Главные вкладки

    Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка на прогулке, на кухне, на даче".
    консультация

    Сюлаева Людмила Николаевна

    как  можно в повседневной жизни развивать речь детей 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsult_-_kopiya.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Консультация для родителей.

                       Развиваем речь ребенка на прогулке, на кухне, на даче.

                   Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители, воспитывающие детей с умственным недоразвитием, могут и обязаны решать ежедневно. А если речь ребёнка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания. Ведь любому ростку легче расцвести на взрыхлённой и удобренной почве, нежели пробиваться на заброшенном и затоптанном пустыре.                                                                                                                        Как проводить домашние занятия по развитию речи?                                                                                    Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

                    Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Для начала,  устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).                                                                                                                     Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

              Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий                                                  на прогулке. В это время вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам:  «Одежда»,  «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.                                                   Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их. Полезно вслушиваться в звуки: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц,  звуки ветра, дождя, снега, града и т.д.                 Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».                                                                                                                  

               Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь.                                                                                                

                  Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов. Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.                                                                    Сюжетно-ролевые игры с другими детьми «Автобус», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Задача родителей -  помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.  

                 Находясь на кухне, появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Нельзя ограничиваться примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.),  свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю»),  показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова.

               На даче открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую, ребёнок увидит растения в разную пору их роста; узнает, как и где растут ягоды, овощи и фрукты.

             Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры,  как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче.

    Консультация для родителей о развитии речи ребенка в домашних условиях....

    РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА НА ПРОГУЛКЕ, НА КУХНЕ, НА ДАЧЕ

    Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно....

    Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче

    Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь э...

    Разиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче.

    Материал для консультации родителей о том,  как организовать домашние занятия по развитию словарного запаса и формированию правильных  лексико-грамматических конструкий....

    Консультация для родителей: "Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче"

    Данный материал предназначен для родителей, которые хотят принимать непосредственное участие в развитии активного и пассивного словаря ребенка....

    Консультация для родителей: "Развиваем речь ребёнка: на прогулке, на кухне, на даче."

    Консультация для родителей по развитию речи детей в домашних условиях. (c) Internet...

    Развиваем речь ребенка на прогулке,на кухне, на даче

    Развиваем речь ребенка на прогулке,на кухне, на даче          Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правил...