Влияние гаджетов на развитие ребенка дошкольного возраста
статья

Зорина Наталья Владимировна

Детско-родительские отношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Влияние гаджетов на развитие ребенка дошкольного возраста»

 Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.

В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д. Б. Эльконину проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой «кормит куклу», как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку.

Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психосоциальную структуру. Для компьютерной игры характерны, многократный повтор действия для достижения результата, малоосмысленное продвижение по уровням сложности; попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды. Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости «захочу – включу, захочу – выключу», примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.

Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.

Исследователями Казанской государственной медицинской академии М. В. Белоусовой, А. М. Карповым, М. А. Уткузовой было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей диагностированы проявления общего недоразвития речи в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В семьях таких детей наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами, планшетами), продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними. Авторы исследования отмечают: «Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста»

Предложить родителям практические советы по организации безопасного взаимодействия ребёнка с компьютером....

Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста

Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста...

Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста.

Материал предназначен, скорее, для родителей. В статье говорится о влиянии компьютерных игр на психическое и физическое развитие детей дошкольного возраста....

Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста

laquo;Как вы думаете, какие результаты может приносить ежедневное прослушивание хорошей музыки детьми?»Влияние музыки на развитие ребенкаЕсли включать маленькому ребенку класси...

Влияние сказки на развитие ребенка дошкольного возраста

Правильного ответа на вопрос: «С какого возраста надо начинать рассказывать сказки» не существует. Каждый родитель решает этот вопрос индивидуально. Сегодня, отдавая дань модным психологич...

Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста

Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возрастаРодители уже с первых месяцев жизни начинают знакомить своих детей с различными гаджетами. Зачем?Некоторые родители дают гаджеты, чтобы ребенок н...