Главные вкладки

    Картотека по обогащению словарного запаса дошкольников
    картотека по теме

    Божко Оксана Васильевна

    Картотека по обогащению словарного запаса дошкольников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Картотека

    «Обогащение словарного запаса у дошкольников»

    КОСМОС

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: старт, посадка, земля, луна, месяц, солнце, космос, планета, звезда, корабль, луноход, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, космодром, скафандр, шлем, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, сияние.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: лунный, солнечный. земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.

    ГЛАГОЛЫ: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать.

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    НАЗЫВАТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА:

    ДАЛЕКО – БЛИЗКО                                    

    ВЫСОКО – НИЗКО

    УЛЕТЕТЬ - …

    ТЕМНО - …

    ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:

    КОСМОНАВТ – смелый, сильный, здоровый, умный

    ЗВЕЗДА – маленькая, яркая, желтая, красивая

    СОЛНЦЕ – яркое, жаркое,…

    КОСМОС – темный, огромный

    СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ:

    РАКЕТА, КОСМОС, ЛЕТЕТЬ, В.                                    

    ЛУНА, ЭТО, ЗЕМЛЯ, СПУТНИК.

    ЛУНА, ЗЕМЛЯ, МЕНЬШЕ.

    ЛУНА, ВРАЩАТЬСЯ, ЗЕМЛЯ, ВОКРУГ.

    ОПРЕДЕЛЯТЬ, ЧТО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ:

    СОЛНЦЕ, ЛУНА, ЛАМПА.

    ЗВЕЗДА, ПЛАНЕТА, РАКЕТА.

    ПРИЛУНИТЬСЯ, ПРИЗЕМЛИТЬСЯ, ПРИПОЗДНИТЬСЯ.

    ОБЪЯСНЯТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ:

    СКАФАНДР, ВЗЛЁТ, ПОСАДКА, СТАРТ, ПРИЗЕМЛЕНИЕ, ШЛЕМ, СОЗВЕЗДИЕ, ЛУНОХОД, КОСМОНАВТ, СПУТНИК, НЕВЕСОМОСТЬ.

    ВМЕСТЕ  С  РЕБЕНКОМ

    РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

    • Объяснить ребенку, почему празднуют день космонавтики, что это за праздник;
    • Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса. космонавтов и космической техники.
    • Рассказать ребенку о первом космонавте – Ю.А.Гагарине.
    • Понаблюдать за звездным небом, попробуйте найти полярную звезду.
    • Спросите у ребенка, почему иногда звезд не видно, как они это понимают, скажите верный ответ.
    • Почитайте о космосе рассказа, стихи, отгадывайте загадки, попробуйте сами составить загадки:

    Маленькие сверкающие точки.

    Их видно только ночью.

    Живут они на небе.

    Большое, теплое, круглое,

    Ходит – бродит по небу.

    Желтый, похож на кусочек сыра,

    Висит на небе.

    ЦВЕТЫ

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, мимоза, тюльпан, колокольчик, ландыш, ромашка, клевер, лютик, незабудка, фиалка, бутон, лепесток, стебель, листья, медуница, природа, охрана, анютины глазки.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивые, теплолюбивые.

    ГЛАГОЛЫ: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться.

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    ПРАВИЛЬНО СЧИТАТЬ:

    ОДИН ЦВЕТОК, ДВА ЦВЕТКА,…, ПЯТЬ ЦВЕТКОВ…

    ОДНА ФИАЛКА, ДВЕ ФИАЛКИ,…, ПЯТЬ ФИАЛОК…

    ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ: ПОДСНЕЖНИК – первый, белый, нежный…

    ФИАЛКА – маленькая, фиолетовая, комнатная

    ЛИСТЬЯ - …                                                                            

    МИМОЗА -

    ПОДБИРАТЬ ГЛАГОЛЫ:

    ЦВЕТЫ МОЖНО – САДИТЬ, РВАТЬ, ПОЛИВАТЬ…

    ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ЦВЕТЫ:

    НАЗВАНИЕ

    СТРОЕНИЕ

    ГДЕ РАСТЕТ

    СПОСОБЫ УХОДА

    ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЦВЕТЫ

    ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

    РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

    • Побеседуйте о том, какие изменения произошли в природе, какие цветы появились, обратите внимание на различие цветов, их разнообразие, на цвет и запах.
    • Почитайте стихи и загадки, выучите полюбившиеся:

    Пушистый цветок

    Качнул ветерок.

    Ой! И шапка долой.

    У желтенького солнышка

    Лучи не горячи.

    У желтенького солнышка

    Белые лучи.

    Как называются цветы,

    Когда в руке их держишь ты?

    НЕЗАБУДКИ

    Их видимо – невидимо,

    Не сосчитаешь их!

    И кто их только выдумал –

    Веселых, голубых?

    Должно быть, оторвали

    От неба лоскуток,

    Чуть – чуть поколдовали –

    И сделали цветок.

    ДЕНЬ ПОБЕДЫ

    (День Защитника Отечества )

    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: армия, защитник, воин, солдат, боец, танк, танкист, ракетница, ракетчик, граница, пограничник,  самолет, летчик, пилот, зенитка, зенитчик, корабль, лодка, крейсер, капитан, моряк, матрос, юнга, медаль, орден, значок, погоны, форма, салют, парад.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:смелый, храбрый, отважный, сильный, хитрый, смекалистый, спортивный, ловкий, меткий, зоркий, внимательный, солдатский, защитный, боевой,  танковая, ракетные, летные, пограничные, парадный.

    ГЛАГОЛЫ:   защищает, служит, охраняет, воюет, стережет, оберегает, стреляет, занимается (спортом), марширует, одерживает победу.

    ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ:

       Расскажите ребенку о том, что это за праздник;

    -кто такие защитники Отечества;

    -посмотрите вместе с ребенком фотографии и картинки ,имеющие отношение к Армии;

    -познакомьте ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями.

    Поиграйте в игру «Скажи какой»:

    защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый, отважный….

    Посчитайте боевую технику:

    Один танк, два танка, …, пять танков.

    Один самолет, два самолета, …, пять самолетов…и т. п.

    Почитайте стихи, рассказы и загадки об Армии, солдатах и т.п.

    Февраль

    Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

    Змейкой мчится по земле легкая поземка.

    Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья –

    Это празднует февраль Армии рожденье.

    ДИКИЕ ЗВЕРИ И ИХ ДЕТЁНЫШИ

    ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост.морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки,соболь, норка, крот, берлога, шатун.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:   бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.

    ГЛАГОЛЫ: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится.охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать.

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    НАЗЫВАТЬ СЕМЬЮ:МЕДВЕДЬ, МЕДВЕДИЦА, МЕДВЕЖОНОК, ЗАЯЦ. ЗАЙЧИХА, ЗАЙЧОНОК…

    ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЙ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ:

    БУРЫЙ, КОСОЛАПЫЙ, НЕУКЛЮЖИЙ - …

    СЕРЫЙ. ЗУБАСТЫЙ. СТРАШНЫЙ - …

    ХИТРАЯ ПУШИСТАЯ. РЫЖАЯ - …

    НАЗЫВАТЬ МАМУ:

    МЕДВЕЖОНОК У МЕДВЕДИЦЫ, ЛИСЕНОК У …, ЗАЙЧОНОК У …

    КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ:

    ЛИСА – ТЯВКАЕТ, МЕДВЕДЬ – РЫЧИТ, ВОЛК – ВОЕТ…

    КТО ГДЕ ЖИВЕТ:                              

    В НОРЕ ЖИВЕТ – ЛИСА.                    

    В БЕРЛОГЕ -

    В ЛОГОВЕ - …

    В ДУПЛЕ - …

    ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ГЛАГОЛУ:

    ОХОТИТСЯ - …

    КРАДЕТСЯ - …                                    ВОЕТ - …

    КУСАЕТСЯ - …

    СКАЧЕТ - …

    ХИТРИТ - …

    ПЕРЕВАЛИВАЕТСЯ - …

    КОМУ ЧТО ДАДИМ:

    МЯСО – ВОЛКУ, МАЛИНУ -…, МЁД - …, МОРКОВКУ - …, ОРЕХИ - …

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ

    ВОЛК (КАКОЙ?) -….                                      

    ЛИСА (КАКАЯ?) - …

    ЁЖ (КАКОЙ?)- …

    ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:

    МЕДВЕДЬ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) - …

    ЛИСА (ЧТО ДЕЛАЕТ?) - …

    ЗАЯЦ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) -

    ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

    СЛЕД – волчий, лисий, заячий

    УШИ – медвежьи,заячьи, беличьи

    ГОЛОВА – лосиная, ежиная, волчья, лисья

    ОБРАЗОВЫВАТЬ НОВЫЕ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК:

    ПЕРЕХОДИТ          ОТХОДИТ               ОБХОДИТ                ПРОХОДИТ

    ВХОДИТ                                                                                        ЗАХОДИТ                                                                                

    СХОДИТ                                 ХОДИТ                                           НАХОДИТ

    УХОДИТ                                                                                            ПОДХОДИТ

    ДОХОДИТ                                                                          ПРИХОДИТ

                                   ВЫХОДИТ              ПЕРЕХОДИТ

    ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

    РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

    Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов;

     рассмотреть их внешние признаки;

    Рассказать о том, где они живут, чем питаются, об их повадках, как добывают пищу;

    Закрепить в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей;

    В качестве экскурсии можно посетить зоопарк.

    Почитайте стихи, сказки, рассказы, загадки о диких зверях.

    Загадать детям загадки
    Пришла из лесу птичница

    В рыжей шубке кур посчитать. Кто это?

    Хожу в пушистой шубке,

    Живу в густом лесу.

    В дупле на старом дубе

    Орешки я грызу.

    По снегу бежит – петляет.

    К лету шубку он меняет.

    На снегу его не видно,

    Волку и лисе обидно.

    ХЛЕБ

    ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: колхоз, колхозник(ца), механизатор, поле, плуг, комбайн, комбайнер, трактор, тракторист, косилка, сеялка, зерно, ряды, колос, мука, хлеб, тесто, выпечка, булка, буханка, каравай, батон, булочка, ватрушка, хлебобулочное изделие, рожь, пшеница, земля, удобрение, элеватор, урожай, уборка.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:пшеничный, овсяный, ржаной, богатый, тяжелый, вкусный, ароматный, пахучий, свежий,мягкий, полезный, черный, белый, сладкие, золотые, хлебный.

    ГЛАГОЛЫ:сеять, растить, ухаживать, собирать, убирать, пахать, боронить, мелют (зерно), удобрять, косить, стряпать, печь, выпекать, готовить, есть, покупать, продавать, хранить.

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    ОБРАЗОВЫВАТЬ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА: хлебушек, хлебные (крошки), хлебный (квас), хлебница, хлеборезка, хлебороб, хлебопекарня и т.д.

    ОБРАЗОВЫВАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

    Колосок пшеницы – пшеничный колосок

    Колосок ржи – ржаной…

    Хлеб из пшеницы – тесто из пшеничной муки - …

    ПОДБИРАТЬ СИНОНИМЫ:

    ХЛЕБ ПО ЗАПАХУ – пахучий, душистый, ароматный….

    НА ВКУС ХЛЕБ - …….

    НА ОЩУПЬ - …….

    НАЗЫВАТЬ ПРОФЕССИИ И ДЕЙСТВИЯ:

    Работает на тракторе - тракторист

    Пашет   землю - пахарь

    Работает на комбайне - комбайнер  

    Выращивает хлеб - хлебороб  

    ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

    Почитайте пословицы, стихи, загадки о хлебе. Побеседуйте о хлебе: откуда он берется, что делают из зерна, муки, теста и т. д.

    Загадать детям загадки

    Он бывает с толокном,

    С рисом, мясом и пшеном,

    С вишней сладкою бывает.

    В печь его сперва сажают.

    А как выйдет он оттуда,

    То кладут его на блюдо.

    (Пирог)

    И т. д.

    МЕБЕЛЬ

    ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

    ПРЕДМЕТЫ: мебель, стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло, софа, трюмо, зеркало, кровать, табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины, вешалка, комната, магазин мебели, полка, кухня, прихожая, ножка, спинка, сиденье, двери, столяр, плотник, подлокотники.

    ДЕЙСТВИЯ: стоит, двигать (пере, ото, с), сидит, идёт, ронять, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать, бросать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть, покупать, положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать, беречь.

    ПРИЗНАКИ:деревянный, высокий, низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый, жёсткий, светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический.

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    ПОДБИРАТЬ СИНОНИМЫ:

    СТОЛ (какой?) – круглый, обеденный, журнальный, праздничный, накрытый, широкий, письменный…

    КРЕСЛО (какое?) – мягкое, широкое, удобное, тёплое…

    КОМНАТА (какая?) – большая, светлая, уютная.детская, солнечная, прямоугольная…

    ДИВАН (какой?)…, зеркало (какое?),кухня (какая?)…

    СОГЛАСОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ

    одно – кресло, два – кресла, пять – кресел.

    кровать, 2 – кровати, 5 – кроватей.

    1 – стул, 2 – стула, 5 – стульев.

    1 – зеркало, 2 – зеркала, 5 – зеркал.

    ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

    это трюмо, нет трюмо, взять с трюмо, поставить на трюмо.

    это стол, нет стола, поставить на стол.

    это кресло, нет кресла, сеть в кресло.

    СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ  

    ДИВАН – СТОЛ                            

    ТАБУРЕТ – СТУЛ (КРЕСЛО)

    ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

    .Рассмотрите домашнюю мебель на кухне, в спальне, гостиной – объясните её предназначение.

    ПОИГРАЙТЕ В ИГРУ «СКАЖИ НАОБОРОТ»

    короткий – длинный                          гладкий - шероховатый

    узкий – широкий                                  детский - взрослый

    высокий низкий                                  светлый - тёмный

    мягкий – твёрдый                                чёрный – белый

    СОСТАВЛЯЙТЕ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА ЗАГАДКИ-ОПИСАНИЯ

    Широкий, высокий, светлый, на четырёх ногах, на кухне.

    Высокий, деревянный, тёмный, имеет дверцы, полки.

    Широкий, удобный, мягкий, покрыт пледом.

    НАСЕКОМЫЕ

    ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук, жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, жук-слоник, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:полезные, вредные, шестиногий, красивая, яркая, пестрая, пятнистая, разноцветная, дружные, трудолюбивые, осторожные, блестящие, жужжащие, защитная окраска, ядовитые.

    ГЛАГОЛЫ:летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, опыляет, охраняют, порхают, ползут, стрекочет, звенит, уничтожает, плетет, ест, плавает, бегает, прыгает, пищит, строит, откладывает, засыпает.

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:

    БАБОЧКА – КРАСИВАЯ, ЯРКАЯ, ПЕСТРАЯ…

    МУРАВЕЙ – МАЛЕНЬКИЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ, ПОЛЕЗНЫЙ…

    КУЗНЕЧИК - …

    ПЧЕЛА - …

    ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:

    ПЧЕЛА – ЖУЖЖИТ, ЛЕТАЕТ, ЖАЛИТ, СОБИРАЕТ НЕКТАР…

    КУЗНЕЧИК – ПРЫГАЕТ. СТРЕКОЧЕТ…

    ОПИСЫВАТЬ ПО ПЛАНУ:                        

    НАЗВАНИЕ

    ВНЕШНИЙ ВИД

    ЧЕМ ПИТАЕТСЯ

    СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

    ПОЛЬЗУ ИЛИ ВРЕД ПРИНОСИТ

    КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЕТ

    СРАВНИВАТЬ:

    БАБОЧКУ И ПЧЕЛУ

    КОМАРА И МУРАВЬЯ

    МУХУ И СТРЕКОЗУ

    НАХОДИТЬ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

    ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

    РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

    Спросить ребёнка, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых.

     Рассмотреть насекомых, их части тела.

      Рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе.

      Рассказать, что муха – вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.

    ОТГАДЫВАЙТЕ ЗАГАДКИ:                

    Домовитая хозяйка

    Пролетает над лужайкой,

    Похлопочет над цветком –

    Он поделится медком.

    На полянке возле елок

    Дом построен из иголок.

    За травой не виден он,

    А жильцов в нем миллион.

    ОСЕНЬ

    ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

    ПРЕДМЕТЫ:   осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлёт, урожай, сад, деревья, кусты, заморозки, листья, лес, овощи, фрукты, птицы, слякоть, озимь, погода, мгла, небо, пора.

    ДЕЙСТВИЯ:падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, покидают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, сохнут, желтеют, вянут, моросит.

    ПРИЗНАКИ: ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, увядшие, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, багряная, голые, печальная, дивная.

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИОСЕНЬ (КАКАЯ?) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная…

    ДОЖДЬ (КАКОЙ?) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный…

    ДЕРЕВЬЯ (КАКИЕ?), ПОГОДА(КАКАЯ?), НЕБО(КАКОЕ?)…

    ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:

    ОСЕНЬ – приходит, наступает, наводит грусть

    ДОЖДЬ – льёт, моросит, идёт, накрывает…

    ЛИСТЬЯ – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…

    ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ПРИЗНАКАМ:

    ОСЕННИЙ – день, вечер, дождь, ветер, лес

    ОСЕННЯЯ – погода, ночь, непогода, одежда, сырость…

    ОСЕННЕЕ – небо, пальто, дерево, ненастье…

    ОСЕННИЕ – каникулы, листья, перчатки, заморозки

    ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

    РАССКАЗ ПРО ОСЕНЬ ПО ПЛАНУ:

    • После, какого времени года наступает осень?
    • Назовите осенние месяцы
    • Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?
    • Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?
    • Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
    • Какие праздники отмечают осенью?

    ПРОЧТИТЕ РЕБЁНКУ СТИХИ ОБ ОСЕНИ:

    А.С. ПУШКИН, «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ…».

                                «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…».

    Ф.И. ТЮТЧЕВ, «ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…».

    А.Н. ПЛЕЩЕЕВ, «ОСЕНЬ НАСТУПИЛА, ВЫСОХЛИ ЦВЕТЫ…».

    А.А. ФЕТ, «ОСЫПАЛ ЛЕС СВОИ ВЕРШИНЫ…».

    А.К. ТОЛСТОЙ, «ОСЕНЬ! ОБСЫПАЕТСЯ ВЕСЬ НАШ БЕДНЫЙ САД…».

    ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ ОБ ОСЕНИ:

    Пусты поля, мокнет земля

    Дождь поливает. Когда это бывает?

    Краса по лесу гуляет

    и деревья раздевает.

    Все деревья облетели,

    Зеленеют только ели,

    Днём и ночью дождик льёт

    Грязь и лужи у ворот.

    ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

    ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

    ГЛАГОЛЫ: летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,

    водоплавающие, проворный, голосистый.  

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ (ПОЧЕМУ?)

    СОРОКА, ВОРОНА, СИНИЦА, ЛАСТОЧКА

    (ЛАСТОЧКА – ПЕРЕЛЁТНАЯ ПТИЦА, ОСТАЛЬНЫЕ ЗИМУЮЩИЕ)

    ЖУК, БАБОЧКА, ПТЕНЕЦ, КОМАР

    (ПТЕНЕЦ – ПТИЦА, ОСТАЛЬНЫЕ НАСЕКОМЫЕ)

    ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ДЕТЁНЫШЕЙ

    журавли – журавлята

    грачи – грачата

    гуси – гусята

    скворцы – скворчата,

    утки-, кукушки-, стрижи-…

    ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬИ?

    ЧЕЙ КЛЮВ? у журавля – журавлиный;

       у гуся – гусиный; у утки; у кукушки-; у грача-…

    ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ

    1. Зимующая или перелётная птица?
    2. Почему их так называют?
    3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
    4. Чем питается?
    5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

    ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

    ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ

    Без рук, без топорёнка

    Построена избёнка.

                    Явился в жёлтой шубке,

                    прощайте, две скорлупки.

    На шесте дворец,

    Во дворе певец,

    А зовут его…

    Белоклювый, черноглазый,

    Он за плугом важно ходит,

    Червяков, жуков находит.

    Верный сторож, друг полей.

    Первый вестник тёплых дней.

    ПОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДИН ИЗ НИХ

    СКВОРЦЫ
    Мы вставали ночью даже,

    Из окна смотрели в сад:

    Ну когда же, ну когда же

    Наши гости прилетят?

    А сегодня поглядели –

    На ольхе сидит скворец.

    Прилетели, прилетели,

    Прилетели, наконец!

    ПОЧТА

    ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:   почта, почтальон, почтовый ящик, почтовый вагон, сумка, письмо, телеграмма, посылка, бандероль, открытка, газета, журнал, конверт, марка, адрес, адресат, бумага, сургуч, печать, индекс, оператор.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:вежливый, аккуратный, почтовая, праздничная, поздравительная, домашний, внимательный, старательный, срочная, детский, взрослый, тяжелая, легкая.

    ГЛАГОЛЫ: разносить, развозит, разбирает, сортирует, раскладывает, вручает, принимает, пишет, опускает, поздравляет, сообщает, продает, покупает, посылает, отправляет, получает, запечатывать, читать, приклеивать.

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ПРИЗНАКАМ:

    ПОЧТОВЫЙ – голубь, перевод, конверт…

    ПОЧТОВАЯ – марка, открытка…

    ПОЧТОВОЕ – извещение…

    ПОЧТОВЫЕ – марки, работники…

    ОБРАЗОВЫВАТЬ НОВЫЕ СЛОВА:

    ПОЧТА – почтальон, почтовый, почтамт

    АДРЕС – адресат, адресный, адресует, адресованный…

    ТЕЛЕГРАФ -…, телефон - …

    ЗАКАНЧИВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НУЖНЫМИ СЛОВАМИ:

    Почтальон принес письмо (кому?) (маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре…)

    В почтовом ящике лежат (что?) (газеты, журналы, письма…)

    В ящике нет (чего?) (газет, писем, журналов…)

    ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

         РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

         Показать ребенку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика, рассмотреть их.

         Показать ребенку письмо, почтовую марку, конверт, телеграмму, прочитать, откуда пришло письмо, телеграмма.

         Рассказать, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города.

         Показать, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустить письмо вместе с ребенком в почтовый ящик, показать посылку.

         Рассказать о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста).

         Почтового ящика корреспонденцию и сказать, что пришло по почте.

     

        Вместе с ребенком сходить на почту, где обратить его внимание на труд почтовых работников.

         ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

    ЛИСТ БУМАГИ ПО УТРАМ

    НА КВАРТИРУ НОСЯТ К НАМ

    НА ОДНОМ ТАКОМ ЛИСТЕ

    МНОГО РАЗНЫХ НОВОСТЕЙ.

    НА СТЕНЕ, НА ВИДНОМ МЕСТЕ

    СОБИРАЕТ ВЕСТИ ВМЕСТЕ.

    А ПОТОМ ЕГО ЖИЛЬЦЫ

    ПОЛЕТЯТ ВО ВСЕ КОНЦЫ.

    ЧТО ПУТЕШЕСТВУНТ ПО СВЕТУ,

    ОСТАВАЯСЬ В ОДНОМ УГЛУ?

    ПРОДУКТЫ

    ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: чай, кофе, подлив, компот, кисель, какао, котлета, щи, борщ, суп, уха, рассольник, каша, салат, пюре, плов, гуляш, печенье, конфеты, сахар, шоколад, мармелад, карамель, торт, пирог, блины, беляши, мука, оладьи, хлеб, пельмени, батон, бублик, молоко, кефир, сметана, майонез, масло, творог, сыр, маргарин, рыба, мясо, колбаса, крупа, консервы, соль, перец, приправа, яйцо.

    ПРИЗНАКИ:  вареный, сырой, вкусный, сладкий, соленый, горький, кислый, жареный, печеный, кипяченый, яблочный, картофельный, мясной, капустный, рыбный, манная, рисовая, полезная и т.д.

    ГЛАГОЛЫ:  варить, мыть, стряпать, жарить, печь, резать, тереть, разливать, кипятить, накладывать, завтракать, обедать, ужинать, угощать, пробовать, солить, перчить, раскатывать, размешивать, защипывать.

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ

    ОГУРЕЦ  (какой?) – длинный, короткий, зеленый, свежий, соленый…

    ПЮРЕ (какое?) – картофельное, овощное, горячее, вкусное, сладкое

    РЫБА (какая?) – морская, речная, живая, скользкая, жареная, соленая, сушеная, копченая…

    ТОРТ (какой?)… МОЛОКО (какое?)…  КОЛБАСА (какая?)…

    ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ

    КАШУ – ВАРЯТ, МОЛОКО – ПЬЮТ, КОТЛЕТЫ – ЖАРЯТ, ХЛЕБ – РЕЖУТ, УТРОМ – ЗАВТРАКАЮТ, ДНЕМ – ОБЕДАЮТ, ВЕЧЕРОМ – УЖИНАЮТ, ГОСТЕЙ – УГОЩАЮТ, БУЛОЧКИ – ПЕКУТ.

    ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

    Это яйцо, взять яйцо, разбить яйцо, нет яйца, купить яйцо, два яйца, пять яиц.

    Это котлета, нет котлеты, положить котлету, жарить много котлет, угощать котлетами.

    Это хлеб, нет хлеба, резать хлеб, подать хлеб, одна булка хлеба, два куска хлеба, квас хлебный.

    ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

    ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ:

    - для чего нужна еда?

    - кто готовит еду?

    - из чего готовят то или иное блюдо?

    - где берут продукты?

    - почему вредно есть много котлет?

    ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ

    Пузырюсь я и пыхчу,

    Жить в квашне я не хочу,

    Надоела мне квашня –

    Посадите в печь меня.

                                              (тесто)

    БЕЗ ЧЕГО ХЛЕБА НЕ ИСПЕЧЕШЬ?

     (без корки) и т.д.

    ПОИГРАЙТЕ В ИГРУ «СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ»

    ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ

    ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: мыло, полотенце, зубная щетка, расческа, ножницы, ванна, раковина, шампунь, мыльница, кран, вода, одеколон, духи, дезодорант, гель, крем, утро, вечер.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:  душистый, белый, черный, махровое, гладкий, мыльный, яркий, приятный, холодный, горячий, сухой, мокрый, блестящий, хозяйственное, туалетное, банное, детский, взрослый, густой, жидкий, мятный, теплый, цветное, бесцветный, утренний, вечерний, румяный, бледный, полезный, вредный, густой.

    ГЛАГОЛЫ: мыть, вымыть, чистить, причесывать, вытирать, открывать, закрывать, стирать, тереть, выдавливать, наливать, смывать, мазать, засучивать, пачкать, марать, намыливать.

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО:

    Слово ШАМПУНЬ – мужского рода, значит: 

    ПАХУЧИЙ ШАМПУНЬ

    ГУСТОЙ ШАМПУНЬ

    Стирать белье, засучивать рукава

    Много полотенец, много мыльниц (расчесок, ножниц, одеколона, духов, мыла, геля…)

    СОСТАВЛЯТЬ:

    Рассказ – описание или загадку – описание, основываясь на характерных признаках:

    Маленькое, махровое, цветное, мягкое, пушистое, висит рядом с раковиной, нужно чтобы вытирать руки и лицо.

    Гладкое, твердое, душистое, белое, овальное, лежит в мыльнице, бывает туалетное, банное, хозяйственное, нужно, чтобы мыть руки.

    Бывает массажная, сделана из пластмассы или дерева, нужна, чтобы расчесывать волосы.

    СРАВНИВАТЬ:

    Объяснить, чем похожи и чем отличаются (по форме, величине, по цвету, на ощупь, для чего нужны):

    ПОЛОТЕНЦЕ – МЫЛО

    РАСЧЕСКА – ЗУБНАЯ ЩЕТКА

    ВАННА - МЫЛЬНИЦА

    ОТВЕЧАТЬ   НА   ВОПРОСЫ:

    ДЛЯ ЧЕГО МЫ ДОЛЖНЫ УМЫВАТЬСЯ, МЫТЬСЯ?

    ПОЧЕМУ ВАЖНО МЫТЬ РУКИ ПЕРЕД ЕДОЙ? 

    ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК ЧИСТИТ ЗУБЫ?

    ЧТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ С ГРЯЗНУЛЕЙ?

    ОТГАДЫВАТЬ   ЗАГАДКИ:

    УСКОЛЬЗАЕТ КАК ЖИВОЕ, 

    НО НЕ ВЫПУЩУ ЕГО Я.

    БЕЛОЙ ПЕНОЙ ПЕНИТСЯ.

    РУКИ МЫТЬ НЕ ЛЕНИТСЯ.

                                 

    ДОЖДИК ТЕПЛЫЙ И ГУСТОЙ,

      ЭТОТ ДОЖДИК НЕ ПРОСТОЙ:

      ОН БЕЗ ТУЧ, БЕЗ ОБЛАКОВ

      ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ИДТИ ГОТОВ

    РЕЗИНКА – АКУЛИНКА

    ПОШЛА ГУЛЯТЬ ПО СПИНКЕ.

    И ПОКА ОНА ГУЛЯЛА,

    СПИНКА РОЗОВОЮ СТАЛА.

                   ГОВОРИТ ДОРОЖКА –

                   ДВА ВЫШИТЫХ КОНЦА:

                   -ПОМОЙСЯ ХОТЬ НЕМНОЖКО,

                   ЧЕРНИЛА СМОЙ С ЛИЦА!

                   ИНАЧЕ ТЫ В ПОЛДНЯ

                   ИСПАЧКАЕШЬ МЕНЯ.

    ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

    ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: лев, львенок, львица, грива, хвост с кисточкой, шерсть, хищник, тигр, тигренок, тигрица, обезьяна, обезьянка, зебра, зебренок, копыта, полоски, бегемот, бегемотик, кожа, складки, слон, слониха, слоненок, хобот, бивни, жираф, жирафенок, шея, крокодил, крокодильчик, пасть, клыки, носорог, носорожек, рог, кенгуру, кенгуренок, сумка, Африка, индия, Австралия, леопард, леопардик, верблюд, верблюжонок, черепаха, гепард, пустыня, охота, джунгли, удав, горилла.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ловкий, хищный, быстрый, грозный, сильный, пушистый, полосатый, острые когти, мощные клыки, цепкая, смышленая, смешная, крупный, неуклюжий, травоядный, огромный, толстокожий, высокий, пятнистый, длинный, зубастый, зеленый, скользкий, злой, сытый, голодный, неповоротливый, длинноногий, быстроногий, медлительный, сумчатый.

    ГЛАГОЛЫ: бегает, прыгает, ходит, охотится, подстерегает, набрасывается, рычит, кормит, крадется, скрывает, прыгает, лазает, играет, подражает, ловит, ищет, чистит, пасется, щиплет, прячет, плавает, ныряет, нежится, срывает, набирает, поливает, наклоняет, вытягивает, защищается, сбивает, прячет в сумке.

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:

    ТИГР – РЫЖИЙ, ХИЩНЫЙ, ПОЛОСАТЫЙ…

    ЖИРАФ – ВЫСОКИЙ, ПЯТНИСТЫЙ, С ДЛИННОЙ ШЕЕЙ…

    ОБЕЗЬЯНА – ВЕРТЛЯВАЯ, СМЕШНАЯ, ДЛИННОХВОСТАЯ…

    ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬИ?

    ГОЛОВА – ЛЬВИНАЯ

    ХВОСТ – ЛЬВИНЫЙ

    ЛАПЫ – ЛЬВИНЫЕ

    УХО – ЛЬВИНОЕ

    ВЫДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЧЕМУ?

    ЛЕВ, ТИГР, МОРЖ, ЗЕБРА (МОРЖ – ЖИВОТНОЕ СЕВЕРА)

    ВЕРБЛЮД, ЗЕБРА, ЛЕВ, ЖИРАФ (ЛЕВ – ХИЩНИК)

    НАЗВАТЬ СЕМЬЮ:

    ТИГР, ТИГРИЦА, ТИГРЕНОК

    СЛОН, СЛОНИХА, СЛОНЕНОК

    СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ: 

    КАК НАЗЫВАЕТСЯ? ГДЕ ЖИВЕТ? КАКОЕ У НЕГО ЖИЛИЩЕ?                                КАКОЙ ВНЕШНИЙ ВИД? КАКИЕ ПОВАДКИ? ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?

    КАК ДОБЫВАЕТ ПИЩУ? КАКИЕ У НЕГО ВРАГИ? КАК ЗАЩИЩАЕТСЯ?

    КАК ЗОВУТ ДЕТЕНЫША?

    РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

           Показать ребенку картинки с изображением животных, живущих в жарких странах.

           Рассказать об их внешних признаках, характерных повадках.

           Посетить с ребенком зоопарк.

           Почитайте вместе с ребенком стихи, сказки, рассказы, загадайте загадки.

           

    Прочитайте ребенку стихотворение и задайте вопросы: про каких животных говорится в стихотворении? Где они живут?

     Где обедал, воробей?

         В зоопарке у зверей.

         Пообедал я сперва

         За решёткой у льва.

         Подкрепился у лисицы,

         У моржа попил водицы.

     Ел морковку у слона,

     С журавлем поел пшена.

     Погостил у носорога,

     Отрубей поел немного.

     Побывал я на пиру

     У хвостатых кенгуру.

     Был на праздничном обеде

     У мохнатого медведя.

     А зубастый крокодил

    Чуть меня не проглотил.

    (с. Маршак)

    СЕМЬЯ

    ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:   мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат,               сестра, внук, внучка, фамилия, имя, отчество, семья, тётя, дядя, отец, мать, школьник, школьница, отличник, бассейн, шахматы, шашки, журнал, книга, телевизор, радио, дом, квартира, подъезд.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:   большой, маленький, ласковый, старший, младший, взрослые, любимый, дружный, добрый, злой, высокий, низкий, детский, старый, молодой, цветной, мягкий, твердый, удобный, благоустроенная, двух-, трех-, четырехкомнатная, сильный, слабый, примерный, шаловливый, послушный, веселый, грустный, мудрый, глупый, ленивый.

    ГЛАГОЛЫ:   сидит, стоит, спит, рисует, шить, пороть, варить, гладить, чинить, рвать, штопает, стирает, убирает, разбрасывает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, ссорится, помогает, ухаживает, ворчит, любит, пеленает, стряпать, посещать.

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАК:

    МАМА (какая?) – ласковая, добрая, нежная, заботливая…

    ПАПА (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый…

    БАБУШКА (какая?), дедушка (какой?)…

    ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

    Шарф (чей?) – мамин, папин, дедушкин, брата, сестры…

    Кофта (чья?) – дочкина, мамина, бабушкина…

    Пальто (чьё?) – мамино, папино, бабушкино…

    УМЕТЬ СРАВНИВАТЬ КТО СТАРШЕ/МЛАДШЕ:

    Папа – сын /папа старше, а сын младше/

    Папа – дедушка …..

    Дядя – внук…

    Внучка – бабушка…

    ПОНИМАТЬ ЛОГОКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ:

    Мамина дочка, мама дочки, дочка мамы.

    СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ О СВОЕЙ СЕМЬЕ:

    С кем ты живешь?

    Как зовут твоих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер?

    Как вы живете?

    Чем занимается мама, папа, брат, сестра, ты?

    Чем вы любите заниматься в выходные дни?

    Как проводите праздники?

    К кому вы любите ходить в гости? Почему?

    Любишь ли ты своих родных? За что?

    ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

    Поговорите с ребенком о своей семье, получите ответы на вопросы:

    -С кем ты живешь?

    -Сколько человек в твоей семье?

    -Назови всех членов семьи.

    -Кто самый младший/старший?

    -Предложите ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес, профессию родителей, место работы.

    -Нарисуйте в альбоме картинку «Моя семья» /совместно/.

    Почитайте вместе с детьми рассказы, сказки, стихи о семье, о семейных отношениях, взаимоотношениях в семье. Рассказы о вежливости.

    Поиграйте в игру «Распределим обязанности». Кто что будет делать, например:

    СЫН – убирает, выносит мусор, ходит в магазин за покупками…

    ДОЧЬ – моет и вытирает посуду, вытирает пыль, помогает убирать…

    ОТЕЦ – зарабатывает деньги, делает ремонт…

    МАТЬ – зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит…

    ТРАНСПОРТ

    ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:   машина, транспорт, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, водитель, пилот, капитан, правила дорожного движения, гараж, стоянка, остановка, тротуар, рельсы, дорога, ракета, контролер, кондуктор, вокзал, аэропорт, порт, пристань, аэродром, колесо, руль, дверца, стекло, фары, капот, багажник, насос, шофер, катер, билет, рельсы, шпалы, ракета, электричка, самосвал, такси, телега, велосипед, мотоцикл, трактор, комбайн, метро, авария.

    ПРИЗНАКИ:   наземный, водный, воздушный, гужевой, быстрый, скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая, пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, просёлочные дороги, трамвайная, троллейбусная, автобусная остановка, подземный, речной, морской, снегоуборочная, милицейская.

    ГЛАГОЛЫ:   ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, поворачивает, перевозит, стоит, чинить, ремонтировать, ломается, отчаливать, взлетать, садится, тормозить, трогаться, пропускать, выруливать, буксовать.

    ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

    НАЗЫВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ:

    ВОЗИТ МОЛОКО – МОЛКОВОЗ

    МЕШАЕТ БЕТОН – БЕТОНОМЕШАЛКА

    ВОЗИТ ЦЕМЕНТ – ЦЕМЕНТОВОЗ

    ВОЗИТ ВОДУ – ВОДОВОЗ

    ПОДБИРАТЬ ГЛАГОЛЫ:

    АВТОБУС – ЕДЕТ, ПЕРЕВОЗИТ ЛЮДЕЙ, ПОВОРАЧИВАЕТ, ТОРМОЗИТ..

    КОРАБЛЬ – ПЛЫВЕТ, ОТПЛЫВАЕТ, ПРИЧАЛИВАЕТ…

    ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТ К ПРИЗНАКУ:

    СТАРЫЙ - …

    НОВЫЙ - …

    ГРУЗОВОЙ - …

    БЫСТРОХОДНЫЙ

    ОПИСЫВАТЬ ТРАНСПОРТ ПО ПЛАНУ:

    НАЗВАНИЕ

    ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ (ЧТО СВЕРХУ, СНИЗУ, СБОКУ, СПЕРЕДИ, СЗАДИ, ВНУТРИ)?

    ДЛЯ ЧЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА?

    КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЕТ?

    СРАВНИВАТЬ ДВА ВИДА ТРАНСПОРТА:

    ЧТО ОБЩЕГО И КАКИЕ РАЗЛИЧИЯ ПО ПЛАНУ ОПИСАНИЯ.

    ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

    РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

         Вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта.

         Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный.

         Побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения, а также о профессии шофера.

    ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

    НА РЕЗИНОВОМ ХОДУ

    ВСЕ ДОРОГИ ОБОЙДУ.

    Я НА СТРОЙКЕ ПРИГОЖУСЬ,

    Я РАБОТЫ НЕ БОЮСЯ.

    МНЕ ОТКРЫТЫ ВСЕ ПУТИ.

    ВАМ СО МНОЙ НЕ ПО ПУТИ?

    ЧТО ЗА ЧУДО – СИНИЙ ДОМ!

    РЕБЯТИШЕК МНОГО В НЕМ.

    НОСИТ ОБУВЬ ИЗ РЕЗИНЫ

    И ПИТАЕТСЯ БЕНЗИНОМ.

    ПАРОВОЗ БЕЗ КОЛЕС!

    ВОТ ТАК ЧУДО ПАРОВОЗ!

    НЕ С УМА ЛИ ОН СОШЕЛ –

    ПРЯМО ПО МОРЮ ПОШЕЛ.

    ОН В БЕЗБРЕЖНОМ ОКЕАНЕ

    ТУЧ КАСАЕТСЯ КРЫЛОМ.

    РАЗВЕРНЕТСЯ НАД ЛУГАМИ,

    ОТЛИВАЕТ СЕРЕБРОМ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья: «Использование игровых приемов по обогащению словарного запаса дошкольников».

    Игровые  приемы  по  обогащению словарного запаса  детей  дошкольного  возраста...

    "Обогащение словарного запаса дошкольников с ОНР»

    Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Уже в раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения...

    Картотека игр по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.

    Картотека игр по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой  родного края....

    Использование дидактических игр в работе по обогащению словарного запаса дошкольников

    Тезисы выступления на VI Всероссийской научно-практической конференции "Стандарты современного образования - путь в будущее"...

    Методические рекомендации для воспитателя по обогащению словарного запаса дошкольников.

    При планировании и проведении работы с детьми  в детском саду воспитатели нередко ведущее место  отводят словарю детей. Между воспитателем и логопедом должно быть четкое деление фу...

    ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ C ОНР.

    ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ  C ОНР.В развитии словарного запаса у детей наблюдаются особенности, отличающие его от словаря взрослых. В норме необходимы лишь правильная, богатая и об...