    Дочь (уже спокойно). Да... Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени'). Мама Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть.Дочь. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.

    Миша. Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю...»

    Мама. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала... (Пауза.)

    Миша с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой)

    Дочь (уже спокойно). Да... Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени').

    Мама (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть.  

    Дочь. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.

    Миша. Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю..


    Этот диалог дает нам возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила по способу активного слушания. Давайте их сформулируем вместе.

    При беседе повернуться лицом к ребенку.

    При разговоре глаза родителя и ребенка должны быть на одном уровне.

    Если ребенок маленький – возьмите его к себе на колени или пододвиньте стул поближе.

    Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, или находясь к нему спиной, или смотря телевизор.

    Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и очень сильные сигналы  о том, насколько вы готовы его слушать и слышать. Будьте внимательны к этим сигналам.

    4.  «Таблица «Чувства ребенка»

    Ведущий. Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «Чувства ребенка». В первом столбце вы найдете описание ситуаций и слова ребенка, во второй столбец впишете, какие, по вашему мнению, чувства ребенок испытывает в данном случае. В третьем столбце впишите ваш ответ на слова ребенка. Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предложению) он испытывает (опираясь на образец).

    Обсуждение всей группой (выносятся согласованные мнения, результаты работы малых групп: это позволяет среди них выбрать наиболее точные идеи).

    Ситуация и слова ребенка

    Чувства ребенка

    Ответ родителя

    Образец. «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган  выбил у меня портфель, и из него все высыпалось»

    Огорчение, обида

    Ты очень расстроилась, и было очень обидно

    Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»

    Старший сын говорит маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь „маленькая, маленькая", а меня никогда не жалеешь»

    Ребенок роняет чашку, та разбивается. «Ой!!! Моя ча-а-шечка!»

    «Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение мультфильма!»

    Возможные ответы родителей:

    1. Тебе больно, ты рассердилась на доктора.
    2. Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.
    3. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.
    4. Очень досадно...

    Ведущий. Вот и подошло наше заседание к концу. Я хочу поблагодарить каждого. Наверное, каждый из вас почерпнул для себя что-то новое, надеюсь, что многие будут применять правила, которые мы с вами выделили. Постарайтесь то же делать в вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен, и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.

    Активное слушание — это вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации.

    ПамяткА «Приемы активного слушания»

    Правила активного слушания

    Приемы активного слушания

    1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
    2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.
    3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.
    4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
    5. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.
    6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое
    1. Кивание (но не в режиме китайского болванчика).
    2. Использование междометий «да», «ага», «угу» и пр.
    3. Принятие позы внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт).
    4. Повторение фразы. Не бойтесь повторять за ребенком его собственные слова и фразы, но обязательно перефразируйте их, чтобы не быть похожим на попугая. Начинать повтор фразы лучше со слов: «ты считаешь», «ты сказали», «тебе кажется».

    5. Рефлексия.

    Ведущий. Сегодня на семинаре вы узнали, как слушаете, слышите, познакомились с приемами активного слушания, и использовали их на практике.

    – Чем полезно именно для вас данное занятие?

    – Что нового узнали?

    – Что чувствовали?

    6.Подведение итогов, прощание.

    Ведущий. В своё время автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное общение не возможно. Я постаралась сегодня сделать вас «активными слушателями» и это вам поможет в формировании доверительных отношений с ребенком.

    – А для того, чтобы вы и дальше использовали эти правила я дарю вам памятки-буклеты – Спасибо за общение, за сотрудничество. Мне было приятно работать с вами, надеюсь и вам со мной. А теперь попрощаемся!

    «Всем, всем, до свидания!».

    «Мама сидит на скамейке в парке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!»

    «Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!»

    «Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает, отказывается надевать «эту уродскую шапку.»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика истерик. Как приучить ребенка слушать и слушаться вас?

    Статья для родителей и педагогов по одной из самых актуальных в наши дни проблеме воспитания детей. Как не ошибиться? Применить правильную тактику? Как не оказаться в тупиковой ситтуации, когда мы сам...

    Как слушать с ребенком музыку?

    Консультация для родителей....

    Статья "Как приучить ребенка слушать и слушаться вас?"

    Как приучить ребенка слушать и слушаться вас? Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка...

    Приучайте ребенка вас слушать и слушаться

    Методы и приемы,котрые помогут выработать у детей привычку слушаться взрослых....

    Как слушать с ребенком музыку?

                                 КАК СЛУШАТЬ С РЕБЕНКОМ  МУЗЫКУ? ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА  3-4 ЛЕТ  К  НЕ...