Сотрудничество педагога с семьями воспитанников.
методическая разработка (средняя группа)

Велиева Залина Алиболатовна

Атмосфера любви, взаимного внимания, заботы, присущая нормальной семье, воздействует на формирование чувств ребенка. Поскольку эмоции в жизни ребенка играют главенствующую роль, определяют направление его деятельности, формирование эмоциональной сферы становится основой развития личности ребенка. Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой нравственного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_pedagoga_s_semyami_vospitannikov.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество педагога с семьями воспитанников.

Современные педагогические, психологические и социологические исследования подтверждают огромную роль семьи в формировании личности ребенка, особенно в раннем и дошкольном возрасте. Семья располагает условиями, которые наиболее соответствуют особенностям и потребностям детей этого возраста.

Атмосфера любви, взаимного внимания, заботы, присущая нормальной семье, воздействует на формирование чувств ребенка. Поскольку эмоции в жизни ребенка играют главенствующую роль, определяют направление его деятельности, формирование эмоциональной сферы становится основой развития личности ребенка. Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой нравственного развития ребенка.

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности», - говорил В.А. Сухомлинский.

Общение ребенка с родителями происходит в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье ребенок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых, в совместный с ними бытовой труд, на него оказывают влияние люди разного пола, возраста, занимающиеся различным профессиональным трудом, - все это разносторонне формирует его чувства и представления. Воздействие родителей на детей постоянно: отец и мать воспитывают и тогда, когда не делают этого намеренно, - своими поступками, высказываниями и т.д.

Подражая родителям как самым близким и авторитетным для него образцам, ребенок овладевает нормами поведения, отношений к окружающим людям. Таким образом в семье складываются объективные естественно складывающиеся условия для формирования у детей нравственных чувств, представлений, навыков поведения.

В базисной программе развития дошкольников "Истоки" в разделе "Сотрудничество педагога с семьей" выделены две задачи.

Первая задача: "Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга".

Вторая задача: "Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях".

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  • помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. В программе "Истоки" эти методы перечислены.

  • Обсуждение разных точек зрения на вопрос настроит родителей на размышление. Вопрос может быть таким: в чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка - в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?
  • Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?
  • Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
  • Тренинговые игровые упражнения и задания. Так, родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.
  • Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
  • Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуй-
  • ста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
  • Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
  • Формы  работы с семьями воспитанников.

Формы работы

Содержание работы

Рекламный блок

создание презентации имиджа

1.Создание рекламных буклетов, адресных информационных писем, популяризация деятельности ОУ в средствах массовой информации, на сайте образовательного учреждения.

2. Комплексное анкетирование родителей по выявлению потребностей в образовательных и оздоровительных услугах для воспитанников ОУ.

3. Создание банка данных по семьям, имеющих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (поликлиники, «Центр по проблемам семьи», управле6ние социальной защиты, и т.д.)

4. Дни открытых дверей.

5. Праздники, детские утренники.

6. Благотворительные акции.

Планирование работы с семьями воспитанников

Социологические исследования по определению социального статуса и микроклимата семьи: анкеты для родителей, беседы с детьми, изучение рисунков детей по теме «Наша семья» (метод социометрии в рамках семьи)

. Выявление уровня родительских требований к  специальному дошкольному образованию детей

Проведение мониторинга потребностей родителей в лечебно-оздоровительных услугах в условиях ОУ

Нормативные документы

Знакомство с уставными документами и локальными актами учреждения.

Заключение договоров с родителями воспитанников ОУ.

Анкетирование и опросы

Выявление потребностей родителей в  образовательных и оздоровительных услугах.

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований к лечебно-оздоровительному и образовательному процессу.

исследование адекватности родительской оценки детских способностей. Оценка деятельности ОУ.

Родительские собрания

Участие в обсуждении вопросов физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. Вопросы адаптации детей в ОУ.

Результативность лечебно-оздоровительной и образовательной работы за прошедший период и готовность детей к школьному обучению.

Общее родительское собрание «Законодательство и наша ответственность». О механизме ответственности родителей за воспитание детей. Нормативно-правовая база, защищающая права и достоинство детей.

Помощь родителей учреждению

Организация и помощь в проведении совместных с детьми мероприятий.

Участие в субботниках.

Оказание помощи в создании условий на прогулочных участках для полноценных прогулок в разное время года.

Совместное творчество детей, родителей и педагогов. Привлечение родителей к участию в деятельности ОУ

Работа над образовательными и творческими проектами.

Занятия с участием родителей.

Домашние задания по коррекции речи и интеллекта для совместного выполнения родителями и детьми с повышенными познавательными потребности.

Групповые досуговые мероприятия с участием родителей.

Участие в организации выставок.

Смотры-конкурсы. Общие родительские собрания.

Выставки работ, выполненные детьми и их родителями.

Консультирование в рамках консультационного пункта.

По планам педагогов профильных специальностей. По запросам родителей.

 Наглядное информационное обеспечение (исполнение закона «Об образовании»)

Родительские уголки в группах с полным набором информации о лечебно-оздоровительных и образовательных мероприятиях, проводимых в ОУ.

Стенд нормативных документов, регламентирующих деятельность ОУ.

Консультации. Папки-передвижки. Рекомендации врача и медсестер-массажисток, инструкторов ЛФК.

Санитарный бюллетень по различной тематике.

Открытые просмотры педагогического и лечебного процесса в дни открытых дверей.

Памятки.

Тематические выставки.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей образовательного учреждения к родителям соблюдаются как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:

  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
  • соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
  • учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
  • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
  • взаимосвязь разных форм работы с родителями;
  • одновременное влияние на родителей и детей;
  • обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей   используются следующие методы:

  • анкетирование родителей;
  • анкетирование воспитателей;
  • тестирование родителей;
  • индивидуальные беседы с родителями;
  • индивидуальные беседы с детьми;
  • посещение семьи ребенка;
  • изучение тестов-рисунков детей типа “Мой дом”, “Моя семья”.
  • наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.
  • наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.
  • моделирование игровых и проблемных ситуаций и т.д.