Главные вкладки

    Консультация для родителей "Воспитание мальчиков и девочек на Руси"
    консультация на тему

    Кривогорницева Наталья Владимировна

    Данный материал поможет осветить вопрос полового воспитания на Руси.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителейJ:\Первая младшая группа 2015\КОНКУРС\The-pixel-painting-pattern-background-04-vector-material-22897.jpg

    Воспитание мальчиков 

    и

    девочек

    На Руси

    Автор – составитель:

    воспитатель высшей

    квалификационной категории

    Кривогорницева Н.В.

    Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.J:\Первая младшая группа 2015\КОНКУРС\The-pixel-painting-pattern-background-04-vector-material-22897.jpg

    Хотелось рассказать вам о воспитании девочек и мальчиков в русских традициях. Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни.

    Результаты исследований свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.J:\Первая младшая группа 2015\КОНКУРС\The-pixel-painting-pattern-background-04-vector-material-22897.jpg

    Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

    На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда, а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений). Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды. J:\Первая младшая группа 2015\КОНКУРС\The-pixel-painting-pattern-background-04-vector-material-22897.jpg

    Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. J:\Первая младшая группа 2015\КОНКУРС\The-pixel-painting-pattern-background-04-vector-material-22897.jpg

    Баю-баю, баю-баю,

    Не ложися на краю,

    Придет серенький волчок

    Схватит Сашу за бочок

    И утащит во лесок,

    Под ракитовый листок.

    Под кусточком камушки,

    Плохо жить без мамушки.

                                 Баю-баю, баю-бай,

                                 Ты, собачка, не лай,

                                 Белолапа, не скули,

                                Мою детку не  буди.J:\Первая младшая группа 2015\КОНКУРС\The-pixel-painting-pattern-background-04-vector-material-22897.jpg

                   Темной ноченькой не спится,

                                Наша деточка боится,

                               Ты, собачка, не лай,

                                Нашу Машу не пугай.

    Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.

    Якимка, Якимка,

    Сходи за мякинкой,

    Накорми скотинку:

    Пеструю свинку,

    Коровку чернуху,

    Кобылку рыжуху,

    Теляток, козляток,

    Овечек, ягняток, 

    Курочку с хохолком,J:\Первая младшая группа 2015\КОНКУРС\The-pixel-painting-pattern-background-04-vector-material-22897.jpg

    Петушка с гребешком.

                                Аленка-маленка

                                Шустра-быстра:

                                Воды наносила,

                                Сарафан дошила,

                                Носок довязала,

                                Ягод насобирала.

                                Везде поспела –

                                В охотку ей дело.  

    Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.

    Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.J:\Первая младшая группа 2015\КОНКУРС\The-pixel-painting-pattern-background-04-vector-material-22897.jpg

    Несмотря на то, что в русской семье хозяином дома считался отец, к женщине относились с уважением и любовью. Уважение к людям считалось первой нравственной заповедью детства. Народная педагогика измеряла воспитанность детей заботой о старости, прежде всего, матери.

    Важную роль в воспитании внуков играли бабушки и дедушки – главные воспитатели, передавшие им семейные нравственные нормы и заповеди. Воспитательное влияние на внуков подкреплялось культом предков. Бабушки и дедушки вкладывали в ребячьи души добрые понятия о семье, труде, вплетая в свои рассказы нравоучительные примеры о послушании и радении.

    Таким образом, очевидно, что при воспитании детей в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек — матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.J:\Первая младшая группа 2015\КОНКУРС\The-pixel-painting-pattern-background-04-vector-material-22897.jpg

    Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

    Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках - женственность.

    - Женские: «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», в которых имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не применяя физической силы.J:\Первая младшая группа 2015\КОНКУРС\The-pixel-painting-pattern-background-04-vector-material-22897.jpg

    - мужские: «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил» герои проявляют смекалку.

    Запечатленный в книгах духовный и практический опыт воспитания важно сохранить и осмыслить на современном этапе развития человечества.

    Неисчерпаемый источник для воспитания представляют пословицы и поговорки. В них запечатлены традиции народа: любовь к матери, уважение к старшим, трудолюбие, храбрость, стойкость, терпимость. Многие из них живут и сейчас:

    «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»

    «Дочерями красуются, сыновьями в почете живут»

    «Дом вести – не лапти плести»J:\Первая младшая группа 2015\КОНКУРС\The-pixel-painting-pattern-background-04-vector-material-22897.jpg

    «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит».

    В пословицах и поговорках нашли отражение мысли народа о воспитании мужских и женских качеств, культуре взаимоотношения полов:

    «Смелый боец и в ученье и в бою молодец»

    «Терпи казак, - атаманом будешь»

    «Хорошему хозяину день мал»

    «Женский ум лучше всяких дум»

    «Женская красота – домоустройство»

    «Путная хозяйка каждую курочку знает»

    «У хорошей хозяйки и кот жирный»

    «Полюбила молодца не из-за золотца»

     «На что клад коли в семье лад».

    Используя иронию, соблюдая педагогический такт, народ обращает внимание на мужские и женские слабости, пороки и недостатки, побуждает желание их устранить:J:\Первая младшая группа 2015\КОНКУРС\The-pixel-painting-pattern-background-04-vector-material-22897.jpg

    «Мужик лукавый - что карман дырявый»

    «Тут мешок, да скуповат мужичок»

    «Жена верховодит – муж по соседям бродит»

    Значительное место занимают пословицы и поговорки о детях, как о самом главном богатстве семьи:

    «Дети в доме – счастье! »

    «Без деток и дом сирота»

    «Где детки, там и ягодки»

    Таким образом, очевидно, что при воспитании детей в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек — матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни. J:\Первая младшая группа 2015\КОНКУРС\The-pixel-painting-pattern-background-04-vector-material-22897.jpg

    Русские народные традиции воспитания сохранялись в крестьянской семье вплоть до 1917 года. Они передавались из поколения в поколение, от старших к младшим и рассматривались как нечто незыблемое, вечное и обязательное.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Мальчики и девочки - два разных мира"

    В консультации затронуты вопросы гендерного воспитания, актуальные на современном этапе....

    Консультация для педагогов. Мальчики и девочки дошкольного возраста

    В консультации изложен материал на тему физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек дошкольного возраста, даются некоторые советы по воспитанию....

    Консультация "Как воспитывать мальчиков и девочек"

    Как часто мы говорим: "Воспитываем детей, развиваем ребенка..." А ведь каждый ребенок - это мальчик или девочка. И, конечно, к воспитанию мальчиков и девочек требуется разный подход. Это знают, конечн...

    Консультация для родителей "Мальчики и девочки - два разных мира"

    Своё отношение к ребёнку мы подчас подчиняем выработанным педагогическим правилам и стереотипам: "Ребёнок в два года должен уметь...". И все силы бросаем на то, чтобы умел. А какой ребёнок - мальчик и...

    консультация для родителей: "Мальчики и девочки-два разных мира".

    практические рекомендации педагогам и родителям....