Главные вкладки

    Статья на тему "Методические приёмы, музыкально-дидактические игры и содержание работы на этапе подготовки детей дошкольного возраста к пению"
    статья по музыке на тему

    Наталия Юрьевна Лебедева

    Статья содержит приёмы и содержание работы над подготовкой детей дошкольного возраста к пению. В материал включены авторские разработки музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_podgot_etap_peniya.docx20.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические приёмы, музыкально-дидактические игры и содержание работы на этапе подготовки детей дошкольного возраста к пению.

    Многолетний опыт работы и диагностика уровня развитии и певческих навыков дошкольников показывают, что имевшихся до сих пор программ и технологий развития певческих способностей, недостаточно, что особенно проявляется у детей старшего дошкольного возраста. Выявлены такие проблемы, как маленький песенный диапазон, недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства, отсутствие ансамблевого строя, навыков хорового пения.

    Основной деятельностью обучения детей пению на музыкальных занятиях является – игра. В игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается  интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение в игре не нарушает психоэмоционального состояния детей. Только в процессе игровых занятий ребенок способен выполнять такой объём работы, какой ему недоступен  или вызывает трудности.

    Обучение детей пению начинается с речевого этапа. Именно на этом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция. Речевой этап- подготовительный, чуть опережая, идёт параллельно певческому этапу. Для этого с детьми проводится артикуляционная гимнастика, например, «Путешествие язычка» С. Коротаевой . Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями артикуляционных упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка и его «друзей»-губ, зубов, щёк.
    Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику и выразительность дикции.

    Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса используются игры-подражания с голосом. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности. У детей формируется непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность голоса.

    Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмо – интонационные игры и упражнения. Они проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.

    Игры и упражнения начинаются с самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов. К ним постепенно присоединяются считалки, потешки, прибаутки, четверостишия. Тексты речевых игр дети не должны заучивать. Всё легко осваивается в процессе игры. Для проговаривания текста детям я предлагаю авторские разработки музыкальных игр-диалогов. Например: произнести текст сначала громко, затем тихо; произнести текст сначала высоким голосом, а затем низким; сначала быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя. Эти варианты исполнения обыгрываются с помощью интонаций и тембров различных героев сказок. Это: Коза и Волк, Чебурашка и крокодил Гена, Солнышко и сердитая тучка, Бегемот и мартышки. Очень нравится ребятам, когда они делятся на две команды .Например: одна команда произносит текст определенного героя и  с одновременным ритмическим пульсом хлопками, а другая произносит и шлёпает по коленям или первая  только произносит текст, а вторая только хлопает, и наоборот .

    Для развития музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения на занятиях предлагаются ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слогозвук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, развитию чёткой дикции, а главное  выразительному исполнению различных настроений в речевом или музыкальном материале. Это замечательные ритмодекламации Т.А.Боровик, которые поэтично звучат на фоне прекрасно подобранной музыки.

    Одним из любимых видов подготовительной деятельности детей  является дыхательная гимнастика. Она не только обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса, а главное – носит терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей и развивает силу длительного выдоха. Такие зарядки проводятся в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперёд и т.д.).
    На каждом занятии дыхательная гимнастика, может продолжаться не более 2-3 минут. Научить детей правильно дышать- задача одна из самых сложных,  ведь навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) у ребёнка дошкольного возраста практически не освоен. Дыхательная гимнастика также проводится в игровой форме. Я использую свои методические разработки игр на дыхание. Например: «Подводный мир», «Летняя полянка», «Ласковые пёрышки». (С использованием раздаточного материала и определенных атрибутов на каждого ребёнка).

    Практика показывает, что упражнения речевого этапа (предпение) помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Содержание работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами природы

          Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки на аналогичную тему обогащают з...

    Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.

    АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...

    Статья на тему: Методические приёмы, музыкально-дидактические игры и содержание работы на этапе подготовки детей дошкольного возраста к пению.

    Основной деятельностью обучения детей пению на музыкальных занятиях является  игра. В игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается  интерес, положительные эмоции, образ, фа...