Консультация "Роль индивидуальных особенностей детей в процессе обучения предметному рисованию"
консультация (старшая группа)

Никулина Оксана Александровна

Консультация адресована воспитателям детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx14.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Роль индивидуальных способностей детей в процессе обучения

предметному рисованию»

Способности к рисованию у разных детей проявляются по-разному, с большими индивидуальными различиями и формирование технических навыков происходит у детей различно и часто является ярким показателем индивидуальных проявлений. У детей индивидуальные особенности в овладении изобразительными движениями, техникой рисования появляется очень рано. Дети по-разному овладевают движениями, направленными на изображение простых предметов: одним достаточно только общего показа у доски, что бы они смогли повторить движения и получить изображение; другие не могут перенести зрительно воспринятое движение в руку, им недостаточно зрительного образа, им нужно, чтобы рука кинестетически восприняла движение, почувствовала его. Таким детям после общего показа следует показать это движение, взяв руку ребенка в свою. Некоторые дети осваивают движения с еще большим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но и неоднократное движение с их рукой, так как глаз и рука этих детей тут же «забывают» движение и в следующий раз ребенок делает попытку вспомнить, пытается сделать и так, и так, а ничего не получается. Формирование движения руки у таких детей требует пристального внимания педагога на каждом занятии в течение длительного времени, пока правильное движение не закрепится окончательно. Индивидуальные различия в усвоении движений относится и к овладению инструментом. Одни дети производят движения быстро, энергично, и некоторая неточность движения их не смущает, а интересует лишь общая направленность его. Другие стараются произвести как можно более точное движение, чтобы передать форму изображаемого предмета во всех его деталях. На первых порах движения этих детей могут быть несколько замедленными, осторожными, затем становятся все более уверенными, смелыми, но точность от этого не страдает. У некоторых детей точность движений не удается и при большой их осторожности.

Овладение формообразующими движениями в младшем возрасте является той основой, на которой затем строится усвоение более сложных технических навыков и умений. Индивидуальный подход в обучении технике рисования на первых этапах овладения детьми деятельностью мотивирует успешному формированию её у всех детей. Дети получают равные возможности изображения окружающих предметов и явлений. При этом овладение одними и теми же техническими приемами не ведет к равному усвоению. Дальше развитие техники изображения идет с индивидуальными различиями.

У некоторых детей качество рисунка снижается из-за неумения активно участвовать в обследовании предмета, и в результате чего отсутствует достаточное представление о предмете, совокупности его пространственных свойств. Можно наблюдать иногда затруднения, которые испытывают дети и в силу того, что рука их «не слушается». Ребенок видит несоответствие рисунка представлению предмета и не может добиться большёй точности в передачи, величины, формы, пропорции, прямизны или плавности закругления линий. Совет и помощь воспитателя принимается детьми охотно. Улучшенный рисунок радует их.

Особенно ярко проявляются различия в манере исполнения при рисунке с натуры. Дети все по-разному передают один и тот же предмет. И хорошо видны индивидуальные особенности интерпретации натуры. Одни рисуют более обобщенно, не останавливаясь на прорисовке мелких деталей, другие стараются передать мельчайшие детали: часть рисует крупно, другие уменьшают изображение по сравнению с натурой и так далее. Воспитатель не должен сковывать возможности выразительной передачи детьми образа, не навязывать детям одинаковую манеру, не принуждать к однообразному решению.

Овладев техникой работы, разными материалами, каждый использует их по-своему, выразительно раскрывая характер предметов в рисунке. Выполнение некоторых тем требует от детей большой амплитуды и динамичности линий. Рисунки, лишенные этого качества, оказываются маловыразительными. Одной из таких тем, требующих передачи движения, является изображение праздничного салюта. Детей поражает взлет цветных огней и медленное падение их, как бы повисание на дугообразных изогнутых нитях. Взор улавливает то один, то другой, то третий момент полёта, каждый из которых детям хочется запечатлеть на рисунке. Одни дети изображают разнообразие цвета в салюте, другие выражаются в движении линий, третий заострили внимание на деталях и так далее.

Особенности техники выполнения рисунка нельзя рассматривать изолированно от других индивидуальных особенностей изображения. Каждый ребенок индивидуален он чувствует и видит мир по-своему. Перенося на бумагу свои чувства, он пользуется имеющимися у него навыками. Изображая какой- либо предмет дети ощущают его по-разному даже цветовая гамма у каждого своя. Рисуя яблоко каждый, ребёнок нарисует своё яблоко, не похожее на другие и это очень важно для дальнейшего развития личности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС дошкольного образования. Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.

Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО. ...

Конспекты занятий, направленных на развитие графических навыков у детей 4-5 лет в процессе обучения предметному рисованию

Эти занятия формируют у детей развитие графических навыков в прцессе обучения предметному рисованию. Также заняимя создают Новогоднее настроение у детей, развивают фантазию и воображение....

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...

Презентация: "Формирование графических навыков у детей 4-5 лет в процессе обучения предметному рисованию".

Презентация: "Формироавние графических навыков у детей 4-5 лет в процессе обучения предметному рисоавнию"...

Презентация Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей детей в группе старшего дошкольного возраста

Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей детей в группе старшего дошкольного возраста...