Главные вкладки

    Ну где же наши ручки?
    статья

    Самотканова Эмма Геннадьевна

         Многие родители слышали о том, что очень важно развивать мелкую моторику рук малыша. Однако не все знают, для чего это необходимо.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nu_gde_zhe_nashi_ruchki.docx16.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ну где же наши ручки?

    Многие родители слышали о том, что очень важно развивать мелкую моторику рук малыша. Однако не все знают, для чего это необходимо.

    В последнее врем на упаковках детских игр и игрушек можно встретить такую надпись: «Развивает мелкую моторику рук». Эта фраза наверняка знакома большинству родителей. Давайте разберемся, чем же обусловлено повышенное внимание к этой проблеме?

    Под термином «мелкая моторика рук» подразумеваются слаженные движения мелких мышц кистей и пальцев рук. Их координированные движения необходимы не только в дальнейшей жизни ребенка для выполнения повседневных заданий. Ученые, исследующие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

    Развитая мелкая моторика рук способствует успешному развитию речи, поскольку речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние. При этом важно помнить и о зрительно-моторной координации, так как для слаженных движений рук необходим контроль зрения.

    Первый этап

    Развитие точных согласованных движений предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями рук.

    К сожалению, о проблемах с координацией движения и мелкой моторикой большинство родителей узнают довольно поздно, уже на пороге школы, особенно если ребенок поступает в привилегированное учебное заведение и проходит тестирование. Чтобы не столкнуться с такими трудностями, уделите внимание развитию мелких движений рук, пока ваш кроха еще совсем мал.

    Начиная с третьего месяца жизни, ребенок учится сосредотачивать внимание на игрушках, рано или поздно хватая их руками. С этого момента можно говорить о начале мелкой моторики рук.

    Развитие захвата и манипулирования предметами проходит в три этапа. Сначала малыш хватает предмет всей кистью (кулачком). Затем для удержания он использует большой, средний и указательный пальцы (захват щепотью). Постепенно совершенствуясь, он переходит к захвату большим и указательным пальцами (так называемый захват пинцетом), что позволяет брать и удерживать мелкие предметы.

    Очень важные события

    Известный педагог-гуманист Мария Монтессори в своей теории о сензитивных периодах (наиболее благоприятных моментах особой восприимчивости детей к определенным видам деятельности) указывает в том числе три сензитивных периода, имеющих непосредственное отношение к развитию мелкой моторики рук.

    Так, известный итальянский педагог Мария Монтессори определяет сензитивный период развития детской речи от 0 до 6 лет. Причем в этом периоде она отмечает два важных события. С 1 года до 2,5 лет происходит лавинообразное расширение словаря ребенка.

    А в 4-4,5 года малыш начинает осваивать письмо, при условии косвенной подготовки его интеллектуальных способностей и достаточно развитой моторики.

    Сензитивный период восприятия мелких предметов проходит от 1,5 до 5,5 лет. В таком возрасте кроха манипулирует пуговицами, бусинками, доставляя немало хлопот и тревог родителям. Не упустите  эту блестящую возможность позаниматься совершенствованием слаженных движений пальцев и кистей малыша. Нанизывание бусинок, плодов каштана на нитку, сборка конструктора «Лего» и игрушек из «Киндер-сюрприза» помогут вам не только занять ребенка, о и развить его ручки.

    Сензитивный период развития движений и действий (включающий в себя, собственно, и развитие мелкой моторики рук) длится от 1 года до 4 лет.

    Вы спросите, к чему здесь подобные научные выкладки? Это сделано для того, чтобы еще раз подчеркнуть тот факт, что внимание такой важной проблеме стоит уделить задолго до поступления ребенка в школу. А последствием слабо развитой моторки могут стать неспособность детей обслуживать себя в повседневных занятиях, неготовность к письму и задержка речевого развития.

    Гимнастики для рук

    Как же можно совершенствовать мелкие движения рук, не обладая определенными педагогическими навыками? Прежде всего вам на помощь придут развивающие игры и игрушки. Разные по форме и фактуре игрушки провоцируют ребенка на разные виды захватов, достигая намеченной цели. С девятого месяца жизни малыша можно начинать заниматься с ним пальчиковыми играми, простейшими из которых являются знакомые всем «Ладушки» и «Сорока-белобока».

    Мамы, старающиеся оградить своего карапуза от тягот домашнего труда и избавляющие его от усилий одеваться самостоятельно (дабы не опоздать с утра в детский сад), совершают большую ошибку. Стирка руками, мытье посуды и полов, чистка ботинок и картофеля, зашивание одежды, завязывание шнурков – настоящая гимнастика для рук!

    Поэтому ни в коем случае не избавляйте своего кроху от домашних дел. И не идите на компромисс со своей ленью, покупая ребенку ботинки на липучках!

    Не стоит умалять и таких видов деятельности в детском саду, как аппликация, лепка, рисование, оригами и т.д. Приятно проводя время за этими занятиями, детишки незаметно для самих себя получают ценнейшие навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни и учебе.

    Игра на музыкальных инструментах, печатание на компьютере, все виды рукоделия также внесут свою лепту. Перебирание и пересыпание крупы, переливание жидкости, полировка предметов, освоение разных видов застежек – занятия, на которых ваш малыш не только получит удовольствие и практические навыки, но и еще одну возможность совершенствования мелкой моторики рук!

    Екатерина Гиль, педагог

    Источник – журнал «Мой ребенок»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приложение к проекту " Наше деревце-Кленок" День рождения нашего Кленка

    Пожелания Своему любимому дереву Кленок на день рождения....

    Аппликация «Наша улица, наша станица» 2 младшая

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3398550","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"90","width":"59"}}]]Аппликация во второй младшей группе...

    «Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

    Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

    Эссе « НАШИ ДЕТИ – НАШИ ЦВЕТЫ».

    Профессия воспитатель....

    Праздничное мероприятие «Наша гордость, наша вера, наша память» для детей старшей и подготовительной групп.

    Цель:  Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепить нравственно-патриотические чувства дошкольников, формировать знан...