Как помочь неговорящему ребенку
консультация (младшая группа)

Петрова Елена Михайловна

Рекомендации родителям по развитию речи неговорящего ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_negovoryashchemu_rebenku.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как помочь неговорящему ребёнку»

Рекомендации по организации общения с детьми, имеющими трудности в речевом развитии.

Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Речь ребёнка отражает социальную среду, в которой он растёт. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

* способность говорить;

* способность понимать сказанное.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, есть желание что-то сказать.

Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формировании психической деятельности, ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения.

Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи невролога, логопеда, психолога, что в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей.

Работа с любым ребенком начинается с установления контакта.

-На первых порах лучше вообще не требовать от ребёнка речевой отдачи.

-Важно не отпугнуть малыша настойчивым «скажи»«повтори», строго исключите эти выражения из своего общения с такими детьми.

Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа “Делай, как я” (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии - на речевое подражание.

-Не фиксируйте внимание своё, ребёнка и окружающих на его дефекте. Никогда не говорите ему, что он не хочет или не может говорить. Хвалите за любую его инициативу, пусть и не речевого характера.

-Больше говорите с такими детьми, озвучивайте все действия

Названия предметов произносятся в замедленном темпе, многократно проговариваются, взрослый исполняет одновременно роль и спрашивающего и отвечающего, т. е. даётся диалог-образец. Проговаривание используется только в процессе действий с предметом. Просто так слова проговаривать бесполезно. Так может продолжаться несколько дней.

Постепенно ребёнка косвенно поощряют к вступлению в диалог – для этого взрослый делает всё более и более длительные паузы (до 5-10 сек.) Например: принеси машинку. Что ты принёс?. Это машина… Смотри на меня и слушай: машина. Давай вместе: ма-ши-на.

Здесь важно привлечь к работе все анализаторы ребёнка : зрительный, тактильный, двигательный. Желательно, чтобы при общении ребёнок смотрел в глаза взрослому, это даёт возможность зафиксировать внимание ребёнка на работу артикуляционного аппарата (движения губ, языка). Одно и тоже слово можно проговорить ребёнку на ушко, либо прохлопать ритм слова по его ручке.

Обратите внимание, что эта работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. И второе важное условие – ребёнок не должен догадываться, что вы его учите говорить, занимаетесь с ним развитием речи.

Направления работы

1. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа

«Дай ручку»«А где ножка?»«Покажи носик у собачки»«Положи Машу спать»«Положи мяч в коробку»«Посади куклу в коляску» и т. п., опираясь на то, что ребёнку доступно.

-Не дожидаясь, пока ребёнок начнёт сам вступать в речевой контакт, развивайте мыслительные процессы, начинайте учить его различать предметы по размеру (покажи большой мяч – маленький мяч, соотносить цвета, форму (дай такое же ведёрко, как у меня, количество (покажи один – покажи много).

2. Развитие слухового внимания:

• Пробуждение интереса к звукам окружающего мира (послушаем тишину; что там шумит.);

• Дифференциация тихих и громких звуков;

• Определение направления и источника звука (игры с музыкальными инструментами);

• Развитие умения соотносить количество звучаний с числом (повторить ритм);

• Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.

3. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики (чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращённой речи, обогащает словарь).

4. Уточнение и расширение пассивного словаря по лексическим темам

5. Формирование фразовой речи:

• Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий);

Прятки

Эта игра способствует развитию эмоционального общения ребенка со взрослым, кроме того детям доставляет огромное удовольствие находить спрятанные взрослым предметы. Основная цель этой игры для неговорящего ребенка: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она». Взрослый показывает ребенку конфетку, шарик, изюм или что-то другое, в получении чего ребенок будет заинтересован. Затем прячет этот предмет в кулак и убирает оба кулака за спину, после чего предлагает ребенку угадать, в каком кулачке он спрятан. «Угадай, где конфетка! Правильно, вот (вот она! Где конфетка – вот!».

• побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что там? Используйте в качестве приёмов рассматривание книжек-раскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завёрнутых в бумагу и т. п. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями «Ай!»«Ой!»«Ух!», расположить к речевому подражанию.

• Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, надень, пойдём).

• Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была).

6. Параллельно ведется работа по развитие психических процессов, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка (игры на восприятия цвета, формы, на логику).

Для стимулирования появления речи используют разнообразные методические приёмы:

• инсценировки (стихи-диалоги, сказки);

• вопросы - используйте альтернативные вопросы, например: «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу? Что тебе дать – чашку или ложку? Что хочешь – рисовать или поиграть?» В такой формулировке вопроса ребёнок слышит и может использовать подсказку и повторить нужное ему слово.

• используйте такую ситуативную ситуацию, как общение в ходе выполнения поручений. Например, взрослый, предварительно убрав какой-либо предмет на высокую полку, например, собачку, просит ребёнка принести его. Т. к. ребёнок не может достать предмет, ему придётся каким-то образом вступать к контакт со взрослым. Взрослый, в свою очередь, стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь? Собачку? Как надо попросить? – Дай собачку». В качестве поощрения ребёнок получает игрушку.

• театр игрушек, пальчиковый театр («Кто в домике живёт?», чаепитие для кукол);

• имитация и звукоподражание («Гуси-гуси»«Зайка», имитация звуков животных);

• договаривание потешек; сказок; стихотворений;

• заучивание простых стишков;

• логоритмические упражнения;

участие ребёнка в утренниках. Приобретение речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребёнка в утренниках.

По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребёнка формируется потребность в речевом общении. Здесь очень важно поощрять желание ребёнка говорить. Одной из форм стимуляции этой потребности является, естественно, похвала взрослого как положительное подкрепление достижений ребёнка.

 Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь неговорящему ребенку?

Материал для консультаций родителей "Как помочь неговорящему ребенку?" ....

Как помочь неговорящему ребенку?

консультация для родителей...

Как помочь неговорящему ребенку!

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с «безречевыми» детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет ло...

«Как помочь неговорящему ребенку».

laquo;Как помочь неговорящему ребенку».        В последе время, придя на консультацию к логопеду, очень часто родители одинаково описывают свои жалобы, что активный сло...

Советы учителя - логопеда: "Как помочь неговорящему ребенку?"

В последнее время, придя на консультацию к логопеду, очень часто родители одинаково описывают свои жалобы, что активный словарь их ребенка состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходн...

Как помочь «неговорящему» ребенку

Как  воспитателю помочь неговорящему ребенку....