Главные вкладки

    Консультация для родителей "Играем и развиваем речь детей"
    консультация на тему

    Божко Оксана Васильевна

    Консультация для родителей "Играем и развиваем речь детей"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igraem_i_razvivaem_rech_detey.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                          Консультация для родителей

                                                         «Играем и развиваем речь детей»   

                    Часто от родителей можно услышать «Мой сын (моя дочь) всё понимает, только пока не говорит». Действительно, малыш адекватен в рамках определенной ситуации – показывает нужный предмет или игрушку, совершает названное действие. Однако, если ребенок сам не пользуется активной речью, то родителям сложно оценить уровень понимания обращенной к нему речи, потому что неговорящий ребенок в различных ситуациях одним и тем же словом может обозначать разные предметы или действия.

                  Иногда родители излишне опекают ребёнка, стараются предугадать его желания и, если он не может выразить свои мысли словами, делают это за него. Взрослые должны понимать, что такая  «помощь» только  тормозит формирование речи ребенка. Чтобы избежать негативных последствий, близкие люди должны как можно больше разговаривать с ребенком: озвучивать привычные для него ситуации (одевание и  раздевание, умывание, купание, прием пищи, прогулку, подготовку ко сну, игры с игрушками, рассматривание картинок, чтение сказок); называть и показывать предметы одежды, используемой во время еды, предметы одежды, ее цвет и т.п.

                   Разговаривать с ребенком нужно спокойно, простыми фразами, доступными для его понимания. При этом надо говорить правильно, не подделываясь под детскую речь («не сюсюкать»), не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами слов.

                 Формированию активной речи будут способствовать созданные родителями ситуации, в которых у ребенка возникает потребность подражать их словам (это естественный период в развитии детской речи). Ответы ребенка должны приниматься взрослыми в любом виде (лепет или автономная речь). Главное на этапе подражания – добиться, чтобы малыш начал говорить упрощённые слова: машина – «би-би»; собака – «ав-ав»; кошка – «Мяу». Но не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова. Взрослые должны давать образцы только правильной речи.

                    Если ваш ребенок пока не говорит, позанимайтесь с ним, но так, чтобы и ему и вам было весело и интересно. 

                                         Игры на понимание речи   (развитие пассивного словаря) 

    - Чудесный мешочек

               Взрослый берет красивый мешочек и просит достать из мешочка игрушку, например кубик. Ребенок достает игрушку, а взрослый называет ее. Затем взрослый говорит: «Покажи, где кубик». Ребенок указывает пальцем на игрушку. Игра повторяется несколько раз (с другими предметами и игрушками).

             Затем взрослый просит ребенка: «Положи в мешочек игрушку, которую я назову». Ребенок должен взять игрушку, называемую взрослым, и положить её в мешочек. 

    -Найди пару

              Взрослый вместе с ребенком подбирает пары игрушек, например плюшевого и пластмассового медведей, железную и пластмассовую машинки и т.д. При этом взрослый предлагает потрогать каждую игрушку и называет тактильные ощущения соответствующими словами (твердый, мягкий, теплый, холодный и т.д.).

             Затем показывает ребенку картинку с изображением, например, уже знакомой ему машинки, называет её и просит найти такую же игрушку среди других.

             Для развития пассивного словаря ребенка рекомендуется читать литературные произведения, например цикл стихотворений А.Л. Барто «Игрушки».

                                 Игры на звукоподражание  (развитие активной речи) 

    - Укладываем спать любимую игрушку

           Ребенок и взрослый держат в руках игрушку (куклу, мишку и др.), укачивают её и напевают: «Аа–аа-а. Аа–аа-а». (Подражание колыбельной песни мамы). 

    - Машина

          Ребенок и взрослый вытягивают вперед руки и имитируют вращательные движения руля автомобиля. Взрослый произносит: «Машина едет и гудит: би-би-би. В машине сидит (произносит имя ребенка в уменьшительно-ласкательной форме) и гудит…»

    Ребенок, подражая звуку сигнала машины, говорит: «Би-би-би».

    -Самолёт

         Ребенок и взрослый стоя разводят руки в стороны. Взрослый говорит:

    «Самолёт летит, в нем мотор гудит: у-у-у-у…». Затем они вместе изображают полет самолета и шум работающего двигателя: «у-у-у-у».

    -Ферма

             Подражание звукам, издаваемым домашними животными (корова – «му-у-у», кошка – «мяу-у», собака – «ав-ав», лошадь – «И-го-го», коза – «ме-е-е», курица – «ко-ко-ко»).

            Предметы для игры:

    1). Игрушки (фигурки домашних животных);

    2). Ширма;

    3). Карточки с рисунками либо предметы-заместители любимой еды домашних животных (цветы клевера, рыба, косточка, трава, пшеничные зерна и др.).

         

                  Первый этап игры «Какие звуки издают домашние животные?»

          Взрослый прячет за ширмой фигурки домашних животных. Затем стучит по столу и произносит: «Тук-тук-тук. Кто к нам пришел?». Достает из-за ширмы фигурку коровы, показывает ее ребенку и говорит: «Корова – му-у-у».

           Затем передает фигурку коровы ребенку и вместе с ним произносит: «Му-у-у».

           Аналогичные действия взрослый и ребенок совершают с каждой фигуркой домашнего животного, подражая издаваемым им звукам.

         Второй этап игры «Накормим животное (проводится по картинкам).

         Взрослый предлагает покормить домашнее животное: «давай дадим корове клевер. Кушай, корова, – ам-ам». Ребенок повторяет действия и слова-звукоподражания.

       Аналогично проводится игра с кормлением каждого животного. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Развиваем речь детей"

    Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и...

    Консультация для родителей "Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ- игр".

    Методы ТРИЗ  позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития....

    Консультация для родителей. «Развиваем речь детей с помощью скороговорок».

    Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это гла...

    Консультация для родителей "Развиваем речь детей"

    Рекомендации по развитию речи детей дома....

    Консультация для родителей «Развиваем речь детей дома»

    Неповторима прелесть первых детских слов!Проходят годы, ребёнок подрастает, но не забываются первые произнесённые им слова, такие дорогие родительскому сердцу. Долго ещё будут вспоминаться в семье стр...

    Консультация для родителей "Как развивать речь у детей с ЗПР"

    Чаще всего родители обращают внимание на недостатки звукопроизношения у своих детей  и не обращают внимание на важные характеристики речевого развития: нарушение слоговой структуры слова, восприя...