Главные вкладки

    Консультация для родителей и педагогов «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»
    консультация на тему

    Федичева Елена Александровна

    В народных играх залог полноценной духовной жизни ребёнка в будущем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл narodnye_igry_kak_sredstvo_duhovno.docx14.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей и педагогов

    «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

    Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.

    Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно – нравственное развитие ребенка.

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить правилам общения и умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно – нравственных качеств личности. Из всех методов и средств воспитания детей дошкольного возраста, на мой взгляд, наиболее подходящим и интересным для осуществления духовно – нравственного развития и воспитания являются народные игры.

    Игры – своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать успех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

    В последние десятилетия наблюдается серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.

    Родители – первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается.  Эмоциональный контакт, возникающий при этом, является необходимым условием для нормального психического, физического и духовного развития маленького человечка.

    Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

    В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

    Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривались учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника. В  ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

    Приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир людей. Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями. Народная педагогика, передавая этот социальный опыт, ориентирует тем самым ребенка на общество, а не на личность. Общество ненавязчиво, ненастойчиво направляет каждого своего члена с младенческих лет в русло отшлифованных поколениями традиций. Поколения меняются, традиции народной педагогики остаются.

    Применяемые  в народной педагогике средства и методы в полной мере учитывают присущие дошкольному возрасту психофизиологические особенности: потребность в любви и ласке, положительном эмоциональном состоянии, стремление к активной деятельности. Народная педагогика по-другому называется семейная или родительская педагогика. Именно с маминого нежного голоса, ее мягких теплых рук начинается для ребенка открытие мира и постижение самого себя в этом огромном, пугающем своей неизвестностью пространстве. В психике маленького ребенка происходит неосмысленное восприятие таких представлений о себе: я есть, я любим, я защищен, я хороший, я сам, я хочу, я должен и т .д. От эмоциональной окраски этого первого «образа мира» и «чувственной ткани сознания» (А.Н. Леонтьев) во многом зависит дальнейшее становление личности, формирование ее ценностных  установок и ориентаций.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

    Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

    «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье».

    дошкольный возраст является, наиболее подходящим и интересным для осуществления духовно – нравственного развития и воспитания - являются народные игры....

    Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»

    Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»Введение.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая больш...

    Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Сов...

    Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

    Одними из основных задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО являются:-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурн...

    Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей 5-го года жизни

        В условиях реализации ФГОС обучение детей происходит в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активиз...

    Тема: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

    Тема: «Народные игры,как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....