Главные вкладки

    Консультация для родителей "Как научить детей отгадывать загадки."
    консультация

    Иванова Оксана Викторовна

    Загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта и т. п. С развитием общества существенно меняется тематика и содержание загадок.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Для вас родители!

    Как научить  детей отгадывать загадки

    Загадка определяется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».  «Загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса». По содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать; описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения: как правило, это описание лаконично; загадке часто присущ ритм.         

    Загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта и т. п. С развитием общества существенно меняется тематика и содержание загадок.

    Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного — цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает: Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко. Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы: Так смеялся, что губа треснула; третья — особенности повадок: По полю скачет — ушки прячет, встанет столбом — ушки торчком; четвертая — защитную способность менять окраску: Зимой беленький, летом серенький.

    ЗАГАДКА НАРОДНАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ.

            Как жанр народного творчества загадка давно привлекает внимание писателей и поэтов, которые создают литературные загадки. Литературная загадка продолжает традиции народной загадки: она основывается на том же образном представлении о предмете, сравнении и сопоставлении. Но в условиях повсеместного распространения печатного слова автор уже меньше заботится о ее краткости. Литературная загадка дает описание более подробно, более детально.

            Часто литературные загадки — это целые рассказы в стихах. Такова, например, загадка С. Я. Маршака о почтовом ящике:

    Синий домик у ворот.

    Угадай, кто в нем живет.

    Дверца узкая под крышей —

    Не для белки, не для мыши,

    Не для вешнего жильца,

    Говорливого скворца.

    В эту дверь влетают вести,

    Полчаса проводят вместе.

    Вести долго не гостят —

    Во все стороны летят.

            Эти загадки предельно краткие, в них использован словарь народного быта, их ритмы повторяют ритмы народных загадок. Многие литературные загадки приобрели широкую популярность и получили такое же распространение, как и народные. Это относится прежде всего к загадкам таких мастеров слова, как С. Я. Маршак и К. И. Чуковский. Приобрели широкую популярность загадки:

    Что такое перед нами:

    Две оглобли за ушами,

     На глазах по колесу

    И седелка на носу? (Очки)

    Принялась она за дело,

    Завизжала и запела.

    Ела, ела Дуб, дуб,

     Поломала Зуб, зуб. (Пила)

    С. Я. Маршак.

    ЗАГАДКА КАК ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.

            И народные, и литературные загадки, будучи разнообразными по тематике и содержанию, едины по своей сущности, по проявлению своей главной особенности. Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку.-значит найти решение задачи, ответить ка вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами.

            Способы построения логических задач различны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В числе их могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и надо найти отгадку. Загадка Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку основана на четырех признаках, свойственных кролику. В ней отмечены признаки внешнего вида («длинное ухо, комочек пуха») и действия животного («прыгает ловко, любит морковку»). В загадке Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? названы три характерных признака лета: жаркая погода, цветение растений, созревание хлеба.

     Логическая последовательность перечисления, значение слов и их звучание - все это и создает видимую и слышимую картину грозы. Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяют полнее производить умственные операции и успешнее решать логическую задачу.

            Успешность решения мыслительной задачи, заключенной в загадке, зависит от того, какие стороны предметов и явлений и с какой полнотой в ней отражены. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и грамотного умозаключения. Логическая задача в загадке облечена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому она особенно привлекательна. И построение загадки, и ее лексика собирают внимание слушающего, вызывают интерес к задаче.

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАГАДКИ.

            Воспитательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Загадка «доставляет уму ребенка полезное упражнение» К Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у ребенка интерес к миру вещей и явлений.         

    КАК ОТОБРАТЬ ЗАГАДКУ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

            При отборе загадок для дошкольников необходимо, чтобы материал загадок по своему содержанию прежде всего- отвечал задачам коммунистического воспитания. Нельзя предлагать детям любую загадку. Следует учитывать ее воспитательную ценность и педагогическую целесообразность. Не рекомендуются для детей загадки, отражающие старые социальные отношения (о царе и его подданных, о попе и работнике и т. п.).         Недопустимы загадки грубого содержания с использованием просторечной лексики и вульгаризмов. Важным требованием, предъявляемым к загадкам для дошкольников, является их доступность. Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях, например о времени (что такое год, месяц), о жизни и смерти, о родстве (муж, жена, свекровь и т. п.), о старинных обычаях и обрядах, о трудовых процессах, отражающих старые способы производства (посев зерна вручную, обмолот снопов цепами, жатва серпом и др.)» о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода (соха, веретено, лапти, зыбка) и пр. Следует загадывать детям загадки о тех предметах и явлениях, которые доступны для их наблюдений и понимания и пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в нее, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни. Это загадки о человеке, о предметах, созданных его трудом, о живой и неживой природе. Основой для отгадывания загадок являются достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок для дошкольников воспитатель должен учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный. Надо исходить также из мыслительно-речевой природной загадки: учитывать степень трудности логической задачи, характер умственной операции, которую предстоит совершить ребенку, сложность художественного образа и особенности речевой формы загадки. Нельзя не учитывать и особенности понимания загадки ребенком, и характер возможных затруднений при отгадывании.

    Загадки

    Младший возраст.

    Народная загадка:

    На сметане мешен,

    На окошке стужен,

    Круглый бок, румяный бок,

    Покатился... (Колобок)

    Логическая загадка:

    Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

    Хлопает крыльями громко-громко,

    Курочек верный пастух,

    Как зовут его? (Петух)

    Тематическая загадка:

    Снег на полях,

    Лед на водах,

    Вьюга гуляет.

    Когда это бывает? (Зима)

    Загадки

     (средний возраст).

    Народная загадка:

    Я красив, силен, могуч,
    Я грознее грозных туч,
    Я умнее всех, нет слов, —
    Много у меня голов.(Дракон)

    Логическая загадка:

    Папа и мама дома со мной,
    Значит, сегодня день…  (Выходной)

    Хоть сама - и снег, и лёд,
    А уходит - слёзы льёт.      (Зима)

    Тематическая загадка:

    Я – хозяйка разных снов,
    Про дельфинов, про слонов.
    Про дворцы хрустальные
    И про звезды дальние.
    Вы ложитесь и на ушко
    Вам нашепчет сны… (подушка).

    Загадки

    (старший возраст)

    Народная загадка:

    Лоскуток на лоскутке –

    Зелёные заплатки,

    Целый день на животе

    Нежится на грядке. (Капуста)

    Логическая загадка:

    Всегда он в работе,
    Когда говорим,
    А отдыхает,
    Когда мы молчим.(язык)

    Тематическая загадка:

    Мешок, набитый пухом 

    Лежал под левым ухом.

    -И вовсе это не мешок,-

    Подумал сонный пастушок.

    -Лежит ведь он  под ушком,

    Так значит он – (подушка)

    Загадки

    (подготовительный возраст)

    Народная загадка:

    По горам, по долам

    ходит шуба да кафтан.

    (Овца)

    Логическая загадка:

    Петух снёс яйцо.

    Кому оно достанется?

    (Никому, петух яйца не несет)

     

    Над лесом летели три рыбки.

    Две приземлились.

    Сколько улетело? (Рыбы не летают)

    Тематическая загадка:

    Очень странно, что за пруд?

    Ни плотины, ни запруд,

    Берег белый, будто мел,

    Где ни ступишь - всюду мель.

    Да к тому же иногда

    В нем горячая вода.

    И не странно, и не странно,

    Потому что это...(ванна)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учимся отгадывать загадки (консультация для родителей)

    Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предме...

    Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"

    Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...

    консультация для родителей "Почему важно учить ребенка отгадывать загадки?"

    Загадки - это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы: что? откуда? из чего сделано?, показывают разные грани предмета или объекта. Помимо того, что загадки способствуют активному развити...

    Консультация для родителей "Как учить детей отгадывать загадки"

    Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, как обязательного условия познавательной деятельности. Занимательная форма загадки делает учение ненавязчивым, интересным....

    Консультация "Как отгадывать загадки"

                                                КАК ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ?...

    Консультация для воспитателей «Учим детей отгадывать загадки»

    Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Обуч...