Программа кружковой работы
рабочая программа (младшая группа)

Шамаева Анастасия Тагировна

Программа доп.образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа48.76 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципального автономного дошкольного образовательного

учреждения города  Когалыма «Колокольчик»

Принята на заседании педагогического совета

от «31» августа 2022г.

Протокол № 1

Утверждаю

заведующей МАДОУ «Колокольчик»

Яхина Р.К.

«31» августа 2022г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Весёлые краски»

направленность:  художественная

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 2 – 3  лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Шамаева  Анастасия Тагировна

воспитатель

г. Когалым,  2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………...………………………………………………3

2. Содержательный раздел

2.1. Учебный план………………………………………………………………...6

2.2. Содержание Программы……………………………………………………..6

2.3. Прогнозирование результатов и критерии их замера……………………...9

2.4. Формы подведения итогов реализации Программы……………………….9

2.5. Методическое обеспечение Программы……………………………………9

3. Организационно-педагогические условия реализации Программы

3.1. Календарный учебный график……………………………………………....9

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы…………………….10

4. Заключение……………………………………………………………………10

    5. Список литературы…………………………………………………………...11  

1.  Пояснительная записка

Программа кружковой работы воспитателя второй группы раннего возраста (с 2  до 3 лет) на 2022 – 2023 учебный год разработана в соответствии  с:

• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013 г. № 1155;

• Комментариями Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249

• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ № 1014 от 30.08.2013

• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13») (с изм. и доп. от 27.08.2015г. № 41);

• Уставом МАДОУ «Колокольчик», утвержденным 17.12.2014г. №837.

Программа имеет художественную направленность и отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ художественного творчества детей в условиях модернизации образования.

        Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей первого младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

        Новизной и отличительной особенностью моего работы   по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер т. к. ранее они использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.

        Педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

        Они не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», являются скорее экспериментальными и только начинают свою историю, хотя известны много лет.

        В системе работы используются самодельные инструменты, природные  и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность  направлена  на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.

        Способы изображения достаточно простые по технологии, нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

        Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

        Идея работы заключается в том, что развитие художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов рисования нетрадиционными техниками в работе кружка «Веселые краски»

        Новизна состоит в создании нестандартного интерактивного построения ООД  с использованием нетрадиционных техник рисования, учитывая, что это для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка.

Педагогическая целесообразность.

        Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

        Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных  изотехнологий. Использование данных техник возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Работа в кружке осуществляется на принципах доступности, наглядности, систематичности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

          Задачи:

развивающие:

• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

• Развивать творческие способности детей.

• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

воспитательные:

• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

обучающие:

• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

• Формировать умение оценивать созданные изображения.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 2 – 3  лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы один год.

Уровень Программы: базовый

Объем и срок реализации Программы:  34 часа (34 недели),  с 01 сентября по 31 мая.

Принципы и подходы к реализации программы.

        При обучении рисованию учитываем индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.

        Для формирования положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности и интереса к её результатам используем приемы:

  • показ изготовленных рисунков и обыгрывание уже готовых изображений;
  • демонстрация рисунков на выставках в группе, учреждении;
  • оформление и рассматривание альбомов с детскими рисунками.

          Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия – 10 минут.

2.Содержательный раздел

2.1. Учебный план.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

I.

Рисование пальчиками

8

4

4

Выставка детских работ

II.

Рисование ладошками

4

2

2

Выставка детских работ

III.

Рисование ватными палочками

6

3

3

Выставка детских работ

IV.

Рисование  методом «тычка»

4

2

2

Выставка детских работ

V.

Рисование методом оттиска (штампа) пенопластом, смятой бумагой

8

4

4

Выставка детских работ

VI.

Рисование методом «набрызга»

4

2

2

Выставка детских работ

Итого:

34ч.

17 ч.

17 ч.

2.2. Содержание Программы

Раздел I.  Рисование пальчиками

Задачи: познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.  

Теория (4 ч.). Рассказать и показать детям,  что таким  способом можно поставить на листе точки разного размера, которые превращаются в гусеницу, виноград или рябину. Можно рисовать линии и геометрические фигуры. Если сложить пальцы в пучок и приложить к бумаге, получится снежинка или цветы. Одними кончиками пальцев можно создать целый пейзаж.

Практика (4 ч.)

1 занятие: «Цветные пальчики»

2 занятие: «Ягодки на тарелке»

3 занятие: «Сшили Тане сарафан»

4 занятие: «Разноцветные горошки»

Раздел II. Рисование ладошками

Задачи: формировать умение рисовать ладошками, воспитывать интерес к рисованию.  

Теория (2 ч.). Рассказать и показать детям,  что таким  способом можно просто отпечатывать свою ладонь разными цветами на листе. А можно рисовать полноценные образы, для этого пальцы должны быть сомкнуты. Чтобы нарисовать бабочку, приложите разукрашенную ладошку к бумаге вертикально, рыбку — горизонтально, а осьминога — пальчиками вниз.

Практика (2 ч.).

1 занятие: «Цветные ладошки»

2 занятие: «Цветик – семицветик»

Раздел III. Рисование ватными палочками

Задачи: формировать тактильные ощущения, развивать цветовое восприятие ребенка.  

Теория (3 ч.) Принцип выполнения данной техники – делать короткие мазки ватной палочкой, располагая их рядом друг с другом, накладывая их друг на друга. Таким образом, получается необычная фактура знакомых предметов. Рассказать и показать детям,  что таким  способом хорошо рисовать животных, птиц, деревья, траву.

Практика (3 ч.). 

1 занятие: «Горошины для петушка»

2 занятие: «Идет снег»

3 занятие: «Узор на платочке»

Раздел IV. Рисование  методом «тычка»

Задачи: развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию.  

Теория (2 ч.) Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого - либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя его части вслух (например, голова, уши, спина, хвост и др.). Начав рисовать, дети должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и др.) дети рисуют концом тонкой кисти.

Практика (2 ч.) 

1 занятие: «Вот зима кругом»

2 занятие: «Снег идет»

Раздел V. Рисование методом оттиска (штампа) пенопластом, смятой бумагой

Задачи: развивать устойчивый интерес к занятиям по изобразительной деятельности, формировать положительные эмоции в процессе работы, развивать замысел детей.  

Теория  (4 ч.) Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

        Практика (4 ч.)

1 занятие: «Кубики для Вани»

2 занятие: «Мячики»

3 занятие: «Башни»

4 занятие: «Гусеница»

      Раздел VI. Рисование методом «набрызга»

Задачи: способствовать гармоничному развитию детей, развивать бытовые навыки.

       Теория  (2 ч.) Для этого метода нужно предварительно из картона сделать шаблоны – вырезаются различные фигуры. Затем их прикладывают к бумаге. Берется обычная зубная щетка, на которую наносится краска и любым предметом (можно использовать линейку) проводят по ворсу на себя. Краска будет напыляться на бумагу. После высыхания рисунок готов. Можно поступить и другим образом:  вырезанные фигуры отложить, а лист, из которого они вырезались, скрепить с рабочей бумагой. Дальнейшие действия будут такие же, как и в предыдущем случае. Только окрашенным останется только рисунок.

Практика (2 ч.)

1 занятие: набрызг  «Салют»

2 занятие: рисование пипеткой «Звездочки на небе»

2.3. Прогнозирование результатов и критерии их замера.

-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

-Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

        Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в ноябре, итоговый - в мае).

2.4. Формы подведения итогов реализации Программы:

-Групповая и индивидуальная работа с детьми;

-Проведение выставок детских работ;

-Консультации для родителей;

-Родительские собрания.

2.5. Методическое обеспечение Программы.

  • Альбом «художники и их иллюстрации»;
  • Альбом «Рисуйте с нами»;
  • Игры для восприятия цвета и развития руки;
  • Художественная литература;
  • Репродукции картин.

3. Организационно-педагогические условия реализации Программы

3.1. Календарный учебный график.

Обьем программы

Начало учебного года

Конец учебного года

Продолжительность учебного года всего

34 неделя

I полугодие

II полугодие

34 часа

01.09.22

31.05.23

16  недель

18 недель

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы.

  • Сиди - аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная музыка».
  • Видеоматериал
  • CD-Плеер.
  • Телевизор.
  • Ватман;
  • Обои;
  • Фломастеры;
  • Акварель, гуашь, кисточки;
  • Печати – клише;
  • Трафареты;
  • «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
  • Пробки;
  • Свечи;
  • Цветная бумага;
  • Нитки, вата.

4. Заключение.

        Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

5. Литература.

1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.

3. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –  программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.

4.  Л. Шубная Свирель «Стихи для детей» Ставрополь 2002 г.

5. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.

6. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.

7. Е.П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.-264с.

8. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»

Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...

Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.

Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...