Главные вкладки

    Психическое развитие детей 6-7-ми лет.
    консультация (подготовительная группа) по теме

    Ильина Надежда Николаевна

    Дети возрастной группы 5-7 лет становятся более самостоятельными. Они уже познали мир вне дома, и это позволяет им высказывать собственные суждения по различным поводам. Однако любознательность по - прежнему играет главенствующую роль. Ребенок отличается откровенностью и может задать взрослому любой вопрос. Как часто именно в этом возрасте малыш интересуется, каким образом он появился на свет. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon psihicheskoe_razvitie_detey_6-7-mi_let.doc351.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПСИХИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ  ДЕТЕЙ  6-7-ми  ЛЕТ

    Детский сад совсем скоро останется в прошлом, как, впрочем, и уравновешенность вчерашнего пятилетки. Шесть - возраст безграничной энергии, когда каждая мышца требует постоянного движения. Бегать, ползать, карабкаться, тащить, толкать, прыгать, гоняться за кошкой у шестилетки есть масса интересных занятий. Но именно это время — последний и самый ответственный период подготовки ребёнка к предстоящим школьным нагрузкам.

    Будущему первокласснику кроме определённого набора знаний для успешности необходимы такие качества, как самостоятельность, внимательность, любознательность, активность и настойчивость. Только шестилетнему непоседе и так достаточно того, что в детском саду он считается старшим, ему приходится подчиняться правилам и сдерживать многие эмоции и желания. Родителям потребуется немало сил и терпения, чтобы среди крепостей, космических кораблей и катакомб, устраиваемых любимым чадом из домашней утвари, отыскать-таки рабочее место и усадить за него будущего отличника. Тем более что «сидеть спокойно» или «сидеть прямо» для шестилетки настоящая пытка.

    В этом стремительном возрасте мама уже не является для ребёнка центром вселенной, и очень большое значение приобретают его отношения с папой. С ним интересно играть в супергероев и пленённых принцесс, придумывать, фантазировать, перевоплощаться или просто бороться «кто сильнее?». Папе намного проще отвлечься от повседневных забот и не задумываясь, во что превратится квартира после очередной игры, изображать породистого скакуна, побеждённого злодея или отважного спасителя. Папин авторитет может успокоить расшалившееся чадо, уговорить его передохнуть, позаниматься и даже поесть.

    Но несмотря на «реактивный характер» шестилетке нравится учиться. Он с гордостью демонстрирует свои достижения — рисунки, выученное стихотворение, выведенные неровным почерком буквы. Только вот надолго сохранить это состояние ему не по силам. В тот день, когда его похвалили, он любит воспитателя, однако стоит его пожурить или упрекнуть в невнимательности, как любовь моментально сменяется ненавистью. В такие дни ребёнок, придя из детского сада, может на элементарную просьбу или замечание близких ответить недетской вспышкой гнева. Родителям нужно понять, что маленький непоседа просто устал и уже не в силах вынести даже один-единственный упрёк со стороны взрослых.

    Разумеется, шестилетка способен многое понять и принять, но хорошо запоминает только то, что его заинтересовало. Желание учиться перестанет носить случайный характер и укрепится в завтрашнем первоклашке, если родители прибегнут к помощи увлекательных ролевых игр. Участвуя в них, ребёнок сам поймёт, что для большинства ролей ему не хватает тех знаний и умений, которые он обязательно получит в школе. И не надо опасаться чрезмерной фантазии будущего ученика. Мамам и папам не стоит забывать, что их повзрослевший шестилетка - всё ещё ребёнок и неустанная работа воображения это один из путей, ведущих к познанию огромного мира.

    Взрослым необходимо уделить особое внимание подготовке детской руки к письму. Пальчиковая гимнастика, плетение, обводка по точкам, рисование по клеточкам, изготовление оригами развивают мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию, благодаря чему ребёнок становится более внимательным, сообразительным и способным к обучению. Ну и, конечно же, намного больше времени следует отводить чтению. Составлять вместе с малышом рассказы по картинкам, учить ребёнка различать слова на слух и отвечать на вопросы: «кто это?», «что это?», «что делает?», «какой?», «как?» всё это первостепенная задача педагогов и родителей. Выполнив её, можно быть уверенными, что к школе непоседливый шестилетка научится делить слова на слоги, овладеет письмом печатными буквами, будет слитно и выразительно читать. А благодаря играм типа «что изменилось?», «чего не стало?», «что лишнее?», «на что похоже?» у будущего первоклассника разовьётся память, внимание и воображение.

    Шесть лет — это «стадный возраст». Несмотря на то, что в этот период жизни ребёнок ещё не умеет справляться с возможными поражениями и ему очень тяжело переносить насмешки и подтрунивания со стороны друзей, вне группы сверстников он чувствует себя куда менее уверенно. Но сколько бы времени шестилетний непоседа не проводил со своими друзьями и как бы агрессивно не реагировал на материнские замечания, ему так же, как и раньше необходимы родительская любовь, поддержка и забота.


    У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

    У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

    При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

    Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

    Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

    Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

    Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

    В 6—7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мысли- тельной деятельности на решение новых задач.

    У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.

    Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

    Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

    Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности

    Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение ...

    Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности.

    Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им  окружающего мира. До...

    Особенности неречевых психических функций у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи дошкольного возраста

    Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами специальных дошкольных и школьных   образовательных     учреждений,        является...

    Сборник упражнений, развивающих заданий, игр, загадок по развитию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития "Играем, думаем, говорим". Автор-составитель Орлова И.А.

    Уважаемые педагоги и родители!Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, ...

    «Особенности работы по формированию психических процессов с детьми с задержкой психического развития»

    Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в д...

    Особенности высших психических функций при задержке психического развития

    Особенности высших психических функций при задержке психического развития...