Главные вкладки

    Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет»
    методическая разработка (средняя группа)

    «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)

    Цель: Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе детей. Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме речевого развития в условиях семьи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_rol_semi_v_razvitii_rechi.docx39.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №115»

    Родительское собрание

    «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет».

    Воспитатель

    Мануковская

    Маргарита

    Михайловна

    г.Воронеж 2017г

    «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)

    Цель:

    Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе детей. Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме речевого развития в условиях семьи.

    Форма проведения:

    круглый стол с элементами практикума.

    План проведения:

    1. Вступление по теме собрания
    2. Практические задания речевого характера:
    • Факторы успешного речевого развития ребёнка (работа по карточкам)
    • Разбор речевых ситуаций
    1. Игровые упражнения:

    «Скажи правильно», «Найди, где спрятался звук», «Кто гуляет по полянке?»,

    «Весёлые ленточки», развитие фонематического слуха, «игра-рифмы», « Я начну, а ты продолжи».

    1. Всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни»
    2. Схема «Что нужно для гармоничного речевого развития»
    3. Тренинг «Подсолнух»
    4. Выставка литературы и игр, используемой в работе с детьми по речевому развитию.

    Подготовительный этап:

    Подбор литературы для собрания, работа творческих групп родителей,  игры по речевому развитию (для практикума, иллюстрации для игр, изготовление карточек по логоритмике, распечатка текста, эпиграфа, цитат о речевом развитии, мольберт с лепестками подсолнуха, карточки для работы, памятки для родителей.

    Ход родительского собрания:

    1. Вступление по теме собрания, значимости правильной речи детей пятого года жизни.

    Добрый вечер, Уважаемые родители!

    Сегодня мы поговорим о роли семьи в речевом развитии детей.

    Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, - это главный инструмент мышления.

    Слово представляет собой сочетание звуков, с одной стороны, а с другой – несёт смысловую нагрузку, определение, понятие. Слово всегда обобщает. Психологи утверждают: какова речь, таково и мышление.

    Это подтверждается исследованиями: во время интенсивной умственной работы повышается напряжение голосовых связок. Нет слова без значения. Какое-либо слово мы не взяли, оно о чем-то говорит. Слово – отражение единства речи и мышления. И основной элемент фундамента успешного обучения в школе.

    Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

    Следующий компонент – это лексика, т. е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.

    В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова - “ребенок”, “сидеть”.

    Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомиться с приемами выразительности, образности речи.

    В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

    Чтение стихотворения: «Как спросить и как ответить?»

    Иногда не знают дети

    Для того, чтоб это знать

    Нужно речь нам развивать

    В детском садике занятия

    Очень интересные,

    Для развития детей

    Все они полезные.

    1. Практическая часть собрания:

    Обсуждение факторов успешного речевого развития ребёнка.

    Предлагаем выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

    1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

    Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь. Не игнорируйте попытки ребенка что-то вам рассказать. Старайтесь слушать внимательно, глядя в глаза. Можно удивляться, переспрашивать, поражаться «как? Покажи-ка» и вообще делать крайне заинтересованный вид. И вы обнаружите желание вашего ребенка рассказать вам все, что он видит и слышит. Особенно полезно, придя из детского сада, рассказать кому-нибудь из домашних, что произошло. Например, папе. Что там выпал снег, он холодный, белый, можно брать его ручкой и Ваня брал его ручкой и т.д. Или как кормили птичек, упали в лужу, катались с горки, дружили с девочкой Аней и т.д. Папа должен без конца поддакивать и удивленно переспрашивать.

     Игра “Модель неправильного общения родителей и детей”.

    2. Общение ребёнка со сверстниками.

    Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой материал, находящийся в группе. Основным является уголок “фотовыставка”. Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.

    3. Строение артикуляционного аппарата.

    Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т. к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка. (Логоритмические упражнения)

    4. Развитие мелкой моторики рук.

    Развитие моторики на прямую связано с речью. Кончики пальцев и умение управлять своими движениями напрямую связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи. Лепка, рисование, ручной труд, игры с прищепками, шнуровки развивают мелкую моторику пальцев рук, стимулируют развитие речи и готовят руку к письму.

    5. Чтение детям художественной литературы.

    Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. литре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью.

    Ритмичные, легко запоминающиеся стихи – это не только развлечение, но и обучение. Стихи можно читать по 10 раз и каждый раз ребенок их слушает как первый. Делайте вид, что забыли некоторые фразы в самом интересном месте, или продолжение и окончание – и вы их услышите.

     (Обратить внимание на выставку книг.)

    6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

    Игра – критерий развития ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.

    7. Совместное пение с ребёнком.

    Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её. Пойте песни! Даже если у вас нет слуха и голоса. Применяйте хитрый прием – вдруг «путайте» некоторые слова и после небольшой паузы редкий ребенок удержится, чтобы не исправить вас! Например, «добрый доктор Айболит, он под деревом… лежит (идет, стоит, поет)»

    8. Дыхательные упражнения.

    Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежности). (Работа с карточками).

    Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.

    Родители работают с карточками (у каждого, выбирая из перечня факторов наиболее значимые, после комментируют свой выбор).

    Разбор речевых ситуаций

    Ситуация 1

    Наблюдая за детьми специалисты отметили, что ответы ребёнка при рассматривании иллюстративного материала могут быть различными в зависимости от того, как взрослый сформулировал вопрос:

    -Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.

    1. Что нарисовано на картине? (Перечисляют изображенные предметы.)

    2. Что делают дети на картине? (Опишут картину.)

    3. Про что рассказал художник своей картиной? (Попытаются истолковать картину.)

    Ситуация 2. 

    Ребёнок пяти лет совсем не задаёт вопросы взрослому или задаёт, но очень редко.

    -Какими, на ваш взгляд, могут быть причины. (Отсутствие необходимых знаний у ребёнка, устойчивый избирательный интерес к чему-либо, критика взрослого задела самолюбие.)

    Ситуация 3

    Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремиться к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!

    -Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (В продуктивных видах деятельности ребёнок учиться ставить цель, прилагает усилия для достижения результата, сравнивает его с целью. Занятия лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к развитию речи и овладению письмом.)

    Ситуация 4

    Наблюдая за развитием фонематического слуха у детей, у некоторых из ребят были выявлены характерные недостатки. Гриша: “рыба”-“лыба”, Дима: “шишка”-“сиска”, Паша: “садись”-“дись”, Петя: “сахар”-“хасир”.

    -Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить?

    (Замена трудно произносимых звуков на легкопроизносимые, пропуск первого слога, перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков.).

    1. Физическая пауза:

    Игровые упражнения  «Скажи правильно», «Кто гуляет на полянке», «Весёлые ленточки», «Я начну, а ты продолжи»

    1. Педагогический всеобуч: «Характеристика детей пятого года жизни»
    • Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
    • Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков.

    Обратите внимание: ребенок к 5 годам  должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее — обратиться за помощью к логопеду.

    • Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
    • Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

    Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

    Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни — освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

    • Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч — это игрушка, в него играют», начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний — описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
    • В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

    • не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

    • у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

    • имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

    Речь детей средней группы отличается подвижностью и не устойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

    1. Схема «Что нужно для гармоничного речевого развития»:

    1. Моторика - общая - мелкая (пальчиковая гимнастика) - артикуляционная (гимнастика для губок и язычка)

    2. Фонематический слух - неречевой слух (различение бытовых звуков) - речевой слух ( различение сходных по звучанию, произношению звуков на слух, в собственной речи) - звуковой анализ и синтез ( место звука в слове, количество слогов...)

    3. Словарь - обиходный (развивать во время режимных моментов) - обобщающие понятия, знания об окружающем мире, части предметов, антонимы... ( чтение, лото, логопедические пособия)

    4. Грамматический строй речи - сочетание в роде, числе, падеже (нарабатывать на слух, закреплять буквально зазубриванием, если для ребенка это сложно)

     5. Связная речь - Рассказ по картинке - Рассказ по серии картинок - Выкладывание серии картинок в логической последовательности

    Каждой из этих сторон речевого развития стоит уделять внимание на занятиях с ребенком.

    1. Тренинг «Подсолнух» 

    (родители на каждый лепесток подготовленного подсолнуха пишут пожелания по развитию речи, своему ребёнку и группе).

    В заключении родители задают вопросы, проходят к выставке и знакомятся с литературой и играми по речевому развитию детей в данной группе.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"

    Родительское собрание в средней группе на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"...

    Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет".

    Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы ...

    Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

    Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

    Родительское собрание на тему : "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

    Материал представляет собой  конспект выступления на собрание в форме практикума и будет полезен воспитателям детских садов....

    Родительское собрание. «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

    Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей....