Главные вкладки

    Статья на тему "Влияние особенностей голосового аппарата на развитие певческих навыков у детей 2-4 лет"
    статья по музыке (младшая группа) на тему

    Роговкина Нина Михайловна

    В статье раскрываются особенности голосового аппарата детей 2-4 лет и даются рекомендации по развитию их певческих навыков.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Влияние особенностей голосового аппарата на развитие певческих навыков у детей 2-4 лет

    Детский голосовой аппарат имеет свои возрастные анатомические особенности. От них зависят звуковысотная точность интонирования, сила интонирования и диапазон детского голоса. Эти особенности необходимо учитывать при развитии у детей певческих навыков. Точность интонирования зависит от многих факторов, в том числе от степени развития голосовых связок. У детей 2-4 лет голосовой аппарат еще не сформирован. В этом возрасте у детей отсутствуют голосовые (внутренние щито-черпаловидные) мышцы, которые входят в состав голосовых связок. На месте этих мышц у детей до 5 лет находится соединительная ткань, которая содержит отдельные мышечные волокна, проникающие из наружных щито-черпаловидных мышц [1]. Голосовые связки у детей тонкие и короткие. С этим связано высокое звучание детского голоса. Связки смыкаются еще не полностью – в момент образования звука между ними остается небольшая щель (краевое смыкание голосовых связок). Поэтому музыкальное интонирование неточное, голос очень легкий и еще недостаточно звонкий.

    Гортань с голосовыми связками у ребенка в два – три с половиной раза меньше, чем у взрослого человека. Поэтому звук, образующийся в гортани, еще очень слабый. Он усиливается резонаторами – верхним, головным, включающим в себя полости глотки, рта и носа, и нижним, грудным, включающим полости трахей и бронхов. Грудной резонатор у детей развит слабо, преобладает головной. По этой причине детский голос еще небольшой по силе. Педагог должен учитывать эти физиологические особенности голосового аппарата в своей работе по развитию у детей певческих навыков. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Даже если дети поют очень тихо, не нужно говорить им: «Пойте громче». Это приводит к тому, что дети начинают громко выкрикивать отдельные слова, не слушая мелодию. Лучше сказать: «Пойте смелее, пойте увереннее». Можно использовать метод показа – «Спойте, как я». При этом педагог должен петь не в академической манере пения, а примерно так, как могут спеть хорошо поющие дети.

    Диапазон детского голоса зависит от длины голосовых связок и степени их развития. У детей младшего дошкольного возраста он еще очень небольшой. Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались исследователями Н. Д. Орловой, Е. И. Алмазовым, Н. А. Метловым,
    Н. А. Ветлугиной, А. Д. Войновой, Р. Т. Зинич,  А. И. Катинене и другими [2]. Были получены следующие выводы:

    – у детей 2-3 лет примарные звуки (берущиеся наиболее легко, естественно, без напряжения) –от ми до ля первой октавы, у детей 3-4 лет – от ре до ля первой октавы;

    – для развития певческих навыков педагог должен вначале, на индивидуальных занятиях, определить диапазон голоса каждого ребенка и учитывать это при подборе репертуара;

    – в возрасте 2-3 лет певческий голос еще только начинает формироваться. Дети еще не способны спеть всю песню, но уже могут подпевать окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки;

    – у детей 3-4 лет певческий голос звучит сильнее, и они уже могут целиком пропеть несложную песню. Педагогу нужно следить, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения, не форсируя звук.

    Опираясь на эти данные, а также на практический опыт многих педагогов, можно обобщить рекомендации по развитию певческих навыков у детей.

    Перед разучиванием и пением песен обязательно проводится распевание – чтобы разогреть голосовой аппарат, подготовить его к работе над песней. На практике оно применяется редко. Аргументом отрицательного отношения к распеванию обычно служит недостаток времени. В дошкольном возрасте детям еще неинтересны вокальные упражнения на отдельные слоги. Но распевание можно проводить на попевках. Попевками называют «… маленькие песенки, считалки, прибаутки, которые не только подготавливают голосовой аппарат к работе над песнями, но и развивают вокально-хоровые навыки» [3, c. 3]. Образные тексты попевок способствуют певческой активности детей, вызывают у них интерес и желание петь. Кроме того, попевки дают возможность использовать на занятии игровые моменты, которые развивают эмоциональность [3]. Можно использовать широко известные попевки, такие как: «Андрей-воробей», «Кошкин дом», «Филин», «Уж как шла лиса по травке», «Спите, куклы», «Бабка-Ёжка», «Лисичка», «Паровоз», «Бубенчики».

    Для улучшения качества певческого звука используют специальные упражнения. Самым распространенным недостатком в младшем дошкольном возрасте является крикливость. Преодолеть его помогает пение на звук «у» (например, в попевке «Филин»):

    Филин сидит в темном лесу.

    У - у - у - у, у - у - у - у.

    Что ты сидишь, что ты не спишь?

    У - у - у - у, у - у - у – у.

    Я все сижу, лес сторожу.

    У - у - у - у, у - у - у – у.

    Наряду с певческой техникой, в раннем и младшем дошкольном возрасте очень важно связать интонирование с образным представлением, так как образ, помимо указаний музыкального руководителя, сам регулирует качество певческого звука. Например, перед работой над указанной попевкой с детьми двух-четырех лет педагогу надо рассказать им, кто такой филин, показать картинку, игрушку, чтобы вызвать интерес и сформировать образное представление.

    Если дети поют отрывисто, нет плавного звучания, можно использовать попевку «Спите, куклы», обратившись при этом к образам ночи, звезд.

    Спите, куклы, баю-баю,

    Звезды яркие сияют.

    Во время пения этой попевки (2-3 раза) дети могут по очереди качать куклу.

    При работе над развитием певческих навыков педагог должен уделять большое внимание дикции, т. е. ясности, разборчивости, правильности произнесения текста. Дикция является важной проблемой детей двух-трех лет, чаще мальчиков. Такие дети требуют большего внимания педагога в работе над звукообразованием. На индивидуальных занятиях целесообразно предложить положить руки на щеки, открыть рот и тянуть звук «а», повторяя за педагогом. Пение звука «а» способствует раскрепощению голосового аппарата. После того как дети освоят пение этого звука, можно переходить к несложным попевкам – сначала на один звук, затем – на два и больше.

    Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата, который включает в себя губы, зубы, язык, гортань с голосовыми связками. Для достижения хорошей артикуляции очень полезно использовать скороговорки, которые следует проговаривать сначала в умеренном темпе, затем – увеличивая темп.

    Можно также выразительно проговаривать нетрудные четверостишия, например:

    Наша Таня громко плачет,

    Уронила в речку мячик.

    Где обедал воробей?

    В зоопарке у зверей.

    Развитию певческих навыков способствуют спокойная, доброжелательная атмосфера на занятии, внимательное отношение к детям, учет их индивидуальных особенностей.

    Список литературы

    1. Гальперин С. И. Анатомия и физиология человека. М.: Высшая школа, 1974. – 468 с.
    2. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред.
      Н. А. Ветлугиной. ─ М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
    3. Ганенко Т. Б. Распевание в младшей и старшей группах детского хора. ─ СПб, ЛОККиИ, 2007. – 11с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система развития певческих навыков у детей 4-5 лет

    В системе представлены упражнения на развитие голоса и слуха, артикуляционная и дыхательная гимнастики....

    Система развития певческих навыков у детей 5-6 лет

    Представлены упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастики для развития певческих навыков....

    Система развития певческих навыков у детей 6-7 лет

    Представлены упражнения на развитие голоса и слуха, артикуляционная и дыхательные гимнастики....

    Развитие мелкой моторики у детей 2-4 лет.

    Развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка.    Начало развитию мышления дает рука. В пр...

    Упражнения на развитие слухового внимания у детей 2-4 лет

    Предлагаю следующие упражнения на развитие слухового внимания:1. Обращайте внимание на "домашние звуки". Спрашивайте: "Что там шумит?" (миксер, холодильник, стиральная машина...).2. Привлекайте вниман...

    Возможности пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей 2-4 лет

    Возможности пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей 2-4 лет...

    Влияние особенностей голосового аппарата на развитие певческих навыков у детей 2-4 лет.

    Влияние особенностей голосового аппарата на развитие певческих навыкову детей 2-4 лет....