Главные вкладки

    Статья:
    Публикация статьи "Новые практики взаимодействия с родителями дошкольников" в сборнике по материалам круглого стола "Вовлечение родителей в независимую оценку качества дошкольного образования".

    Бажина Наталья Анатольевна

    О взаимодействии дошкольного учреждения и семьями воспитанников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Новые практики взаимодействия с родителями дошкольников

                                                                                                        Н.А.Бажина

    «Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.

    Именно родители должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками

    единого педагогического процесса, коллегами в едином деле воспитания»            

     В.А. Сухомлинский.

    Актуальная задача нашего времени - взаимодействие образовательного учреждения с семьей и распространение накопленного положительного опыта. Все мы, педагоги и родители, хотим видеть наших детей здоровыми и счастливыми людьми. Родители активно откликаются на предложения педагогов, направленные на удовлетворение и развитие индивидуальных интересов и потребностей их детей.

    В статье 18 закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности в раннем детстве».

    Организацию работы с родителями выстраиваем согласно требованиям ФГОС ДО (пункт 3) «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»:

    • создаем условия для участия родителей в образовательной деятельности;
    • обеспечиваем поддержку родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
    • взаимодействуем с родителями по вопросам образования ребёнка, вовлекаем их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй, на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.

    С внедрением новых стандартов работа с родителями перешла в новое русло взаимодействия, сотрудничества. Взаимодействие ДОУ и семьи – это объединение общих целей, интересов и деятельности с целью развития гармоничной и здоровой личности. В организации  взаимодействия с семьёй нет готовых рецептов и технологий. Успех такой работы определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать помощником семье. Лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях,  посмотреть на него с разных позиций, помочь в формировании ценных личностных качеств, понимая его индивидуальные особенности, развить скрытые способности  позволяет сотрудничество педагогов и родителей. Наиболее эффективные способы решения проблем педагоги и родители нашего сада ищут вместе. Мы определили для себя основные  принципами организации взаимодействия:

    • Открытость ДОУ для семьи;
    • Отсутствие формализма в организации работы с семьёй;
    • Создание активной развивающей среды;
    • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

    В настоящее время педагоги ДОУ активно используют весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьёй и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

    Одной из эффективных форм организации взаимодействия педагогов с родителями является проектная деятельность. Темы проектов рождаются из вопросов детей, темы недели, значимых событий в городе и стране: «Зачем тигру полоски», «Волшебница вода», «Космическое путешествие». Ответы на вопросы дети ищут самостоятельно и с помощью взрослых. Результатами своих исследований дошкольники делятся в группе с товарищами. Самые удачные проекты дети представляют на демонстрационной площадке детских проектных и исследовательских работ «Мир открытий». Ежегодно в детском саду реализуется проекты по преобразованию территории ДОУ «Юбилейный марафон», «Сказочная полянка», «Мозаика детства». Родители и дети принимают активное участие в изготовлении макетов клумб, малых архитектурных форм, выращивании рассады цветов, уходе за клумбами. Результатом такой совместной деятельности стали неоднократные победы в городских и региональных этапах конкурса «Гео-декор». Проектная деятельность способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом. Участвуя в детско-взрослом проекте, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, испытывают чувство удовлетворения от успехов и достижений своего ребенка. Дети и родители получают духовную и эмоциональную поддержку, творческий импульс к развитию своих способностей.

    Проект «Буккроссинг» (книговорот) в детском саду можно отнести к проектам социальной направленности. В нашем ДОУ для дошкольников и их родителей создана библиотека «Книжкин дом», где дети и взрослые могут взять любую книгу для чтения, оставить свою книгу, чтобы все желающие могли ее прочитать. С читателями библиотеки проводятся  следующие мероприятия: «Неделя толерантности» совместно с педагогом психологом; «Читать – это модно!», «Наши любимые книги», «Анонсы книжных новинок», «Любимые книги родителей»; Конкурс - «Читатель года». В библиотеке организуются тематические выставки. Семьи воспитанников активно участвуют в выставках рисунков и конкурсах чтецов.                                                                                                                            

    Проведение акций различной направленности – одна из форм взаимодействия с родителями. В детском саду проводятся экологические акции «Живи, ёлочка», «Каждой пичужке - кормушка»; акции по безопасности дорожного движения «Ангел в дорогу», «Пристегни самое дорогое»; социальные акции «Помоги пойти учиться», «Мы в ответе за тех, кого приручили».

    Родительские собрания в детском саду проводятся в нетрадиционной форме: круглый стол, диспут, игротека, КВН, мастер – класс и т.д., с привлечением специалистов ДОУ и других специалистов общественных организаций (педиатр, сотрудник полиции, библиотекарь и прочие). Интересно прошло собрание в форме «вертушки». Такая форма позволяет решать целый комплекс педагогических задач дошкольного учреждения: познакомить родителей с разделами ООП ДО, педагогами учреждения и просто ненадолго вернуть взрослых в детство.

    Использование информационных технологий позволяет оперативно знакомить родителей с особенностями воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, изменениями в дошкольном образовании, новостями из жизни детского сада. На сайте ДОУ размещается вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, фотографии событий, ответы на актуальные вопросы.

    «Родительский мастер-класс» позволяет включать родителей в образовательный процесс. Родители приходят в группу в течении года по договоренности и делятся своими умениями с дошкольниками. Тема мастер-класса определяется календарно-тематическим планированием или детским интересом. По теме недели «Человек и предметы быта» дети с родителями учились  делать обереги. К «Дню Матери» изготовили цветы из лоскутков ткани. По традиции для украшения городской ёлки и ёлки расположенной в близлежащем микрорайоне  родители с детьми делают новогодние игрушки больших размеров. Совместные занятия творчеством родителей и детей развивают доверие в их отношениях, оказывают положительное влияние на развитие  качеств ребёнка и учат его эффективному сотрудничеству.

    Одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие родителей в праздниках. Это оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным и интересным. Дети с восторгом принимают постановки любимых сказок, представленные родителями под руководством музыкального руководителя ДОУ. Погружаясь в мир детского праздника, участвуя совместно в подготовке к его проведению, родители понимают интересы и желания своих детей, а живое общение родителей с детьми приносит детям особое удовольствие и способствует укреплению детско – родительских отношений.

    Семья и дошкольное учреждение по – своему передают ребёнку социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Вовлекая родителей в воспитательно – образовательный процесс педагоги помогают  родителям решать многие задачи воспитания, проявляют  искреннюю заинтересованность в его жизни. Так  родители становятся активными участниками образовательной деятельности ДОО.

    Мы не останавливаемся на достигнутом, ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитание будущего поколения. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

    Литература:

    Громыко Н.М., Лапицкая И.В. Проектно – тематический подход к обучению дошкольников. – Мн., 2000.

    Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – С.41 – 48; №2. – С. 44 – 49.  

    Зверева О. Л.. Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

    Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей в ДОО: Современные подходы. – М.: ТЦ Сфера,  2018 – 128 с. (Управление детским садом.)  (7)

    Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа.- М.:»  Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64 с.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1115    г. Москва


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Круглый стол «Оценка качества дошкольного образования»

    работа старшего воспитателя с педагогами по  знакомству  с проектами нормативных документов для оценки качества дошкольного образования; их значимости в форме круглого стола....

    Разработка модели оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада.

    В статье представлены особенности управления качеством дошкольного образования.Представлены компоненты оценки качества дошкольного образования.Описана примерная модель оценки качества дошкольного обра...

    Оценка качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС.

    Оценка качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС.Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспе...

    особенности применения международных шкал EKERS-R при оценке качества дошкольного образования в логопедических группах

    Статья написана по итогам апробирования процедуры оценивания качества дошкольного образования в детском саду комбинированного вида Санкт-Петербурга на логопедической группе и содержит описание особенн...

    Алгоритм разработки положения о системе внутренней оценки качества дошкольного образования в ДОУ

    Данный материал поможет грамотно и последовательно разработать положение о системе внутренней оценки качества дошкольного образования в детском саду. Предназначен для старших  воспитателей детско...

    Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

    Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

    Статья "Актуальные вопросы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО"

    В статье раскрывается актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования. Понятие качества образования рассматривается с позиции участников образовательных отношений, проводится сравнительн...