Главные вкладки

    «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»
    материал на тему

    Андреева Светлана Борисовна

    Ребёнок учится тому,

    что видит у себя в дому.

    Родители пример ему.

    С.Брант.

    Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_semi_v_duhovno.docx530.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ детский сад «Золотая рыбка» Смоленский район Смоленская область

     «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»

    Ребёнок учится тому,

    что видит у себя в дому.

    Родители пример ему.

    С.Брант.

    Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

    Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

    Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

    И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

    Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.

    Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как:

    • уважение к старшим,
    • дружеские отношения со сверстниками,
    • умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,
    • добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности,
    • воспитание начал ответственности.

    Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребёнка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребёнок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», - подчеркивал В.Г.Белинский.

    В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо»...

    Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

    В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

    Традиционными источниками нравственности являются:

    - патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

    - социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

    - гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

     - семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

    - труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

    - наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

    - традиционные российские религии.

    Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям: 

    1) для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка.  Для воспитания красотой родители должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;

    2)  воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;

    3)  в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;

    4)  чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:

     -  активно «слушать» его переживания и потребности,

     -  принимать ребёнка, без каких либо условий;

     -  проводить время вместе (читать, играть, заниматься),

     -  не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,

     -  помогать, когда просит,

     -  поддерживать успехи,

     -  делиться своими чувствами (значит доверять),

     -  конструктивно разрешать конфликты,

     -  использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший…»,

     - обнимать ребёнка как можно чаще;

    5)  немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.

    C:\Users\Александр\Desktop\Рабочая программа (квиллинг)\посещение храма\IMG_3296.JPG         C:\Users\Александр\Desktop\Рабочая программа (квиллинг)\посещение храма\IMG_3297.JPG

    C:\Users\Александр\Desktop\Рабочая программа (квиллинг)\посещение храма\IMG_3301.JPG        C:\Users\Александр\Desktop\Рабочая программа (квиллинг)\посещение храма\IMG_3306.JPG

    C:\Users\Александр\Desktop\Рабочая программа (квиллинг)\посещение храма\IMG_3307.JPG            C:\Users\Александр\Desktop\Рабочая программа (квиллинг)\посещение храма\IMG_3309.JPG

    Группа № 1 «Гномы»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка

    Роль семьи в духовно-нравственном развитии ребенка....

    Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

    Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания....

    Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

    Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жи...

    Роль семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольника.

    в данной статье представленна система работы с родителями по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в традициях русской народной культуры, целью которой является приобщение семьи к решению зад...

    "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка"

    Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность ...

    Консультация: "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка"

    Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность ...

    Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»

    laquo;Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»...