Главные вкладки

    консультация для родителей " Играем - речь развиваем"
    консультация (средняя группа)

    Улюмджиева Делгр Эрдниевна

    Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx19.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей детей средней группы «Играем-речь развиваем»

    Большинство родителей полагает, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Успешное обучение в школе невозможно без хорошо развитого фонематического слуха.

    Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.

    Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?

    Развитый фонематический слух – важная предпосылка усвоения в существующей сегодня в школе методики обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Фонематический слух является предпосылкой к развитию фонематического восприятия.

    Кроме того, письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха и восприятия, являются потенциальными дисграфиками (детьми с нарушениями письма – как слышу, так и пишу).

    Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

    Следует отметить, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи может быть и у детей с чистым звукопроизношением.

    Характеризуя речь детей от шести до семи лет в норме, нужно отметить,

    что словарь ребенка увеличивается до 3000-5000 слов. Но их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов, когда ребенок вкладывает в них свой смысл.

    При фонетико-фонематическом недоразвитии речи страдает:

    • звукопроизношение (может быть: смазанность речи, сжатая артикуляция, отсутствие звука, неправильное произношение звуков: замена звука, искажение или смешение). Часто наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

    • фонематический слух – узнавание звука в потоке речи.

    • фонематическое восприятие – действия по звуко-слоговому анализу и синтезу.

    • лексико-грамматическое развитие - наблюдается бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.

    Нарушения развития речи необходимо устранить до поступления ребенка в школу.

    Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

    Предлагаем вам игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия, которые вы можете провести дома с детьми и, которые помогут вам в интересной форме подготовить ребёнка к школе.

    Игры, позволяющие научить ребенка прислушиваться и узнавать неречевые звуки.

    Игра «Что ты слышишь?».

    Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов, шум воды, шелест газеты, звон ложек и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало? Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

    Игра «Шумящие мешочки».

    Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

    Игра «Где позвонили?»

    Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос «где звенит?» – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

    Игра «Что, где, как?»

    Можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик,кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.

    Игра «Угадай, что звучит».

    Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.

    Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, предлагаем послушать, как они звучатиграет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки.

    Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

    Игра «Похлопаем».

    Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

    Игры, развивающие фонематическое восприятие

    Своевременное обучение позволяет исправить речевой дефект и подготовить ребёнка к обучению в школе.

    Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы общего типа школу. У нормально развивающегося ребенка формируются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, что подготавливает его к усвоению навыков грамотного правописания. Доказано, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.

    Появляющиеся в начальных классах нарушения письма рассматриваются как результат недоразвития устной речи ребенка.

    Чтобы ребёнок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, грамотно писал, ему необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

    Для этого необходимо развивать фонематическое восприятие (различение звуков родного языка):

    • различение гласных – согласных звуков;

    • различение звонких- глухих, твердых-мягких звуков;

    • различение порядка звуков в слове

    Кроме того, ребёнку необходимо интенсивно развивать словарь и овладеть правильным звукопроизношением.

    Родители должны всегда помнить, что учиться - играя вместе, всегда веселее!

    Игра «ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ».

    Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах.

    Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

    • Жучка будку (булку) не доела;

    Неохота, надоело.

    • Ехал дядя без жилета (билета)

    Заплатил он штраф за это.

    • Тает снег, течёт ручей.

    На ветвях полно врачей (грачей) .

    • Мама с бочками (дочками) пошла

    По дороге вдоль села.

    • На поляне весной

    Вырос зуб (дуб) молодой.

    • Сели в ложку (лодку) и - айда! По реке туда-сюда.

    Игра «ЗАГАДКИ – ОБМАНКИ»

    Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.

    • Под землею не размокла вся оранжевая. (свекла)

    • Когда последний луч потух, в лесу завыл большой… (петух)

    • В огороде до сих пор под землею… (помидор)

    • Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий… (конь)

    • Друга лучше не найдешь, лает громко верный. (еж)

    • Он зовется «царь зверей», Потому что… (соловей)

    Игра «Сколько звуков».

    Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

    Игра «Отгадай слово».

    Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (мы. о, .ук, ку. ак).

    Игра «Доскажи словечко».

    Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

    • На ветке не птичка –

    Зверёк – невеличка.

    Мех тёплый, как грелка.

    Кто же это?. (белка)

    • Ты не бойся.

    Это (гусь)

    Я сама его боюсь.

    • Роет землю старый (крот).

    Под землёю он живёт.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».

    Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...

    консультация для родителей "Играем пальчиками развиваем речь"

    Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь. В дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений,, чтобы рисовать, писать, одеваться....

    Консультация для родителей "Играем пальчиками - развиваем речь"

    Яркая консультация для родительского уголка....

    Консультация для родителей "Играем - речь развиваем"

    В консультации приводятся примеры речевых игр и упражнений, которые можно использовать в повседневной жизни, не требующие специальной подготовки....

    Консультация для родителей " Играем и развиваем грамматический строй речи"

    Увлекательные и интересные задания в форме игры для развития грамматического строя....

    Консультация для родителей "Играем дома - развиваем речь"

      Вниманию родителей дошкольников старшего возраста предлагается ряд  игр и заданий, с помощью которых они смогут закрепить знания и умения своего ребенка в процессе игр, направленных...