Консультации, статьи
материал по теме

Червоная Надежда Олеговна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chervonaya_n.o.docx26.89 КБ
Файл konsultatsiya.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Надежда Олеговна Червоная,

Воспитатель МА ДОУ «Буратино»,

г.Когалым.

Развитие нравственных качеств личности воспитанников младшего дошкольного возраста через организацию  трудовой деятельности в ДОУ.

Аннотация. Статья напечатана в рамках основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

В статье представлено описание работы по формированию представлений о труде через разные формы организации детской деятельности; дано описание формирования у дошкольников навыков самообслуживания, участия в хозяйственно – бытовом труде, труде в природе.

Ключевые слова. Трудовое воспитание, трудовая деятельность, организация, навыки и умения, нравственные качества.

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания.

А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача воспитателя - помочь ребенку. Но не делать что-то вместо ребенка, а помочь ему научиться простым действиям( умываться, убираться и т.д.). Как сформировать элементарные навыки и умения у детей в детском саду и какую роль в этом играет трудовое воспитание?

        Трудовое воспитание в детском саду – обязательный и важный процесс. Благодаря трудовому воспитанию у дошколят формируется положительное отношение к трудовой деятельности, проявляется желание трудиться. Вместе с этим у детей развиваются нравственные качества.

        Известно, что интерес к труду, трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов в детском саду и родителей – не упустить этот важный момент, ведь в именно  в  дошкольном возрасте ребенок с радостью открывает удивительный мир окружающей среды. Труд должен войти в жизнь ребенка  помочь ему в его всестороннем развитии.

Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. 

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1.        Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.        Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3.        Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4.        Формирование навыков организации своей и общей работы.

5.        Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я. А. Коменский, И. Г. Пестолоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С. Буре, Г. Н. Година, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева, А. Д. Шатова и др.) .

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

        Труд способен:

  1. Укрепить физические качества;
  2. Развить умственные способности;
  3. Развить самостоятельность, ответственность;
  4. Повлиять благоприятно на процессы мышления.

Виды трудовой деятельности дошкольников.

Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей): одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры. Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками.

Хозяйственно-бытовой труд ( умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома, на участке).

Данный вид труда предполагает формирование навыков хозяйственно-бытового труда, приобретаемых детьми в дошкольном учреждении и в семье.

Труд в природе (уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.). Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологической культуры дошкольников, дает детям возможность доставлять радость другим людям. Труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд ( изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева). Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Во всех видах труда учитываются возрастные особенности; объем умений и навыков.

Формы организации труда детей в дошкольных учреждениях. 

Содержание труда детей реализуется в разных формах организации: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации труда детей. Это просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Большую роль поручения играют в младших группах, т.к. дети не умеют трудиться по собственной инициативе. Вводятся они с первых дней пребывания детей в детском саду и имеют большое значение для развития и воспитания детей (формируется интерес к труду, ответственность за порученное дело и т.д.) во всех возрастных группах. Но особенно поручения важны в период от 3 до 5 лет:

  1. Поручения всегда исходят от взрослого.
  2. В поручениях определяется конкретная задача и четкая направленность на получение результата.
  3. Поручения создают возможность для индивидуальной работы с детьми.
  4. В процессе выполнения поручений удобно осуществлять контроль за наличием трудовых умений и навыков, отношениям ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

В условиях дошкольного учреждения дежурства имеют свои особенности:

  • способствуют систематичности включения детей в труд;
  • требуют от ребенка большей самостоятельности;
  • необходимы знания последовательности и объема работы;
  • имеют общественную значимость для всего коллектива;
  • задания даются в обобщенном виде.
    Имеет свои особенности и подбор дежурных:
  • объединение детей по одинаковому отношению к труду;
  • объединение по принципу «кто с кем хочет»;
  • объединение по признаку подвижности (подвижный с малоподвижным);
  • объединение по алфавиту (в подготовительной группе).
  • Требования к дежурству:
    1.Труд дежурных не должен заменять труд взрослых, т. к. он организуется в дошкольном учреждении с воспитательной целью.
    2.В течение дня ребенок может участвовать в одном виде дежурства.
    3.В течение года все дети поочередно должны быть охвачены дежурством.
  • 4.Назначение дежурных проводится ежедневно, в ставших группах возможно назначение на 2-3 дня.
  • 5.В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия.
  • 6.Обязанности дежурных усложняются постепенно.
  • 7.В средней группе организация дежурства по столовой принимает вид труда рядом: за каждым столом - отдельный дежурный; в старших группах дежурные (2-3 ребенка) обслуживают все столы и обязанности распределяют между собой самостоятельно.

Планирование трудовой деятельности – важный компонент труда, он включает в себя:

  • Организацию работы,
  • Оценку как отдельных этапов так и результата в целом.

Младшие дети вообще не планируют свою деятельность.

В старшем дошкольном возрасте дети планируют часто только процесс исполнения и забывают об организации труда, и намечая только основные этапы, но не способы исполнения.

Часто не предусматривается также контроль и оценка собственной работы. Словесное планирование отстает от практического. Планированию своей деятельности следует специально учить, при этом проговаривать с ребенком все этапы и способы действий.

Это учит предвидеть результат труда.

Процесс труда должен быть интересен для детей, т.к. в нем отрабатываются все необходимые умения и навыки. Для этого взрослому следует самому тщательно продумать организацию труда ребенка, инвентарь, оценку результата труда и пр.

Результат труда для младших детей важен моральный(положительная оценка взрослого) . Старших дошкольников интересует достижение практического. Материального результата, хотя и оценка взрослых также важна.

Основная задача педагога - воспитание дошкольников в духе ценностного, гуманного отношения к природе, к человеку, к окружающей среде, к миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения принимать участие в преобразовании окружающего мира; создание необходимых условий для развития индивидуальности личности ребенка, обеспечения психологического комфорта каждого воспитанника.

Внимание в работе педагог должен уделять народному творчеству, включать в процесс потешки, пословицы, поговорки, заклички, сказки, загадки, песни, народные приметы и т.д.        

Эстетика в организации среды является не менее важным условием осуществления трудового воспитания. Должное внимание нужно уделять подбору оборудования и инвентаря, необходимого детям для работы.

Важная задача педагогов – помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении опыта, развивать его интерес и желание, а так же потребности в получении определенных трудовых умений.

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы
труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Известно, что детей увлекает игра, соревнования, секреты.

Взаимодействия с игрой - определяющее направление в организации труда. Важно суметь  успешно сочетать игру и формирование навыков и представлений, и личностным развитием ребенка. Основная форма общения педагога и ребенка это сотрудничество.

Большое внимание следует уделять развитию эмоциональной сферы детей. Если труд входит в их повседневную жизнь ненавязчиво, интересно, увлекательно и радостно, дети получат от этого удовольствие и радость, чувствуя свою значимость в настоящем деле, радуясь и гордясь своими успехами.

Труд позволяет ребенку понять свою ценность, уверенность в себе, своих возможностях.

В процессе трудового воспитания развиваются психические процессы: восприятие, мышление, воображение, внимание, воля. Формируются основные качества личности: активность, целеустремленность, самостоятельность. По мнению многих исследователей, необходимо формирование трудолюбия для развития этих качеств.

Заключение.

Таким образом, трудовое воспитание- процесс интегрирующий все сферы развития и становления личности ребенка.

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений, навыков, благодаря чему воспитанники детского сада  благополучно развиваются дальше.

В зависимости от отношения дошкольника к труду можно судить о становлении его нравственных качеств, т. е. отношении ребенка к человеку-труженику (уважение к нему, желание помочь и т. п.), к своему труду (добросовестное отношение к результатам труда и т. п.), что является показателем становления и развития его нравственных качеств.

Самое главное – начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет. Делать это нужно в игровой форме. Обязательно нужно хвалить ребенка, даже если у него что-то не получается. Важно отметить, что  работу нужно проводить  в соответствии с возрастными особенностями и обязательно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.

        

Список литературы        

  1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.:Мозаика-Синтез, 2011.
  2.  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Веракса Н.Е.,Комарова Т.С., Васильева М.А.
  3. Трудовое воспитание в детском саду.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Духовно-нравственное воспитание в семье»

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребѐнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи   обусловлена тем, что в ней ребѐнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьѐй.     Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми.

Нравственное воспитание дошкольников очень важно, потому что в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению норм и требований. Ребенок, способный правильно оценивать и понять чувства и эмоции другого человека, для которого дружба, справедливость, доброта, сострадание, любовь не являются пустым звуком, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию. В дошкольном возрасте у ребенка формируются моральные оценки и суждения. Чувства позволяют человеку испытывать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств закладывается в детстве, и задача взрослых людей окружающих детей помочь в этом ребенку, добиваться, чтобы ребенок понимал какие, поступки недопустимы, какие желательны.

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью – все это является источником духовно-нравственного воспитания.

 Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие ребенка- это развитие чувств и воли.   Родители могут влиять на развитие ребенка, организовав усвоение моральных норм, которые регулируют поведение  человека в обществе. Эти нормы в виде образцов усваивается ребенком. Именно поэтому ответственность родителей очень велика,  ведь от того, какие образцы заложат родители в душу ребенка, во многом зависит его дальнейшая судьба. Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему и плохому родителей.

В зависимости от типа семьи, отношений между родителями и детьми можно говорить о нравственном и духовном воспитании в семье. Существует традиционная классификация взаимоотношений, согласно которой выделяют три вида семейных взаимоотношений - авторитарный, демократический и попустительский. Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, которые стремятся подавить волю ребенка. Взрослые не обращают внимания на индивидуальные черты ребенка, который впоследствии вырастает безынициативным, у него нет самостоятельности и творческой жилки. При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи' характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых о детях. Родители пользуются авторитетом детей, основанным на доверии. Такие дети более раскрепощены и непосредственны в общении. При попустительском стиле родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами по себе. Над детьми нет контроля и они представлены самим себе, что не самым лучшим способом сказывается на их нравственном воспитании. Дети растут недисциплинированными. Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций. Семья - это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребѐнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Гармоничные отношения отца и матери, их забота друг о  друге, о детях, стремление избежать ссор и предупредить конфликт, трудолюбие  уважение друг к другу - все это важные предпосылки того, что - выросшие дети в такой обстановке создадут прочную, счастливую семью.   

   Только при уверенности ребѐнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность ребѐнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у ребѐнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - консультация для родителей

Это статья о дыхании, материалы журнала "Логопед" г.Иркутск....

Статья "Музыкальная терапия для всей семьи" (консультация для родителей)

Статья  "Музыкальная терапия для всей семьи" (консультация для родителей)В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активност...

Консультация для родителей "Как помочь ребёнку стать самостоятельным?"

Данная консультация поможет родителям узнать ответ на важный вопрос "Как помочь ребёнку стать самостоятельным?"...

Консультации, статьи для родителей и педагогов, конспекты занятий.

  Почему необходимыарт-терапевтические занятия с детьми дошкольного возраста ... Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут ...

Консультация (Статья) для родителей "Речевое развитие у детей младшего возраста"

Уровень развития речи находится в прямой  зависимости  от развития тонкой моторикиРечевое развитие ребенка - одна из актуальных задач современного дошкольного образования...