Главные вкладки

    консультация для родителей " Особенности речевого развития детей 6-7 лет"
    консультация (подготовительная группа)

    Улюмджиева Делгр Эрдниевна

    Развитие речи детей 6-7 лет идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

    К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на родительском собрании «Эти трудные звуки»

    Особенности развития речи ребенка 6-7 лет

          Добрый день, уважаемые родители. Сегодня поговорим об особенностях развития речи детей 6-7 лет.

           У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает. 
          В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами "потому что", "если", "когда" и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.
         Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. 
    У ребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов . Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных по сравнению с отвлеченными довольно высок - 85%. Это объясняется тем, что ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений. 
          Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное. Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи. А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы. 
    На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. 
    В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных). 
    Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

    «Игры со звуками»

    1. Развитие неречевого слуха.

    • Шумящие коробочки

    Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.

    • Чудо-звуки

    Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи — это опоры вашего малыша в жизни.

    • Что как звучит

    Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку. Более сложный вариант — узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки

    • «Прохлопай, как я»

    Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара.

    Ребенок его повторяет.

    Варианты игры:

    - ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);

    - ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;

    - ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

    РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

    • «Красный – зелёный»

    Взрослый показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение«БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания:

    «БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ».

    Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.

    • «Какое слово лишнее?»

    Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

    КОМ – КОМ – КОТ – КОМ,

    БУДКА – БУКВА– БУДКА – БУДКА;

    ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ;

    КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА.

    • «Самое короткое слово»

    Взрослый произносит три слова, а ребенок говорит, какое слово самое короткое.

    СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ

    СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА

    ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

    • «Играем в рифмы»

    Цель: развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по звучанию:

    Игра «Добрый слон».

    Жил на свете добрый слон, сочинял рассказы он.

    Книжки добрые писал,

    И друзьям их раздавал.

    В рифмы он любил играть,

    Чтоб с друзьями не скучать.

    Вот картина, вот (корзина, машина и т. д. ,

    Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,

    Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,

    Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,

    Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,

    Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).

    Чтоб и нам не скучать,

    Будем рифмы подбирать.

    Игры со звуками и словами.

    • «Поймай звук»

    Взрослый предлагает «поймать» (хлопнуть в ладоши, если ребенок услышит заданный звук. Рекомендуется выделять заданный звук из ряда других звуков, слогов, слов.

    • «Отбери картинки»

    Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например звук [м].

    • «Будь внимателен»

    Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с].

    • «Отгадай загадку»

    Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый)звук в слове-отгадкеНапример:

    Мягкие лапки,

    А в лапках царапки (кот)

    Под крышей четыре ножки,

    А на крыше суп да ложки (стол).

    • «Цепочка из слов»

    Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звукаНапример: лес— сок—кот—тапки.

    • «Квартирка звука»

    Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части: начало, середину, конец. Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове: начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место.

    • «Разложи картинки»

    Ребенку предлагают разложить картинки на две группы: в одну положить те картинки, в названии которых первый звук твердый, в другую - с

    начальным мягким звуком.

    • «Внимательные глазки»

    Взрослый предлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке)найти предметы, в названии которых есть заданный звук,

    определить его место в слове.

    • «Подбери словечки»

    Ребенку предлагают придумать и назвать слова, в названии которых есть заданный звук. Например, звук [к] - кот, молоко, корова, потолок и т. п.

    • «Отгадай и назови звуки»

    Взрослый называет слияния звуков, слогов, слов. Например: иуа, ап, ма, кот и т. п. Ребенку определяет последовательность и количество звуков в слоге (слове).

    • «Назови по порядку слоги»

    Взрослый произносит слово, ребенок говорит: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС). Произнося слова по слогам, ребенок на каждый слог делает хлопок в ладоши.

    • «Флажки»

    Взрослый называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок

    • Игра «Какой слог лишний?»

    Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва,.)

    • «А ну-ка, догадайся!»

    Какой одинаковый звук есть во всех словах?

    Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

    • «Отбей слоги мячом»

    Взрослый говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.

    • «Отгадай слово по первым буквам»

    Взрослый выставляет перед ребёнком сколько картинок, сколько звуков в слове. Ребёнок выделяет первый звук в каждом слове, соединяет их по порядку и называет получившееся слово. Можно выкладывать первую букву каждого слова и затем прочитать, что получилось.

    • "Сколько звуков

    Взрослый произносит слова (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

    • «Шифровка»

    Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.

    Гласные – согласные.

    Цель: учить выделять первый звук в слове

    Ведущий называет слова, участники определяют первый звук в словах и хлопают, если звук гласный, стучат по столу, если звук согласный.

    Банка, аист, утка, стол, облако, щётка, ложка, лыжи…

    Согласные.

    Я прочитаю вам стихотворение. Когда услышите слова со звуком Л, положите фишку на стол.

    Мышка весело жила,

    На пуху в углу спала.

    Ела мышка хлеб и сало.

    Но всё мышке было мало.

    Логопед: Сколько слов со звуком Л вы услышали? (Восемь). Какие?

    Игра «День рождения»

    Цель: учить подбирать слова на заданный звук.

    Представьте себе, что нас пригласили на день рождения к мальчику Роме. Нам необходимо приготовить подарки, названия которых начинаются на звук Р.

    Участники: «Я подарю Роме ручку».

    «Я подарю Роме рыбку».

    «Я подарю Роме ракету».

    «Я подарю Роме ракушку» и т.д.

    Игра «Составь цепочку»

    Цель: тренировать умение выделять первый и последний звук в словах.

    Участникам предлагается из набора картинок составить цепочки, чтобы последний звук названия картинки являлся первым звуком названия следующей. Участники работают группами.

    Дом – мальчик – кошка – апельсин – ножницы

    Сапоги – индеец – цыплёнок – книга – арбуз

    Жёлуди – индюк – колесо – облако

     и т.д. 

    Игра « Придумай слово»

    Цель: закрепление навыка звукового анализа и синтеза слов.

    Играющие по очереди предлагают для игры короткое слово, например: кот, дом, каша, утка, аист и т.д.  Необходимо назвать звуки, из которых состоит предложенное слово, и придумать на эти звуки слова.

    Игра «Попрыгунчики»

    Цель: тренировать навык деления слов на слоги.

    Дети подпрыгивают столько раз, сколько слогов в слове: петух, кот, автобус, бегемот, туча, тапочки, молоко, каша, футболист и т.д.

    Обмен впечатлениями от встречи.

    Наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы провели время не зря. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить.        

    Я подготовила памятки для Вас, где можете ознакомиться с этими и другими играми, и поиграть с ребенком дома.

    ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет"

    Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет" До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются неско...

    Консультация для родителей "особенности речевого развития детей 5-го года жизни"

    цель данной консультации познакомить родителей с особнностями звуковым и грамматическим строем речи в среднем дошколном возрасте....

    Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2-го года жизни"

    Особенности и методические приемы развития речи детей 2-го года жизни...

    Консультация для родителей ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

    Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, в...

    Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

    Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

    Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

    Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...