Роль сказки в нравственном воспитании ребёнка
консультация (младшая группа)

Терентьева Екатерина Ивановна

В статье подробно раскрывается роль сказки в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_skazka.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Роль сказки в нравственном воспитании ребёнка

     Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности.

     Кризис духовности и нравственности в современном обществе наблюдается повсеместно, поэтому задачи духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо признать приоритетными.

     Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

     В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

     Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор - устное народное творчество, существующее в виде пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства, сказок. Легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия духовности и нравственности через сказку. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

          Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствие и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить.

     Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.

     Народные сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Пришло время, и эти сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас почти без изменений, а некоторые прошли литературную обработку и стали понятнее и доступнее. Но самое главное, что все эти сказки выдержали испытание временем в силу своих высокохудожественных качеств.

     

Такие нравственные категории, как «добро и зло», «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных, волшебных, авторских сказок, сказок о животных.

Чему же нас могут научить сказки?

  • сказка «Репка» -  учит детей быть дружными, трудолюбивыми;
  • сказка «Маша и медведь» предостерегает: слушайся родителей, в лес один не ходи, не отчаивайся, если стало трудно - пробуй преодолевать сложности;
  • сказка «Теремок»  -  учит дружить, оказывать помощь в беде, объясняет, что все в этом мире имеют право на счастье и теплые отношения со стороны окружающих;
  • русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»  - воспитывают уважительное отношение к старшим, учат детей не бояться трудностей, быть смелыми и смекалистыми;
  •  в народной сказке «У страха глаза велики» - высмеиваются страх и трусость;
  •  в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев» - показана хитрость героини, ее способность находить пути выхода из трудных ситуаций;
  • в сказках «Крошечка Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка» - трудолюбие, отзывчивость, вера в добро и другие духовно-нравственные качества  вознаграждаются;
  •  в сказке «Бобовое зернышко» - забота о других людях всегда поощряется.

     Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек  - это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

     Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников...

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

   Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...

Консультация для воспитателей. «Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка»

laquo;Характер и нравственное поведение ребёнка –это слепок с характера родителей,он развивается в ответ на их характери их поведение».Эрих Фром....

Родительское собрание «Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка»

Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения...

Консультация для родителей «Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка»

laquo;Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка»...