«Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста» (консультация для родителей младших дошкольников по развитию речи).
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ступникова Екатерина Владимировна

Автором представлены методы работы по развитию речи детей раннего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста»

(консультация для родителей младших дошкольников по развитию речи).

Уважаемые родители, тема нашей сегодняшней беседы «Малые формы фольклора как метод развития речи». Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка. В Федеральном образовательном стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направления – речевое развитие.

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. В это время закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является развитие речи.

Язык и речь - это «узел», в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. К.Д. Ушинский писал: «Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два – три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово».  Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. 

Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает - народная мудрость. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом возрастных возможностей. Фольклор для детей или малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей –потешки, прибаутки, заклички, колыбельные песни, пестушки, прибаутки, сказочки.

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Ценность фольклорных произведений заключается в том, что с их помощью воспитатель легко может установить контакт с ребёнком на эмоциональном уровне.

В нашем детском саду, работая с детьми раннего возраста, мы используем малые формы фольклора как метод развития речи в двух направлениях:

  1. В непосредственно образовательной деятельности: коммуникация и чтение  художественной литературы.
  2. Использование фольклорных произведений в режимных моментах и совместной деятельности.

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты. В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями.  При обучение детей одеваться после сна, потешки делают процесс одевания и раздевания приятным. Приучая детей мыть руки, лицо, что бы вызвать положительные эмоции, радостное настроение. Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. Удачно подобранная  потешка помогает и во время кормления, и во время одевания детей. Для того чтобы было легче запоминать потешки, их сопровождают рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр. Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной рекомендуют использовать народные песенки – потешки «Ладушки, Сорока, Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивает воображение и активизирует мыслительную деятельность малыша. Всё это сопровождаю наглядным показом.  Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение. Помимо потешек и прибауток большое значение имеют заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой. При засыпании хорошо использовать колыбельные песни. Это успокаивает малышей и убирает чувство тревоги и напряженность.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы способствуем воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

Результатами использования малых форм фольклора на практике может быть развитие:

  1. фонематического слуха,
  2. грамматического строя речи,
  3. звуковой  культуры речи,
  4. обогащение словарного запаса.

Целенаправленное и систематическое использование произведений

фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

Воспитатель: Ступникова Екатерина Владимировна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития речи у детей раннего возраста

"Фольклор как средство развития ребенка раннего возраста" «...Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что н...

"Развитие эмоций у детей раннего возраста" консультация для родителей

Материал будет полезен воспитателям для организации работы с родителями....

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. (консультация для родителей)

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей)

В консультации описаны методы развития  сеносорноых способностей у  детей раннего возраста...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. (консультация для родителей)

                     консультация для родителей Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста....