Главные вкладки

    Дидактические игры по ознакомлению детей с явлениями неживой природы.
    материал

    Буглак Светлана Сергеевна

    Данный материал предназначен для игр с детьми как педагогов так и родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry.docx21.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры

    по ознакомлению детей

    с явлениями неживой природы.

    КАК МЫ ПОЗНАЕМ МИР

     Осознание ребенком возможностей зрительного анализатора.

    1. Собери друзей одного цвета (кольца Луллия).

    Цель: Сформировать понятие о том, что у одного цвета множество оттенков.

    Учить находить оттенки одного цвета.

    2. Что бывает ярким (тусклым, светлым, темным).

    Цель: Систематизировать знания о делении цвета на яркие – тусклые, светлые темные тона. Учить различать эти тона, находить предметы заданного тона.

    3. Путешествие по Теплому (Холодному) городу.

    Цель: Закрепить знания о теплых и холодных тонах. Учить фантазировать, наделяя цвета объектов фантастическими свойствами.

    4.  Раз, два, три – ко мне беги.

    Цель: Закрепить умение различать цвета по следующим признакам: темные – светлые, яркие – тусклые, теплые – холодные.

    5. Раз, два, три – в свой домик беги.

    Цель: Закрепить умение различать геометрические фигуры.

    Закрепить навык действия по сигналу ведущего.

    6. Справа – слева.

    Цель: Закрепить понятие о возможностях зрительного анализатора, определяя местонахождение объекта. Учить зрительно осваивать линейность пространства, определяя правую и левую стороны «от себя».Учить умению сужать поле поиска.

    7. Помогите кенгуру.

    Цель: Закрепить понятие о возможностях зрительного анализатора, определяя местонахождение объекта. Закрепить умение  детей оперировать понятиями «выше», «ниже». Продолжать развивать навык детей применять в игре алгоритм линейной данетки.

    8. Выше – ниже.

    Цель: Закрепить понятие о возможностях зрительного анализатора, определяя размер и цвет объекта. Закрепить умение оперировать понятиями «выше», «ниже». Развивать навык детей применять в игре алгоритм линейной данетки.

    9. Шире – уже.

    Цель: Продолжать закреплять понятие о возможностях зрительного анализатора, определяя размер и цвет объекта. Закрепить умение оперировать понятиями «шире», «уже». Развивать навык детей применять в игре алгоритм линейной данетки.

    10. Длиннее – короче.

    Цель: Продолжать закреплять понятие о возможностях зрительного анализатора, определяя размер и цвет объекта. Закрепить умение оперировать понятиями «длиннее», «короче». Развивать навык детей применять в игре алгоритм линейной данетки.

    11. Толще – тоньше.

    Цель: Закреплять понятие о возможностях зрительного анализатора, определяя размер и цвет объекта. Закрепить умение  детей оперировать понятиями «толще», «тоньше». Продолжать развивать навык детей применять в игре алгоритм линейной данетки.

    12. Смени цвет, форму, размер.

    Цель: Закреплять умение различать цвет, форму, размер предмета.

    Учить выделять заданный признак и оперировать им.

    Осознание ребенком возможностей тактильного анализатора.

    1. Чудесный мешочек (форма).

    Цель: Учить различать геометрические фигуры с помощью осязания.

    Закрепить навык обследования объекта руками.

    2. Чудесный мешочек (качество).

    Цель: Учить на ощупь различать качество поверхности (шершавый, гладкий, острый, мягкий и т.д.).

    3. Определи размер (выше – ниже, длиннее – короче, толще – тоньше).

    Цель: Учить сравнивать два предмета, определяя их размер с помощью осязания.

    4. Дальше – ближе.

    Цель: Учить определять расстояние с помощью тактильного анализатора (в пределах досягаемости рук), сравнивая расстояние до двух предметов.

    5. Найди пару.

    Цель: Учить оценивать качество поверхности предмета и материала, из которого он изготовлен, с помощью тактильного анализатора.

    Осознание ребенком возможностей слухового анализатора.

    1. Угадай, кто позвал.

    Цель: Учить узнавать своих товарищей по голосу.

    Сформировать понятие о роли уха для различения звуков.

    2. Где звенит колокольчик?

    Цель: Сформировать понятие о роли уха для ориентировки в пространстве.

    3. Угадай, куда ты попал?

    Цель: Сформировать понятие о роли уха для определения своего местонахождения.

    Осознание ребенком возможностей обоняния. 

    1. Определи по запаху.

    Цель: Сформировать понятие о роли носа для различения запахов.

    2. Жмурки для носика.

    Цель: Сформировать устойчивое понятие о роли обоняния в жизни человека и животных.

    Осознание ребенком возможностей анализатора вкуса.

    1. Съедобное – несъедобное.

    Цель: Учить различать съедобные и несъедобные предметы.

    Сформировать понятие о том, что не все можно пробовать.

    2. Определи по вкусу.

    Цель: Сформировать понятие о роли языка для определения вкуса.

    Осознание ребенком значимости всех анализаторов. 

    1. Главный помощник.

    Цель: Активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии (повар, музыкант, парфюмер, фокусник

    2. Что умеют делать наши помощники.

    Цель: Сформировать понятие о значении органов чувств для живых существ. Учить анализировать, обобщать, делать выводы.

    СВОЙСТВА ТВЕРДОГО ВЕЩЕСТВА.

    1. Хорошо – плохо.

    Цель: Учить выделять противоречия в свойствах и качествах объекта.

    Например, деревянный, металлический, пластмассовый, стеклянный и т.д.; твердый, хрупкий, пластичный, упругий.  

    2. Поезд времени.

    Цель: Учить выстраивать линию развития объекта рукотворного мира от начальной точки возникновения материала, из которого он изготовлен, до самого объекта. Учить видеть связь живой и неживой природы.

    3. Теремок.

    Цель: Учить находить общее и различное между двумя объектами.

    Например, дерево и бумага, бумага и ткань, металл и дерево, стекло и глина.

    4. Чем был, чем стал.

    Цель: Учить определять линию развития объекта.

    Закрепить знания о материалах как сырье для изготовления различных предметов рукотворного мира.

    5. Раз, два, три – в свой домик беги.

    Цель: Закрепить знания о некоторых свойствах веществ.

    СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ.

    1. Теремок (сравнение свойств жидкости и твердых веществ).

     Цель: Учить выделять свойства веществ, находить общее и различное.

    2. Мои друзья.

    Цель: Учить подбирать объекты по заданному свойству (смачиваемость, растворяемость).

    3. Я возьму тебя с собой, если ты скажешь, что умеет делать вода.

    Цель: Закрепить знания детей о работе воды.

    4. Чем был, чем стал (по агрегатному состоянию).

    Цель: Продолжать учить выстраивать линию развития объекта, учитывая переход из одного агрегатного состояния в другое.

    5. Поезд времени.

    Цель: Учить выстраивать линию развития объекта на основе знаний об агрегатных состояниях вещества.

    СВОЙСТВА ВОЗДУХА.

    1. Теремок (сравнение свойств твердых, жидких и газообразных веществ).

    Цель: Учить выделять свойства веществ, находить общее и различное.

    2. Хорошо – плохо.

    Цель: Учить анализировать свойства изучаемого явления и формулировать противоречия, заложенные в его сущность

    Предлагаемые темы для обсуждения: ветер, работа ветра, атмосфера.

    ТРИ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА.

    1. Круговорот воды в природе.

    Цель: Учить объяснять природные явления на примере характеристики действий маленьких человечков. Развивать речь, используя типовые приемы фантазирования и метод эмпатии.

    2. Что умеет превращаться.

    Цель: Учить искать объекты, которые могут переходить из одного агрегатного состояния в другое.

    3. Раз, два, три – в свой домик беги.

    Цель: Закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества.

    4. Ходим в гости (усложненный вариант игры 3).

    Цель: Закреплять знания детей о переходе веществ из одного агрегатного состояния в другое.

    5. Я иду в поход и беру с собой…

    Цель: Упражнять детей в подборе веществ, издающих запахи.

    6. Робинзон Крузо.

    Цель: Используя приемы фантазирования, создать фантастическую ситуацию на заданную тему. Учить искать выход из создавшейся ситуации.

    ТРЕНИЕ.

    1. Где живет …?

    Цель: Учить находить ситуации, где проявляется заданное явление.

    2. Хорошо – плохо.

    Цель: Учить анализировать явление, обсуждая его противоположные свойства.

    3. Спасатели.

    Цель: Учить искать выход из проблемных ситуаций, возникающих при проявлении отрицательных свойств физического явления. Учить формулировать противоречие и решать его.

    ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

    1. Мои друзья…

    Цель: Продолжать учить детей выделять функции объекта. Закреплять знания о теплопроводности веществ.

    2. Поделись с другом.

    Цель: Учить подбирать два объекта с противоположными функциями: принимать и отдавать тепло.

     3. Угадай вещество.

    Цель: Закрепить знания детей о теплопроводности веществ. Продолжать развивать навык детей применять в игре алгоритм линейной данетки.

    4. Ателье

    Цель: Закрепить знания детей о тепловых явлениях. Продолжать развивать навык детей применять в игре алгоритм линейной данетки.

    ЗВУК.

    1. Чей голос выше.

    Цель: Закрепить знания о высоких и низких звуках, о зависимости высоты звука от частоты колебания («дрожания») объекта.

    2. Выше – ниже по звучанию.

    Цель: Закрепить знания детей о высоких и низких звуках. Закрепить умение детей оперировать понятиями «звук выше», «звук ниже». Закрепить навык детей применять в игре алгоритм линейной данетки.

    3. Обманщик.

    Цель: Закрепить понятие о том, что изменяя частоту колебания, можно изменить высоту звучания объекта. Например, изменяя ширину щели  между голосовыми связками, мы можем изменить высоту своего голоса.

    4. Что так звучит?

    Цель: Учить подбирать объекты по характеристике звучания. Активизировать словарь при самостоятельном подборе характеристик звучания объекта.

    5. Погоня.

    Цель: Закрепить понятие о том что скорость распространения звука зависит от среды, в которой он распространяется. Закрепить навык использования алгоритма линейной данетки.

    6. Переписка.

    Цель: Закрепить понятие о значении речи в жизни человека, развивать навык передачи информации с помощью пиктограмм.

    СВЕТ.

    1. Светлее - темнее.

    Цель: Закрепить знания детей о светлых и темных тонах. Закрепить знание детьми геометрических фигур. Закрепить умение детей оперировать понятиями «светлее - темнее». Закрепить навык детей применять в игре алгоритм линейной данетки.

    2. Скажи наоборот.

    Цель: Закрепить понятие о светонепроницаемости и прозрачности тел. Закрепить знания детей о солнечных и лунных затмениях.

    3. Похищение радуги.

    Цель: Закрепить знания детей о том, что белый цвет состоит из всех цветов спектра.

    4. Смешиваем цвета.

    Цель: Закрепить понятия о трех основных цветах красок, об основном цвете, сложном цвете.

    ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

    Волшебное электричество.

    Цель: Закрепить представление детей о превращении электрической энергии в другие виды энергии.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Учимся системно думать: Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников./ Под ред. Т. А. Сидорчук.  – Ульяновск 2001.
    2. Ардашева Н. И., Гуткович И. Я., Костракова И. М., Сидорчук Т. А., «Истории про…» (Пособие для воспитателей и учителей начальных классов). – Ульяновск 1993.
    3. Ардашева Н. И., Гуткович И. Я., Сидорчук Т. А., Тарасова О. Н., Программа воспитания, обучения детей дошкольного возраста и формирования у них диалектического способа мышления. – Ульяновск, 1995.
    4. Владимирова Т. В.  Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. – И. Я. Гуткович – Ульяновск, 2001
    5. Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. – Ульяновск 1999.
    6. Жмырева М. А., Сидорчук Т. А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4 – 6 лет работе с противоречием. – Ульяновск, «Симбирская книга», 2001
    7. «Золотой ключик» творческого мышления // Сборник методических материалов дошкольного образовательного учреждения детского сада № 277 (Авторский коллектив: Лелюх С. В., Прокопьева Л. А., Андреева Е. В., Гончарова Л. А., Яковлева Н. А.) / Под ред. Т. А. Сидорчук. – Челябинск, 2000
    8. Сидорчук Т. А., Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. – Обнинск: ООО «Росток», 1998. (ТРИЗ дошкольникам).
    9. Сидорчук Т. А., Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 1996.
    10. Творческие задания «Золотого ключика» /Авторы и составители Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Н. А. Яковлева. – Самара: Центр развития образования, 2001.
    11. Сидорчук Т. А., Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. – Обнинск: ООО «Росток», 1998. (ТРИЗ дошкольникам).
    12. Сидорчук Т. А., Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 1996.
    13. Творческие задания «Золотого ключика» /Авторы и составители Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Н. А. Яковлева. – Самара: Центр развития образования, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ

    Предлогаются итоговые занятия по явлениям природы...

    Проект работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:бумага,дерево.

    планирование работы по ознакомлению дошкольников,максимальный подбор практических,игровых,наглядных и словесных методов с описанием их использования....

    Игровые методы по ознакомлению дошольников с явлениями неживой природы: дерево, бумага

    Игровые методы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:дерево,бумага....

    Годовой план познавательно-экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с явлениями неживой природы и рукотворным миром

    Годовой план познавательно-экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с явлениями неживой природы и рукотворным миром...

    Консультация для воспитателей. Тема: «Как знакомить детей с явлениями неживой природы».

    Программа воспитания в детском саду содержит в себе некоторый физический материал. Этот материал входит в раздел «Ознакомление с окружающим». С сожалением приходится констатировать, что оз...

    Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы: Вода

    Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:Вода...