Главные вкладки

    Консультация "Развитие внимания у детей с особенностями развития"
    консультация

    Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений. Необходимо с раннего возраста проводить игры и упражнения способствующие формированию внимания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация «Развитие внимания у детей с особенностями развития»

    Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Поэтому наряду с играми, обеспечивающими эмоциональный контакт ребенка со взрослым и воспитывающими умение подражать, выполнять инструкцию или действовать по образцу, необходимо с самого начала проводить игры и упражнения, способствующие формированию внимания.

    В начальном периоде обучения внимание у ребенка с особенностями развития непроизвольно и весьма кратковременно. Непроизвольное внимание привлекается новым, ярким предметом, движением, звуком. На одном предмете, действии внимание ребенка сосредоточивается не более двух минут. Это не означает, что ребенок не может более длительно сидеть, смотреть на взрослого или слушать его. Только при этом он плохо усваивает материал. Для того чтобы ребенок занимался более продуктивно, необходимо развивать его внимание, а по мере развития оно становится более длительным. У ребенка с особенностями развития могут появиться элементы произвольного внимания, позволяющие ему сосредоточиться не только на новом, ярком объекте, но и на том, что необходимо усвоить.

    Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, поэтому в последующих дидактических играх ставится задача и на запоминание. Для формирования устойчивого внимания, способного обслуживать ту или иную деятельность, необходимо вводить такие задания, которые требуют внимательного рассмотрения предмета (игрушки), его свойств, положения в пространстве, т. к. эти действия нужны ребенку для ориентировки в окружающем.

     «Ку-ку». Цель: Формировать внимание, учить ожидать появления предмета в одном и том же месте, понимать, что предмет, который спрятан, не исчезнет, а лишь оказывается вне поля зрения.

    Оборудование. Достаточно крупная или яркая игрушка, ширма.

    Ход игры. Педагог сажает детей полукругом напротив ширмы, а сам садится за ширму. Медленно из-за ширмы появляется игрушка (матрешка, новая кукла) и говорит: «Ку-ку». Воспитатель вместе с детьми радуется появлению игрушки, затем опускает ее за ширму. Игрушка показывается из-за ширмы 3—4 раза, обязательно в одном и том же месте, чтобы дети поняли, в каком месте надо ожидать ее появления.

    «Покорми птичку». Цель: Продолжать формировать не только зрительное, но и слуховое внимание детей.

    Оборудование. Игрушка птичка, тарелочка из кукольного сервиза.

    Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом перед столом педагога. На столе ничего нет. Затем слышится писк резиновой игрушки. Педагог прислушивается, спрашивает у детей: «Кто там? Слышите, пищит. Давайте еще послушаем». С писком появляется птичка. «Это птичка! Вот она!» — радостно восклицает педагог. Игрушка прыгает по столу, здоровается с детьми, потом снова пищит. «Птичка просит есть,— говорит воспитатель, достает тарелочку, ставит перед игрушкой.— Птичка ест, клюет». Затем птичка благодарит детей и улетает.

    «Мишка спрятался». Цель: Продолжать развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы.

    Оборудование. Игрушка мишка. Ход игры. Педагог показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно помочь найти место, где спрятаться. Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой; мишка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, мишке будет тесно». Наконец находится подходящее место — обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Педагог сажает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и педагог спрашивает, кто может найти мишку (или предлагает это сделать одному из детей). Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать мишку, просит снова пройти этот путь.

    При повторном проведении игры игрушку прячут в другое место и обход производится по другой стороне комнаты. Можно также сменить и игрушку.

    Когда дети научатся быстро находить предметы, расположенные на уровне их роста, можно усложнить задание — спрятать предмет на высоте выше или ниже уровня глаз. В этом случае следует обратить внимание детей, что мишка хочет высоко (низко) спрятаться, чтобы его было труднее найти. Когда дети ищут предмет, педагог предлагает посмотреть им вверх (вниз).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

    Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи....

    Выявление в группе раннего возраста (1,6-3 года) детей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы и расстройствами аутического спектра.

    Данные ВОЗ неутешительны 1 из 88 детей раннего возраста имеет те или иные черты аутического спектра. Коррекция подобных расстройств тем более положительна, чем раньше выявлена проблема. На территории ...

    Шпаргалка для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с особенностями развития»

    Шпаргалка для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с особенностями развития»...

    Развитие межличностных отношений у детей с особенностями развития

    развитие межличностных отношений у дошкольников с ОВЗ...

    Консультация "Развитие подражания у детей с особенностями развития"

    Подражание - один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. таким образом он усваивает бытовые навыки и овладевает речью....