консультация для родителей "Влияние игрушек на развитие детей"
консультация (младшая группа)

Стороженко Ольга Владимировна

Мы живем в непростое, но очень интересное время. Какой яркий окружающий мир. Как много всего нового. Гаджеты, техника, информационное пространство. Нам, взрослым, порой трудно определиться, понять, чего мы хотим, что нам нужно. А как трудно детям? С самого раннего возраста современный ребенок находится в информационном поле, доселе неизвестном. Но в то же время, законы развития человека остаются теми же, что и были. Ребенок так же проходит все стадии становления, познания, и наша задача - помочь ему в этом. А что окружает человека с первых дней жизни? Конечно, игрушки. Как выбрать правильные, чтобы не навредить. Данный материал будет полезен для родителей, а также воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_igrushek_na_razvitie_detey.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние  игрушек на развитие детей»

Подготовила

воспитатель МБДОУ №8

Стороженко О.В.

г.Приморско-Ахтарск

Дошкольное детство – важнейший период в жизни ребенка, он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей, познает себя. А так как познание окружающего мира и самого себя в этом мире происходит через игровую деятельность и игрушки, то к выбору их нужно подходить со всей ответственностью. Чтобы игрушка могла сыграть свою развивающую роль, она должна по своим свойствам соответствовать тем задачам развития, которые может решать ребенок в определенном возрасте.

Положительное влияние на развитие детей раннего возраста оказывают максимально простые игрушки, которые оставляют простор для воображения. Например:

1. Пирамидка — классическая традиционная развивающая игрушка для раннего возраста. Способствует развития точности и ловкости движений, концентрации внимания и внутреннего покоя. Учит соотносить детали по размеру и цвету, развивает мелкую моторику, образное мышление и воображение.

2. Кубики — первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), потом они используются для строительства, а затем служат строительным материалом для сюжетных игр.
3. Транспортные игрушки (для мальчиков) — развивают моторику и будят воображение, активно используются в сюжетных играх – для перемещения персонажей и осваивания социальных ролей.

4. Куклы (для девочек) – куклы служат заместителями человека и незаменимы для полноценной сюжетной игры. 

Постепенно ребенок растет, возникают новые противоречия. Как известно, игра рождается из противоречия, когда ребенок хочет быть самостоятельным и включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не доступно. И вот тут на помощь ему приходят сюжетно-ролевые игры. Теперь нужны игрушки, отображающие взрослую жизнь (парикмахерские, больницы, инструменты и.т.д.), а также различные конструкторы, пазлы, цветовое лото, то есть то, что, способствуют активизации всех познавательных процессов: воображение, внимание, память, мышление, а также оказывает огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка.

Очень полезной будет развивающая доска – бизиборд. Тут и моторика, и мышление, и воображение.

К сожалению, не все игрушки, продающиеся в магазинах, служат развитию ребенка.

К привлекательным, но часто бесполезным для развития игрушкам относятся многие интерактивные игрушки и многие электронные (компьютерные) игры. Нашпигованная огромным количеством электроники игрушка, умеющая все делать за ребенка, не дает развития воображения, а несет отсутствие игровой деятельности, как таковой и вдобавок сенсорное переутомление неокрепшей нервной системы. Неудивительно, что дети очень быстро устают от таких игрушек.

И все же, сложно представить современный мир без различных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и прочих «умных» штучек. Компьютер и дети — это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а детки все раньше осваивают современную технику. Но насколько безопасно такое увлечение детей гаджетами?

Есть два диаметрально противоположенных мнения: одно — за, а другое - категорически против. Техника для детей, есть ли минусы?

Минусы, безусловно, есть:

Во-первых, это чревато ухудшением зрения. Как утверждают специалисты, у детей в раннем возрасте зрение «садится» очень быстро, примерно, за полгода, а вот восстановлению поддается не всегда. Кроме того, такие дети в будущем испытывают дискомфорт при чтении, зачастую не могут удержать связать информацию, которую прочитали. У них бегающий глаз.

Во-вторых, это малоподвижный образ жизни, который провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой.

В третьих, дети видят реальный мир не таким феерически ярким, как в компьютере, у них возникает конфликт между тем и другим. Если ребенок очень много времени проводит с гаджетами, то есть опасность, что он просто «выпадет» из реального мира. Этот вопрос родители должны очень четко контролировать и если видят, что чаду интереснее сидеть за компьютером, чем общаться с друзьями, то пора бить тревогу.

Но, есть еще одна очень важная причина, отложить знакомство малыша с гаджетами. Возраст от 0 до 3 лет — это период интенсивного формирования речи и освоения родного языка, развития памяти, внимания, наглядно-действенного мышления.

Желание быть понятым, услышанным, сообщать о своих потребностях, делиться фантазиями и размышлениями— это движущая сила речевого развития. А с гаджетом можно играть молча.

Кроме того, у маленьких пользователей электронных игрушек слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с другими детьми, а также с родителями. Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка. Это является одной из причин значительного увеличения количества детей с проявлениями аутизации и расстройствами аутистического спектра (РАС), которые постепенно превращаются в «эпидемию» XXI века

Так есть ли положительное влияние гаджетов на развитие ребенка?

Все-таки оно есть, правда, не такое большое, ведь ничто не заменит живое общение с детьми, взрослыми людьми. Самым безобидным можно считать планшет для детей, хотя ребенок может полноценно развиваться и без него.

И еще один аспект в подходе к выбору игрушек. Кукла или мягкая игрушка тоже является дидактическим пособием.  Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность. 

В то же время, недопустимым является наличие в игрушке качеств, побуждающих чувства насилия, жестокость, агрессивность. Трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук, монстры - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, которые могут реализоваться в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. И, если, играя с любимой куклой, медвежонком, зайчиком ребенок легче проявляет свои эмоции и чувства, он не боится открыться, их можно поругать, наказать, а потом простить, пожалеть, то по отношению к роботу-трансформеру такие эмоции вряд ли возможны. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла.

Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования. Главным средством в игре ребенка-дошкольника являются игрушки, которые открывают возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Они несут в себе огромное психологическое и педагогическое значение, учат добру и красоте, пониманию и сопереживанию. Таким образом, влияние игрушек на развитие детей велико, и от нас, взрослых зависит, каким оно будет, так как именно мы насыщаем среду ребенка играми и игрушками.

                  Требования к детским игрушкам

1. Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.

2. Детская игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша. В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий), не более 2–3 в одной игрушке.

3. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте.

4. Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. При выборе детской игрушки в магазине попробуйте придумать минимум 3–4 игры с ней.

5. Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр и игрушек в развитии детей

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию консультацию для воспитателей....

Роль дидактических игр и игрушек в развитии детей.

Роль и цель- дидактических игрушек....

Краткие рекомендации полезных игр и игрушек для развития детей 5-7 лет

Современный мир переполнен детскими магазинами и обилием всевозможных игрушек, и под час у родителей просто расбегаются глаза. Конечно все мамы и папы хотят порадовать свое чадо и купить им все самое ...

"Использование игрушек для развития детей раннего возраста"

Издавно для развития детей раннего возраста использовали игрушки, которые являлись и объектами их забав и игр, и важным средством развития......

Консультация для родителей «Роль дидактических игр и игрушек в развитии детей раннего возраста».

Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошколь...

Значение игрушек для развития детей. Какие игрушки нужны детям

В материале рассказывается о роли игрушек в жизни ребенка-дошкольника, о том, как отличить полезные игрушки от вредных, а также о том какие игрушки необходимы для полноценного развития детей....