Занятие в старшей группе "Сказка белой зимы"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Горина Татьяна Ивановна

Занятие проводится в старшей группе. Оно способствует развитию творческого воображения детей. Приобщает детей к классической музыке, развивая у них музыкальный слух и вкус. Может дополняться собственными различными вариантами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_belaya_skazka_zimy.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе «Сказка белой зимы»

ЗАДАЧИ:

  1. формировать умение вслушиваться в музыкальную ткань инструментального произведения, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться  на него;

  1. расширять музыкальный кругозор;

  1. способствовать проявлению музыкально-творческих способностей;

  1. воспитывать интерес и уважение к творчеству композиторов-классиков: П.И.Чайковского, Ф.Шопена;

  1. воспитывать культуру общения во время совместной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. следы из бумаги (лиса, птица, заяц, полозья, калоши – внук, дед);
  2. «снежные» бабочки  (из фольги на палочках от шаров);
  3. музыкальные молоточки;
  4. музыкальные инструменты (хрустальные вазы);
  5. иллюстрации поэтов, композиторов, природы;
  6. белые снежинки в подарок  Деду Морозу;
  7. «зимние» деревья;
  8. ваза для «снежных» бабочек, музыкальных молоточков.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

П.И.Чайковский «Зимнее утро»

Ф.Шпиндлер «Колыбельная»

Швейцарская народная мелодия «Хрустальная»

Ф.Шопен «Вальс» № 17

Е.Поплянова «Снежный ком»

В.Шемтюк «На Рождество»

Зал украшен «зимними деревьями», с потолка свисают белые снежинки, на полу - «следы» различных животных и людей. В стороне стоят маленькие столы, накрытые белой скатертью, на них – хрустальные вазы разных размеров. На стене – репродукции художников на зимнюю тему, портрет А.С. Пушкина и С.Есенина.

Ход занятия

Дети спокойно входят в зал.

Приветствие (коммуникативная игра) «Здравствуйте, ладошки!»

Здравствуйте, ладошки, хлоп – хлоп – хлоп!

Здравствуйте, сапожки, топ – топ – топ!

Здравствуй, шустрый ветерок, звонкий детский голосок!

Ритмическое эхо (3-4 раза)

С нетерпением мы ждали первого снежка, наконец-то снова с нами русская зима!

Гуляет русская зима, останови ее попробуй!

Махнет рукой – бела земля, махнет другой – растут сугробы!

Вот волшебная дорожка, в зимний лес она зовет

Веселей шагайте ножки, пусть никто не отстает!

 «Покрасил кто-то песенку» -  А.Пинегин.

(Дети идут по залу друг за другом)  

Мы в волшебный лес попали, мы тут раньше не бывали

Ах, какой красивый лес, здесь полным-полно чудес! (Обратить внимание на следы)

1. Посмотрите, снег искрится

    Это же прошла лисица, заметая снег хвостом.

2. Тут вприпрыжку за лисицей

    В ясный день гуляли птицы.

3. Здесь проехали полозья

    И сверкает на морозе серебристый гладкий след.

4. А на утренней пороше отпечатались калоши

    Это бродят внук и дед.

5. Дальше след замысловатый

    По низине до холма

    Это заяц напечатал: «Здравствуй, зимушка-зима!»

(Дети проходят вдоль следов, имитируя повадки животных)

 - И привел всех на пенечки. (Дети усаживаются на стулья)

После дождливой, пасмурной осени приходит зима. Снег устилает землю, дует холодный ветер, солнце выглядывает редко, но как мы радуемся морозным денькам, когда снег искрится на солнце.

Вот как говорит о зиме А.С.Пушкин: 

… Вот север, тучи нагоняя

Дохнул, завыл и вот сама

Идет волшебная зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

У Пушкина зима предстает перед нами торжественной и величественной. Только волшебница смогла так  изменить природу, и мы восхищаемся ее силой.

А вот как говорит о зиме С.Есенин:

… Поет зима, аукает

Лохматый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака…

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется

Но больно холодна.

У А.С.Пушкина зима:  торжественная, величественная.

У С.Есенина: тоскливая, печальная, заунывная.

Так по-разному встречают зиму поэты.

- А с каким настроением вы ко мне пришли? (Ответы детей)

- Как можно выразить настроение? (Мимикой лица, движением)

- Правильно, каждый выражает настроение по-своему.

- А вот композиторы передают настроение средствами музыки. Послушайте, как это сделал композитор П.И.Чайковский в произведении «Зимнее утро».

Дети слушают музыку.

- Какое настроение передал композитор?

- Какая музыка по характеру?

(Еще раз прослушать)

- Что вы представляете, когда слушаете эту музыку? (Ответы)

- Посмотрите на необычные бабочки-снежинки. Когда их много порхает в воздухе – это похоже на сказочную снежную метель. Они могут кружиться по кругу, парами, по-одному и все вместе.

Я думаю, у вас сейчас красиво получится передать музыкальное настроение в красивом танце. Музыка так и называется «Снежные бабочки». Давайте потанцуем, пофантазируем.

Звучит музыка «Снежные бабочки» -  Ф.Шпиндлера, дети свободно двигаются.

- А теперь все бабочки слетелись к одной красивой вазе. (Собрать бабочек)

- Зимний пушистый снег – это бывшие дождинки, замерзшие на зимнем ветру. Снежинки легки, невесомы, музыку их воздушного танца почти невозможно услышать, но ее можно придумать. Давайте придумаем для снежинок музыку. Вы согласны?

- У нас сегодня необычные музыкальные инструменты - красивые хрустальных вазы. Если до них слегка дотрагиваться музыкальным молоточком – можно услышать красивые хрустальные звуки. Вот послушайте (показать приемы игры).

- Я предлагаю вам поэкспериментировать, т.е. пофантазировать и сочинить свою сказочную музыку. Ну что, попробуем?

Под музыку «Швейцарская народная мелодия» (Журнал «Музыкальный руководитель» № 5/2004) дети «играют» на хрустальных вазах, придумывая свою мелодию.

- В лесу все очарованы вашей прекрасной музыкой. Тишина в зимнем царстве, и какой замечательный морозный воздух! Вы чувствуете?

Дыхательное упражнение «Аромат» -  дети «вдыхают» воздух, и, выдыхая,  поизносят: «Ах!»

Распевка «Да-да-да, вот настали холода!» (3 раза по восходящей – трезвучие на слог «да», затем по нисходящей – на слова «вот настали холода»).

- Разогрели горлышки и язычки? А теперь споем про снежный ком.

Исп. песня «Снежный ком» Е.Попляновой (Журнал «Музыкальный руководитель № 5/2004)

Загадка:

Что за зеркало такое? По нему уж много зим

Во дворе у нас с друзьями мы катаемся, скользим. (Каток)

- Я предлагаю всем на время встать на коньки и превратиться в фигуристов, потанцевать и насладиться великолепной музыкой Ф.Шопена.

Под музыку «Вальс» Ф.Шопена – дети «катаются» на коньках.

-Ребята, вам понравилась лесная прогулка?

На память о нашем занятии я хочу подарить вам снежинки. На них нарисуйте, что вам нравится зимой, а на новогоднем празднике вы подарите их Деду Морозу, ему будет приятно. (Раздать снежинки)

- Слышите? Ветер засвистел,  пурга начинается и скоро все тропинки заметет снегом. Пора возвращаться.

Дети выходят под музыку из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе "Зимушка зима".

Тема :"Белоснежная зима" Задачи: 1 .Продолжать учить детей составлять неболшой рассказ, используя мнемотаблицу.2.Активизировать словарь по теме “Зима”.3. Упражнять в словообразовании от слов...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМУШКА-ЗИМА»

Открытое логопедическое занятие для детей старшего возраста...

Логопедическое занятие в старшей логопедической группе "Зима. Зимние забавы"

Тема: «Зима. Зимние забавы.»Цели:1.     Развитие пространственно- временных представлений2.     Развитие неречевого дыхания (длительность, сила выдоха)3....

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе: «Зимушка-Зима»

Обогащать словарь детей качественными прилагательными. ...

НОД (открытое занятие в старшей группе) "Зимушка-зима" (нетрадиционное рисование манной крупой)

В данном интегрированном занятии рассматривается новый для малышей способ нетрадиционного рисования манной крупой. К этому же занятию подготовлена презентация "Зима в картинах русских художников"...

Занятие в старшей группе Тема: « Зима, зимушка, зима»

Обобщить знания детей о зиме как времени года....

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Зима. Зимующие птицы"

Закрепление знаний и представлений детей о зиме и зимующих птицах....