Главные вкладки

    Развитие музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста
    картотека на тему

    Бордак Елена Ивановна

    В своей работе я активно использую игры и игровые упражнения, которые не только приносят удовольствие детям, что само по себе очень важно, но и  помогают развивать активный словарный запас, творческие способности, умение слушать и слышать. Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии . Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умения сосредотачиваться на звуке,  определять его и соотносить с издающим его  предметом. Все звуки,  которые человек воспринимает и  анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховому вниманию и слуховой памяти. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста.

    Не секрет, что ребёнку,  обладающему хорошей памятью, вниманием, мышлением, воображением, свободой в проявлении  своих творческих способностей будет  не только легче  учиться в школе, но и в дальнейшей жизни.

    В своей работе я активно использую игры и игровые упражнения, которые не только приносят удовольствие детям, что само по себе очень важно, но и  помогают развивать активный словарный запас, творческие способности, умение слушать и слышать. Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии . Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умения сосредотачиваться на звуке,  определять его и соотносить с издающим его  предметом. Все звуки,  которые человек воспринимает и  анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

    Игры  на развитие музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста

    Игра «Шумящие коробочки.»

    Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.                            Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).                                                                                                                                Описание игры: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

    Игра «Где звенит?»

    Цель. Развитие ориентации в пространстве.

    Оборудование: Колокольчик   или   погремушка.

    Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям, предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению  звука ищут товарища.

    Игра «У кого бубен? »

    Цель: активизировать слуховое внимание

    Задачи: учить выделять из музыкальных звуков тембр бубна

    Ход игры: Дети встают кругом. Под инструментальный аккомпанемент играют на бубне, передавая его друг другу. Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга. На паузе, когда игра останавливается, он должен определить, у кого в руках инструмент. Задача для ребенка не из легких. Надо суметь, активизируя свое слуховое внимание, выделить из музыкальных звуков аккомпанемента тембр бубна.

    Игра «Инструментальный хоровод»

    Цель: развивать умение дифференцировать звуки, темп, регистр, громкость звука.

    Задачи: создание воображаемых образов с помощью инструментов при смене му-зыкального сопровождения.

    Ход игры: На стульчики, стоящие кругом, кладутся инструменты. Дети, образуя внешний круг, под аккомпанемент («Вальс-шутка» Л. Шостаковича) начинают играть на том инструменте, который лежит перед ними. На паузе на счет «раз, два, три» переходят в одном направлении к следующему стульчику. И так пока не обойдут весь круг.

    Дети с удовольствием принимают участие в этой игре. Сами расставляют стулья, раскладывают инструменты. Им нравится, когда руководитель варьирует аккомпанемент, изменяя темп, регистр, громкость звука. Желательно при смене сопровождения напоминать об образах, которые дети будут создавать с помощью инструментов: птичка поет на веточке, мишка идет по лесу, козленок прыгает. Иногда сами дети предлагают темы для музицирования: часики тикают, дождик идет. Музыкальные инструменты можно использовать как наглядное дидактическое пособие в обучении и развитии музыкально-сенсорных способностей. Необходимо исследовать с детьми тембро-динамические возможности инструментов и приемы игры на них. Дети должны сами поэкспериментировать над звуком, выбирая тембры для характеристики образов: медведя (барабан, зайчика (бубен, птички (колокольчики). Самостоятельное решение задачи лучше способствует концентрации внимания, развитию памяти и творческого воображения. Коллективная работа создает условия для обретения навыков сотрудничества, проявления индивидуальности.

    Игра «Улиточка»

    Цель.   Узнать товарища но голосу.

    Описание  игры.  Водящий   (улиточка)   становится в  середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих детей, изменяя голос, спрашивает:

    Улиточка, улиточка,

     Высунь-ка рога,

    Дам тебе я сахару,

    Кусочек пирога,

    Угадай, кто я.

    Тот,  чей голос узнала   улитка,   сам   становится  улиткой.

    Игра «Стеклянный – деревянный».

    Цель: продолжать формировать слуховое внимание и память.

    Задачи: Учить отгадывать по звучанию, из какого материала сделаны предъявленные предметы.

    Набор предметов за ширмой: посуда (фарфоровая, металлическая, деревянная) ; натуральные предметы из дерева, металла, стекла

    Игра «Кто что услышит? »

    Цель: развивать звуковое восприятие.

    Задачи: научить определять инструмент на слух.

    Ход игры: Дети сидят спиной к столику с музыкальными инструментами. Музыкальный руководитель играет поочередно на инструментах. Дети должны определить какой музыкальный инструмент играет.

    ДВУСТИШИЯ   ДЛЯ   РАЗВИТИЯ   СЛУХОВОГО   ВНИМАНИЯ 

    Двустишия отлично подходят для развития у детей слухового внимания и языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно вставлять  слова в предложениях, развивают память и связную речь.
    Детям предлагается добавить последнее слово в двустишии. 

    В кладовой шуршала мышка,
    Под сосной лежала… (шишка) 

    Живет в нашем доме Гарик,
    У него есть синий… (шарик).

    Капризуля наша Маша,
    У нее в тарелке … (каша).

    Стоит в деревне старый дом,
    В сети к нам попался… (сом).

    В библиотеке взяли том,
    Зимой ребята лепят… (ком).

    Очень любят мыши сыр,
    В хорошем сыре много… (дыр).

    Ветер очень сильно дул,
    Стоял повсюду страшный … (гул).

    На палубу упала пачка,
    Потому, что была… (качка).

    Пишет маме письмо дочка,
    В конце рассказа стоит… (точка).

    Портной выбрал красный шелк,
    Значит, знает в моде… (толк).

    Дымится в миске кашка,
    С чаем стоит… (чашка).

    Было в сказке очень худо,
    Пока не появилось… (чудо).

    Очень громко плачет мальчик —
    Он поранил стеклом… (пальчик).

    В огороде вырос лук,
    На грядке ползал майский … (жук).

    В малиннике медведь бурчал,
    Рядом с ним ручей… (журчал).

    Надел спортсмен свою жакетку,
    В руках держит он… (ракетку).

    Ребятня каникул ждет,
    Лето красное … (идет).

    Петрушки зеленой пучок
    Прожорливый съел… (жучок).

    В сказках очень любят пир,
    Всем на свете нужен… (мир).

    На стройке делают бетон,
    В метро потребуют… ( жетон) 

    Жил на свете мальчик Жора,
    У него сестренка… (Лора) 

    Всех хвастливей Танякрошка,
    У нее на шляпе… (брошка) 

    Жил на свете старый пес,
    Он исправно службу… (нес) 

    Подарили Рэксу дудку,
    И сторожевую… (будку).

    У Вали красивый волос
    И приятный, звонкий… (голос).

    Игра «Что не так?»

    Договоритесь с ребёнком, что вы будете читать ему стихи, а ему надо внимательно слушать и исправлять вас, если в стихах есть ошибка. Читайте ребёнку короткие стихотворения, можно из двух строчек. В каждом стихотворении меняйте последнее слово так, чтобы потерялся смысл стиха. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть стишок.

    Примеры стихотворений:

    Вьётся из печи дымок,

    Печётся вкусный в ней САПОГ. (правильно - пирог)

    Видит хитрая лисица,

    Где вьёт гнездо перелётная СПИЦА (птица)

    Собирает Катя красную малинку,

    В самую большую плетёную КАРТИНКУ. (корзинку)

    Пчела с цветка нектар попьёт,

    И приготовит сладкий ЛЁД. (мёд)

    Просыпайся карапуз -

    Ку-ка-ре-ку кричит ПАСТУХ. (петух)

    Пароход плывёт по речке,

    И пыхтит он словно СВЕЧКА. (печка)

    С длинным языком, шипя

    По земле ползёт ШВЕЯ. (змея)

    Кто щелкает орехи мелко?

    Ну, конечно это ГРЕЛКА. (белка)

    Грохоча на всякий случай,

    Принесла нам дождик КУЧА. (туча)

    Мы руками ТОПАЕМ,

    Мы ногами ХЛОПАЕМ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста

    Галимова Алсу Авхадеевна представила свой обобщенный опыт работы по данной теме...

    Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

    В данном материале указано, какие методы и формы работы используются в МКДОУ "Ласточка" для формирования элементарных математических представлений у дошкольников....

    Презентация:"Развитие оптико - пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

    Цель: Своевременное развитие оптико – пространственных представлений и графо – моторных навыков...

    Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

    Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

    рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

    Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию  мышления и...

    Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством проектного метода. Лакевич В.В.

    Математические представления активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира...

    Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

    Статья о влиянии  дидактических игр на развитие элементарных математических представлений...