Роль музыкального руководителя в пропаганде и возрождении семейных ценностей и традиций
статья по музыке

Голощапова Тамара Васильевна

В современном обществе особое место среди важнейших проблем заняла тема возрождения семейной культуры, семейных традиций и ценностей. Знаменательно, что время нового века формирует общество на фундаменте «здоровья семьи» – во всем объеме и богатстве этого значения. В связи с этим возрастает и роль педагога детского сада, на плечи которого ложится задача познакомить детей с теми ценностями, которые составляют смысл нашей жизни, истории, формируют настоящее и будущее

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_semeynyh_cennostey.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОПАГАНДЕ И ВОЗРОЖДЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ

Ширинских Тамара Васильевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №62

«Золотой улей»

Занимаясь в течение многих лет воспитанием дошкольников, мы исходили из основополагающего принципа, что развитие ребенка осуществляется в условиях взаимодействия его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живет. И детский сад, и семья есть часть этой среды, звено системы в которую ребенок уже включен определенным образом, и которая призвана обеспечить усвоение им культурного населения, накопленного человечеством.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

В современном обществе особое место среди важнейших проблем заняла тема возрождения семейной культуры, семейных традиций и ценностей. Знаменательно, что время нового века формирует общество на фундаменте «здоровья семьи» – во всем объеме и богатстве этого значения. В связи с этим возрастает и роль педагога детского сада, на плечи которого ложится задача познакомить детей с теми ценностями, которые составляют смысл нашей жизни, истории, формируют настоящее и будущее.

Перед музыкальным руководителем стоят следующие социально-педагогические задачи:

  1. сосредоточить внимание на уникальной роли отца и матери в гармоничном развитии  и благополучной социализации детей;
  2. способствовать повышению авторитета ответственного материнства и отцовства.

Ярко и наглядно выразить почтение отцовству и материнству как уникальным феноменам в жизни человека позволяет организация и проведение музыкально-развлекательных мероприятий. Незабываемые радостные переживания, настроение создают у детей праздничные действия – театральные представления с участием родителей, концертные выступления детей для родителей, совместные выступления детей и родителей.

В нашем детском саду традиционно проводятся познавательно-музыкальные и спортивно-досуговые развлечения с участием детей и взрослых: например, конкурс чтецов, посвященный Дню матери, «День защитника Отечества», «Состязания смелых, ловких и внимательных», «День защиты детей».

Стало традиционным чествование матерей и отцов на праздничных мероприятиях: вручаются грамоты, благодарственные письма, родителям проявляющим ответственность и общественную активность; дарятся подарки, сделанные руками детей.

Хорошей традицией является празднование дней рождений в группе, причём отмечание должно сводиться не только  к угощению, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого. Для детей все праздники  необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастет и будет воспитывать своего малыша.

Построение системы эффективного взаимодействия с семьями воспитанников невозможно без знания особенностей и традиций семейного воспитания. И здесь на помощь музыкальному руководителю приходят воспитатели: проводятся интервью с детьми на тему «Что для вас значит мама», «Что такое «счастливая семья», «Ваши семейные праздники», этические беседы «Мы с папой в доме заботливые мужчины», «Моя мама самая…».

Знание педагогами ДОУ особенностей и традиций семьи позволяет дифференцированно подходить к воспитанию ребенка в детском саду.

Я приглашаю родителей на музыкальные вечера, на которых предлагаю им вместе с детьми познакомиться с некоторыми музыкальными произведениями, рекомендованными для семейного прослушивания, показываю приемы привлечения детей к музыкальной деятельности, знакомлю с методами развития эстетического вкуса у дошкольников.  На этих вечерах родители имеют возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется его музыкально-эстетическое развитие. В свою очередь я наблюдаю за общением родителей и детей, подмечаю особенности семейного воспитания.

Не все родители понимают смысл словосочетания «семейная традиция». Консультируя родителей, я подвожу их к пониманию того, что традиция повторяется всегда, ведь она – традиция. Событие должно быть ярким, интересным, позитивным, значимым для семьи.

В беседах с родителями узнаю об их отношении, к примеру, к традиции читать на ночь сказку или петь своему ребенку колыбельную песню. Поясняю, что даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете или поете, даже звук вашего голоса будет ему полезен.

Популяризация семейных традиций дает возможность детям оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник", позволяет им гордиться своей семьёй. Ребенок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни, ведь каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.

Мы все родом из семьи, и чем надежнее эта колыбель, тем сильнее мы сами. Не секрет, что жизнерадостные, счастливые люди выходят из крепкой, дружной семьи, а создать таковую помогают праздники, наполненные традиционными, сложившимися обрядами, сохранившими мудрость жизни, и новыми – современными, создаваемыми нами. Они помогают нам укрепить достигнутое, преумножить уже состоявшееся и ясно увидеть горизонты, к которым мы стремимся.

Источники:

  1. Латышев, Олег Львович. Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей: диссертация Латышева О.Л.,  кандидата педагогических наук: 13.00.01 Калуга, 2002 158 c. : 61 02-13/1097-7.
  2. Помощь родителям в музыкальном воспитании детей. Методические рекомендации. Калуга: КФ МГУКИ, Калужский областной учебно-методический комитет по образованию в сфере культуры и искусства, 2001. - 16с.
  3. http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/vzaimosvyaz-s-semei-kak-vazhnyi-aspekt-deyatelnosti-muzykalnogo
  4. http://www.sad26.ru/library-16-mothersday
  5. http://www.dissland.com/catalog/pedagogicheskie_problemi_semeynogo_muzikalnogo_vospitaniya_detey.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы воспитателя с детьми и родителями по формированию семейных ценностей и традиций

План работы  воспитателя с детьми и родителями по формированию семейных ценностей и традиций...

Консультация для родителей «Роль музыкального руководителя в пропаганде и возрождении семейных ценностей и традиций»

Занимаясь в течение многих лет воспитанием дошкольников, мы исходили из основополагающего принципа, что развитие ребенка осуществляется в условиях взаимодействия его индивидуальных особенностей с той ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

Сценарий педагогического совета "Роль семейных ценностей и традиций в системе нравственно-патриотического воспитания личности"

Сценарий педагогического совета "Роль семейных ценностей и традиций в системе нравственно-патриотического воспитания личности"...

Роль семейных ценностей и традиций в воспитании личности дошкольника

Актуальность и необходимость работы по формированию семейных ценностей остаётся главной и важной, особенно в  условиях нашего непростого современного мира. В статье представлен опыт работы  ...

Сценарий педагогического совета «Роль семейных ценностей и традиций в системе нравственно- патриотического воспитания личности»

Одним из основных принципов дошкольного образования, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и ...