Учебно-методический материал (старшая группа):
Готовимся к школе дома"

Булгакова Ляля Зуфаровна

Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на новом этапе жизни. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_shkole_doma.docx43.18 КБ

Предварительный просмотр:

Булгакова Л.З., МАДОУ Детский сад №158 , г. Уфа

Уважаемые родители!

Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на новом этапе жизни. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Готовимся к школе дома:

Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Спросите у своего ребенка:  Какие органы чувств есть у человека? Зрение, слух, обоняние, кожная или тактильная чувствительность. Органы зрения воспринимают цвет, форму, пространственное расположение предметов.  Органы слуха – звуки: музыкальные, звуки речи и т.д. Органы обоняния – запахи, органы кожной чувствительности – такие свойства предметов, как температура, гладкий или шероховатый на ощупь.

    Дома можно предложить провести тест «Пиши кружочками» для оценки фонематического слуха

(т.е. восприятие звуков). Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько в слове звуков, столько и кружочков. Например, слово «суп» надо изобразить тремя кружочками: о о о. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию. Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги. Набор слов: Ау, рука, сок, звезда, весна. Если ребенок выполнил все схемы или 4 из них – это хороший результат.

Игры  на звуковой анализ слова:

«Чудесный мешочек»

    На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенок должен называет их названия. Затем взрослый предлагает ему произнести какое-либо название  так, чтобы наиболее отчетливо в нем прозвучал первый звук (ммашина), а потом – последний звук (машинаа).

    Затем все игрушки помещают в чудесный мешочек (или непрозрачный пакет). Ребенок опускает руку в мешочек, ощупывает игрушку, называет ее, определяет первый и последний звук в слове-названии. После того как ребенок назвал игрушку, ее достают из мешочка. Если название угадано верно, то игрушку кладут на левую сторону стола. Если ребенок дал неверное название или ошибся при определении первого (последнего) звука в слове, игрушку помещают на правый край стола.

В конце игры подсчитывается количество правильных и неправильных ответов.

«Найди спрятанные имена»

   На листе бумаги (А4) взрослый рисует несколько больших квадратов и сообщает ребенку, что в них спрятались имена детей. В первом квадрате находятся те из них, которые в своем звучании имеют звук «к». Ребенку предлагают подумать и вспомнить имена детей с таким звуком. (Коля, Максим, Карина…).  Ответы ребенка можно записать внутри квадрата.  Во втором квадрате – имена, в которых слышится звук «ш» (Маша, Саша, Наташа…).  В третьем – звук «о» (Оля, Вова…),    в четвертом – звук «и» (Ира, Игорь, Марина…).

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.  В конце игры подсчитывается и сравнивается количество фишек в  каждом квадрате и подводится общий итог.

«Подбери слово»

    Эта игра позволяет развивать сообразительность и умение выделять отдельные звуки и определять их место в слове.   Подбери слово, чтобы первый звук был «р» (рак, рама, рука…).  А теперь – «а» (арбуз, автобус…) и т.д.

    Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «ш» (карандаш, камыш…).

Какое слово получится, если к но- прибавить один звук? (нож, нос..).

    Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук «у» (бумага, луковица, дудочка…).

Внимание – проявление избирательной направленности процессов сознания.         Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание, ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном. К началу учебного года в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное  выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного.

Рекомендации:

1.Упражнения для развития устойчивости внимания

Дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»). Фиксируйте время и количество ошибок. Желательно как можно чаще проводить это задание, анализировать результаты. Если вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.

2.Упражнения для тренировки  распределения и переключения внимания.

 Для этого измените инструкцию. Например, так:

«В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни».

«Подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л».

«Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н».

Фиксируйте время и ошибки.

Игра «Запрещенные числа»

     Цель: развивать опосредованное внимание, концентрацию и распределение внимания между условием и материалом.

    Взрослый задает вопросы, а ребенок должен отвечать на них. Но необходимо соблюдать два правила: 1). Нельзя называть числа 2 и 4. 2) Нельзя повторять одно и то же число.

Вопросы:1) Сколько пальцев на одной руке? 2) Сколько лап у собаки? 3) Сколько пальцев я показываю? 4) Сколько лап у курицы? 5) Сколько тебе лет? 6) Сколько звезд на небе? 7) Сколько будет дважды два? 8) Сколько глаз у бегемота? И т.д.

Возможные варианты ответов:

1).Пять. 2). Столько же, сколько у кошки. 3). Шесть. 4). Пара. 5). Немного. 6). Очень много. 7). Три плюс один. 8). Столько же, сколько у меня.

Память – способность к получению, хранению и воспроизведению информации.

Память лежит в основе способности ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.

«Запомни слова»

    Взрослый читает десять слов:  стол, тетрадь, часы, дом, конь, окно, брат, лампа, яблоко, роза. Ребенок должен повторить их. Хорошо, если он запомнит пять и более слов.

«Я кладу в мешок…»

Взрослый называет слово, ребенок должен повторить сказанное и добавить еще     что-нибудь. Например:

  «Я положил в мешок яблоки…» Следующий игрок: «Я положил в мешок яблоки, бананы…» и т.д. Игра проходит интереснее, если в ней участвуют несколько человек.

«Запомни фразы»

Инструкция:

Я сейчас по очереди называю пять фраз, а ты должен их запомнить и повторить:

  1. Мальчик устал.2. Девочка плачет. 3.Папа отдыхает. 4. Мама готовит.   5.Бабушка читает.

    Если у ребенка возникают затруднения в повторении фразы, которые ему называют, дайте ему бумагу и цветные карандаши и предложите к каждой фразе сделать рисунок, который поможет в запоминании.

Игры и упражнения для  развития предпосылок логического мышления

  направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.

«Что лишнее?»

    1-й вариант. Используются карточки с изображением знакомых ребенку предметов. Поочередно взрослый выкладывает 4 карточки и говорит: «Посмотри, здесь все карточки можно объединить вместе, а одна не подходит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя?» Используются, например, карточки: стул, стол, чашка, кровать; кот, собака, ласточка, мышь и т.д. Если нет карточек, то можно называть по три слова. Например: кошка, помидор, слон и т.д.

    2-й вариант. Используются карточки с изображением геометрических фигур. Перед ребенком выкладывают поочередно карточки с изображением фигур, в которых одна отличается от остальных по какому-либо признаку. Ребенка просят сказать, какая фигура не подходит и почему. Например: круг, овал, квадрат, круг;  квадрат, треугольник, прямоугольник,  ромб и т.д.

«Назови одним словом»

    Взрослый называет слова, а ребенок подбирает к ним обобщающее слово. Например: 1) лиса, заяц, медведь, волк; 2) кровать, стул, диван, кресло и т.п.

3)цветы; 4) игрушки; 5) имена; 6) транспорт; 7)рыбы и т.д.

«Назови слова»

Суть игры состоит в том, что нужно называть как можно больше слов, обозначающих:

1. Деревья (береза, клен, дуб, сосна, ель, кедр и т.д.);

2. Зверей (слон, жираф, бегемот, медведь, волк, лиса и т.д.);

3. Домашних животных;

4. Предметы, относящиеся к спорту (коньки, лыжи, клюшка, ракетка и т.д.);

5. Наземный транспорт; воздушный транспорт; водный транспорт

6. Овощи и фрукты

7. Одежду и обувь

8. Головные уборы;

9. Мебель;

10. Посуда;

11. Бытовая техника (магнитофон, фен, пылесос и т.д.);

12. Школьные принадлежности (пенал, тетради, карандаши, дневник и т.д.).

«Бывает – не бывает»

    Взрослый кидает  мяч, а ребенок  ловит его, если названная ситуация бывает, а если не бывает, то не ловит.

Ситуации:

Кошка варит кашу, поезд летит по небу, кошка хочет есть, человек вьет гнездо, почтальон принес письмо, зайчик пошел в школу, яблоко соленое, стеклянные туфли, в кастрюле варится каша, кошка гуляет по крыше, девочка рисует домик, ночью светит солнце, зимой идет снег, курица клюет зерна, мальчик виляет хвостом, строитель строит дом, кошка бежит за мышкой, собака вспорхнула на дерево и т.п.

Что выше?

◈ На поляне росли три дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а какое — самое низкое?

◈ Предложите ребенку нарисовать деревья.

Где какой напиток?

◈ Мама налила напитки чай, воду и сок в разные емкости: графин, стакан и чашку. В чашке находится не сок и не чай. А в графине не чай и не вода. Что где налито?

Кто где живёт?

Необходимый инвентарь: фигурки животных или карточки с их изображением, три кубика разного цвета или картинки трех домиков.

◈ Расскажите ребенку, что в лесу жили зайчик, лисичка и медвежонок. Каждый жил в своем домике. Домик зайчика был не желтый и не синий, а медвежонок жил не в желтом и не в белом домике.

◈ Предложите ребенку отгадать, кто в каком домике живет, и расселить животных по своим домикам.

Цветы на клумбах

Необходимый инвентарь: цветы трех разных видов и три фигуры (круг, квадрат и треугольник), вырезанные из картона.

◈ Предложите ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом:

Красные цветы (розы) росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые (календула) — не на круглой и не на треугольной. Где какие цветы росли?

Я загадал...

◈ Загадайте какой-либо предмет. Предложите ребенку посредством уточняющих вопросов выяснить, что загадано. Например:

— Этот предмет летает?

— Да.

— У него есть крылья?

— Нет?

— Он высоко летает?

— Нет.

— Он одушевленный?

— Нет.

— Он сделан из пластмассы?

— Нет.

— Из железа?

— Да.

— У него есть пропеллер?

— Да

— Это вертолёт?

— Да.

Пищевые цепочки

◈ Поговорите с ребенком о взаимосвязанности всех организмов в живой природе.

Рассмотрите пару «хищник — жертва».

◈ Предложите составить пищевые цепочки, имеющие место в природе.

♦ Луг, поле:

капуста — гусеница — воробей;

злаки — грызуны — змеи, хищные птицы;

травы — насекомые — птицы;

травы, цветы — шмель, пчела.

♦ Водоемы:

комар — лягушка — цапля;

червяк — рыба — чайка;

ряска — малек — хищная рыба.

♦ Лес:

растения — гусеница — птицы;

растения — грызун — хищные птицы;

растения — заяц — лиса, волк;

грибы — белки — куницы.

Крестики-нолики

Необходимый инвентарь: бумага, две ручки.

◈ Очень известная и очень простая игра. Нарисуйте квадрат из девяти клеток 3x3.

◈ Объясните ребенку правила игры: каждый из игроков выбирает себе крестик или нолик. Затем по очереди игроки ставят свои значки в пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым выстроит три своих значка (крестики или нолики) в прямую линию (по вертикали, горизонтали или диагонали).

Есть еще усложненный вариант игры. Правила остаются прежними, а вот поле увеличивается на одну клетку: в нижнем ряду справа дорисуйте еще одну ячейку (как на рисунке).

http://ped-kopilka.ru/images/pic605.jpg

Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1.    муха и бабочка

2.    дом и избушка

3.    стол и стулья

4.    книга и тетрадь

5.    вода и молоко

6.    топор и молоток

7.    город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похожи ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия? Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Чередование.       Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

Слова наоборот.     Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

Игра «Предмет-действие»

Ведущий говорит: «я буду говорить слово, обозначающее какой - нибудь предмет, а ты должен быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы - резать, калькулятор -считать, лопата -копать».Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить),  забор (огораживать территорию), книга (читать),  градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).

Упражнение «Смысловые ряды»

-детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.

Волк – заяц, кошка - …

Быстро – быстрее, медленно - …

Лиса – лисенок, волк -…

Белка – орешки, медведь - …

Человек – дом, крот - …

Лес – деревья, поляна - …

Пальто – зима, шорты - …

Море – вода, суша - …

Вода – кран, свет - …

Учитель – школа, воспитатель - …

Развитие воображения у детей

Воображение — неотъемлемый процесс нашей психической деятельности. С его помощью мы создаем новые образы и представления об окружающем мире. Без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра.

«Несуществующая рыба». Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин. Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

«Представь себя...». В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

«Любимое животное». В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях. Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь). Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж. Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.

«Наскальная живопись». Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи». Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать), загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.

«Рассмеши меня». В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные — слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей. Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.

«Слепой художник». Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

Гусеница из камней

Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький — хвостом. Разрисуйте гусеницу. Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!

Итак, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!

      Используемая литература:

1 Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль, 1995 г.,

2. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. Ярославль,1996 г.,  

3. Ильина М.Н., Л.Г.Парамонова, Головнева Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? СПб, 1997 г

4. Широкова Г.А., Жадько Е. Г. Практикум детского психолога. Ростов н/Д,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Поле чудес"к конспекту игровой гостиной: "Играя, готовимся к школе"

Эта презентация "Поле чудес"( две части) для конспекта игровой гостиной: "Играя, готовимся к школе" посвящена вопросам подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома. Готовимся к школе.

Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома. Наглядное пособие для родителей....

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Школа будущего первоклассника. Готовимся к школе ВМЕСТЕ.

Ребенок идет в школу – в первый раз в первый класс. Он радуется, что уже большой, и собирается учиться только на одни пятерки. А вот родители испытывают смешанные чувства.Конечно, они гордятся с...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

Конспект НОД по формированию элементарных  математических представлений для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».Цель: Учить составлять арифметические зад...

Консультация для родителей «Скоро в школу!» Когда можно считать ребенка готовым к школе?

Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому то...

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...