Главные вкладки

    Методическая разработка:
    «Как развивать у ребенка воображение»

    Булгакова Ляля Зуфаровна

              На  бытовом уровне воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение — это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект,  и мысленно                удерживать    его в сознании  и манипулировать им.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_voobrazhenie.docx22.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Булгакова Л.З., педагог-психолог

    Консультация для родителей

    «Как развивать у ребенка воображение»

    «Он у нас такой фантазер, такой выдумщик!»

    Что имеют в виду взрослые, говоря так о ребенке?

    На бытовом уровне воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение — это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

    Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти — это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности. Например, когда ребенок рассказывает о том, что он видел в зоопарке страуса с длинной шеей и короткими крыльями, и это действительно происходило в выходной, конечно же, это образ памяти. А если ребенок рассказывает, что он видел в зоопарке Змея Горыныча, то это образ воображения.

    Воображение имеет несколько степеней активности. Самая низкая степень проявляется во сне, когда мы воспринимаем какие-либо картины или образы независимо от своего желания.

    У Юры спрашивают «Откуда сны приходят?» Он отвечает:

    - Будешь мечтать и вспоминать, что было, и это тебе приснится.

    - Где находится сон, когда ты его видишь?

    - В глазах.

    - Они у тебя открыты или закрыты?

    - Закрыты, потому что он там сидит и все вспоминает, и там шевелится, и все как по правде.

    Воображение оказывается более активным в грезах. Грезы обычно содержат образы того, к чему человек стремится, что является приятным и заманчивым.

    Шестилетний Дима играет с мешочком, набитым монетами, и говорит: «Когда мы будем жить на новой квартире, я дам папе деньги, он на них купит машину. Мы заведем себе дачку. Ты, мама, будешь нам командовать: “Съездите и привезите лук, капусту”. Мы и привезем».

    Еще более активный уровень воображения обнаруживается при чтении, прослушивании художественной литературы, музыки, просмотре картин. Это воссоздающее воображение: на основе словесного описания, условного изображения или слухового восприятия создается образ. Воссоздание того или иного образа зависит, с одной стороны, от того, насколько ярко, выразительно и четко словесное описание или условное изображение. С другой стороны, воссоздание образа связано с уровнем развития воображения человека, а также с его знаниями и опытом. Так, на музыкальном занятии дошкольникам предлагается назвать, какой образ при прослушивании звучащей мелодии возникает: так ступает медведь или летит комарик, так щебечет птичка или гремит гром?

    Высший уровень развития воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение — это создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. Одним из наиболее известных приемов творческого воображения является агглютинация (от греч. «склеивание»). С помощью этого приема созданы сказочные и мифологические персонажи русалки (голова и тело девушки, хвост рыбы, а волосы — зеленые водоросли), кентавра (торс мужчины, ноги животного), избушки на курьих ножках и т. п.

    Другой прием творческого воображения — акцентирование — это выделение, подчеркивание какой-то части предмета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. Этим часто пользуются карикатуристы, изображая, например, любителя поесть с большим животом. Акцентирование, перенесенное на весь образ, увеличивает его — это гипербола — или уменьшает — это литота. Примером гиперболизации является Голова, в бой с которой вступает Руслан, освобождая Людмилу. Примером литоты являются такие сказочные персонажи как Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка.

    Дети, конечно же, не знают названий приемов творческого воображения, но активно используют их, придумывая персонажей для своих рисунков, сказок, стишков. Учатся они этим приемам из художественных произведений, с которыми их знакомят взрослые. Уловив суть создания сказочных образов, старшие дошкольники начинают их использовать и в собственных творениях. Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребенка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое нарушение реальности, чем у взрослого.

    Воображение детей развивается в игре. Действуя с реальными предметами, малыш начинает придумывать нереальную ситуацию. Например, ребенок скачет верхом на палочке — в этот момент он всадник, а палка — лошадь. Причем важно, что ребенок не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, и не может мысленно преобразовать лошадь в палку, если не действует с ней.

    Для детей трех-четырех лет значимо, чтобы предмет-заместитель был похож на тот предмет, который он замещает. Так, играя в волшебника, ребенок в качестве волшебной палочки использует прутик. В старшем дошкольном возрасте воображение может опираться на такие предметы, которые не похожи на замещаемые. Например, дети играют с баночкой из-под крема, а воображают при этом кораблик. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к игровому действию с предметом, которого на самом деле нет. Этому предмету придается новый смысл, и представляются действия с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как психического процесса. Воображаемая ситуация полностью разворачивается во внутреннем мире ребенка.

    Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа.
    - Что ты делаешь? Ты заболел?
    - Нет. Я играю.
    - Как же ты играешь?
    - Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит.
    (В.С. Мухина «Таинство детства»)

    Складываясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок, стишков. Так же как и в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко повторяют запомнившиеся фразы. При этом младшие дошкольники обычно не осознают, что это они не придумали, а просто запомнили. Они искренне верят, что сочинили это сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения.

    Один мальчик заявил: «Вот послушайте, как я сочинил: “Ласточка с весною в сени к нам летит”». Ему пытаются объяснить, что это не он сочинил. Но он отвергает все доводы.
    (По материалам В. С. Мухиной)

    О воображении идет речь тогда, когда ребенок вводит новые образы, их необычные сочетания.

    Пятилетний Максим придумал продолжение сказки про Красную Шапочку: «Волк расстался с Красной Шапочкой и побежал к бабушке. По дороге он встретил петуха. Петух говорит:
    - А куда ты бежишь?
    - К бабушке, - отвечает волк.
    - Смотри, впереди яма.
    Волк не послушался и провалился. А тут шли дяди, которые лес рубят. Волк как закричит:
    - Вытащите меня, а то я вас съем!
    Они не захотели его вытаскивать. В это время лиса бежала. Волк ей говорит:
    - Лиса, лиса, вытащи меня.
    Лиса побежала за веревкой, но не вытащила его. А волк копал, копал и выкопал лестницу, и был очень рад, что даже забыл про бабушку".
    (По материалам И. Е. Валитовой)

    Образы воображения могут быть близки к эйдетическим образам, которые являются результатом эйдетической памяти. Это особая форма зрительной памяти, являющаяся возрастной особенностью дошкольника, — быстрое, точное запоминание и воспроизведение какого-то объекта. Эйдетические образы являются яркими и динамичными, меняющимися каждый момент. Особенно интенсивно они наступают на сознание ребенка ночью при погашенном свете. Это может быть причиной детских страхов.

    Шестилетний Ярослав жалуется:
    - Мне так трудно засыпать. В темноте они возникают передо мной, толпятся и кривляются.
    - Ты их видишь перед собой в темной комнате?
    - Нет, я вижу их в глазах.
    - В голове?
    - Нет. Думаю, что это в глазах. Я знаю, что их нет на самом деле, но я вижу их, и они мне мешают.
    (По материалам В. С. Мухиной)

    У младшего дошкольника воображение запускается непроизвольно, малыш не ставит цели что-то придумать, не управляет возникающими образами. К пяти-шести годам развивается произвольное воображение, когда ребенок начинает планировать свою игровую или продуктивную деятельность, в основе которой лежит создание воображаемых образов. Например, ребенок придумывает какую-нибудь игровую ситуацию, насыщая ее несуществующими персонажами и распределяя роли этих персонажей среди сверстников. При этом дети могут играть достаточно долго, удерживая предложенный замысел и насыщая его все более новыми и необычными деталями.

    Произвольное воображение проявляется в старшем дошкольном возрасте в процессе лепки, рисования, конструирования. Если младший дошкольник сначала начинает лепить, строить, рисовать, и лишь потом по мере действия выявляется образ поделки, то дети постарше сначала придумывают то, что они хотят сделать, а затем приступают к изготовлению, находя для этого нужные материалы.

    В старшем дошкольном возрасте ребенок научается создавать свои собственные персонажи, поселяя их во внутреннем мире. Дети придумывают себе воображаемых друзей, присутствие которых скрашивает повседневную жизнь ребенка. Эти воображаемые спутники детской жизни — невидимки, хотя дети называют их по именам, упоминают их в разговорах и играют с ними подолгу в различные игры, как с реальными партнерами. Они помогают детям справляться со страхами, заменяют им друзей в периоды одиночества, поддерживают в них уверенность в правильности мыслей и действий. Как отмечает Г. Крайг, проведенные исследования показали, что до 65% дошкольников выдумывают себе друзей. Такие дети более общительны, менее застенчивы, имеют больше реальных товарищей. Воображаемые друзья помогают детям приобретать социальные навыки и упражняться в общении. В ходе взаимодействия с воображаемым другом дети проигрывают и проговаривают события дня, свои переживания, морально-нравственные коллизии (ссоры со сверстниками, близкими людьми).

    У некоторых детей воображение может подменять действительность, когда создается особый мир, в котором ребенок без труда может удовлетворять любые желания. Такие случаи требуют особого внимания, так как могут привести к аутизму, погружению в мир внутренних переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности и могут свидетельствовать об искажениях в психике ребенка. Большей частью, однако, это временное явление, которое бесследно исчезает.

    Еще одну закономерность развития детского воображения хотелось бы подчеркнуть. В три-четыре года ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы быстро покидают ребенка. Но если взрослый поведет ребенка в мир фантазий, где присутствуют сказочные персонажи, то ребенок легко последует за ним. Если взрослый берет на себя роль какого-то сказочного персонажа, ребенок переживает чувство восторга и ужаса, он и рад и боится. Ребенок верит создаваемому образу до тех пор, пока взрослый не перестает действовать от его лица. Вспомните, например, Мэри Поппинс. Строгая волшебница-няня тем и замечательна для своих воспитанников, что, раздвигая занавес обычной жизни, вводит их в мир невероятных фантазий.

    Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй». В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка-пароход, трава-сосульки и т. п.

    Доктор психологии И. В. Вачков, обращаясь к дошкольникам, предлагает им такие упражнения для развития воображения.

    - Пусть мама назовет тебе любую известную детскую сказку. Расскажи ее так, чтобы в ней все было наоборот (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка — с гору и т. п.).

    - Нарисуй, как ты себе представляешь животное с другой планеты; самый необычный домик; доброго волшебника в детстве.

    - Пусть мама и папа назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Придумай и расскажи короткую выдуманную историю, в которой бы действовали оба этих героя.

    - Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажи, что и как он видит оттуда.

    - Поиграй с мамой в сочинение общих сказок. Один кусочек сказки придумывает и рассказывает мама, а потом ты продолжаешь.

    - Соедини в связный рассказ эти два предложения: «Далеко на острове произошло извержение вулкана...» —  «...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной»; «По улице проехал грузовик...» — «...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».«Мама купила в магазине рыбу...» — «...поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

    - Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончились чернила. Изобрази все это в движении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как развивать у ребенка логику.

    Как развить у ребенка логику и научить его думать самостоятельно...

    Статья:«Как развивать у детей воображение»

    «Когда Я вырасту, я буду волшебником!» - заявил од­нажды пятилетний мальчик. Что ж, такая мечта не редкость. Кто из нас с вами не мечтал быть волшебником? Ведь тогда все становится веселым и интересны...

    Как развивать у ребенка любознательность.

    Давно не секрет, что дошкольный возраст является одним из важнейших моментов в жизни человека. Детство-это время развития умственного, физического, душевного; время приобретения  знаний об окружа...

    Консультация – практикум «Как развивать у ребенка творческие дарования?»

       Развитие творческих способностей современного дошкольника - это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами...

    Консультация « Как развивать у ребенка творческое дарование?»

    Консультация« Как развивать у ребенка творческое дарование?»...

    Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению.

    Любовь к чтению учит ребенка самостоятельно мыслить, увеличивает его словарный запас и развивает эрудицию. Большинство родителей понимает, что это необходимо, но не все знают, как развить у...

    Консультация для педагогов и родителей "Как развивать у ребенка чувство ответственности"

    Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными. В представленной консультации  описаны составляющие ответственности; уровни развития ответственности и условия развития чувства ответс...