Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Шумакова Вера Вячеславовна

Открытое  музыкальное занятие в котором в игровой форме закрепляются выразительные средства музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya.docx41.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №8 «Лазорик» г. Батайска, Ростовской области

Конспект

непрерывной образовательной деятельности с детьми  подготовительной группы на тему:

«Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста»

Направление образования и развития (образовательная область):

«Художественно - эстетическое развитие», «Музыка»

Подготовила и провела:

                                                        Шумакова Вера Вячеславовна

                                               музыкальный руководитель

   высшей квалификационной категории

2018 год

Цель: «Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста»

Задачи:

Образовательные:

  • Обогащать опыт слушания классической музыки разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
  • Закрепить у детей чувство ритма, умение определять основные средства музыкальной выразительности  (темп, динамику, лад, регистр);
  • Расширять словарный запас ребенка, развивать умение выражать словами характер музыки и ее настроение

Развивающие:

  • Развивать воображение, фантазию;
  • Развивать пластическую выразительность и музыкальность;
  • Совершенствовать умение передавать в движении ярко выраженный образ в соответствии с характером музыки;
  • Упражнять детей различать звучание инструментов симфонического оркестра;
  • Учить детей составлять рассказ о прослушанной музыке.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетический вкус в передаче образа;
  • Совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;
  • Воспитывать умение общаться  в процессе музыкальной и продуктивной деятельности;

Оздоровительные:

  • Слушать классическую музыку для стабилизации эмоционального состояния;

Методы и приёмы:

  • Объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.

Ресурсная база:

Портрет композитора П.И.Чайковского, презентация; карточки- ромашки настроения, музыкальные инструменты,  ковер - «Лесной озеро», лебединые крылья и костюм волшебника, карточки «выразительные средства,  мультимедийная техника: экран, проектор, колонки, ноутбук, магнитная доска.

Ход занятия

Слайд 1

  1. Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.

  1. Приветствие на начало музыкального занятия

Дети:

Начнём сейчас занятие

Мы все уже пришли,

Хорошее настроение

С собою принесли.

Мы будем петь, играть сейчас,

Мы будем танцевать,

Мы рады все занятию

Пора его начать!  Ритмическое упражнение

М.р:  Готовы ли вы совершить путешествие в страну Ее Величества Музыки? (ответы детей). Тогда нам надо открыть эту воображаемую  старую дверь.  Нарисуем её в воздухе рукой, а теперь голосом.

Вокальное упражнение.

М.р: Дверь открыта, можно  перешагнуть за порог.

Слайд 2  Королева Музыки

(запись) Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас в моём музыкальном королевстве  (раздаются беспорядочные звуки)

Слайд 3. (Королева и путаница из нот, диссонирующая музыка)

 (запись)  Это злой волшебник Диссонанс устроил переполох в музыкальном королевстве.  И все мои  пажи – выразительные средства, потерялись. Если вы сможете рассказать о них, то они  ко мне вернуться. Помогите!

Слайд 4.

М.р: Ребята, я думаю мы справимся с этой задачей! (ответ детей)Тогда за дело!

Слайд 5.

 Как вы думаете, какое из выразительных средств музыки самое главное? (Самая главная помощница  в царстве Королевы Музыки – это Мелодия)  Говорят, что мелодия это душа музыки. Почему она главная? (Потому что, по звучанию мелодии, сразу можно догадаться какая музыка звучит.) Правильно, послушайте!

(на фортепиано звучит фрагмент мелодии «Утро» Э.Грига)

Вы узнали это произведение? Правильно, это «Утро» норвежского композитора Э.Грига.

М.р:  Давайте присядем на берегу озера, закроем глаза и вслушаемся в эту музыку.

03. «Утро» Э.Григ

Что только есть прекрасного на свете –

Всё музыка нам может передать:

И шум волны, и пенье птиц и ветер.

Про всё она нам может рассказать.

М.р.: м, что вы себе представили?

(Я представил себе раннее утро, вся природа ещё спит. Потом появляются первые лучики солнца. Выходит пастушок и начинает играть на своей дудочке.), (Затем  мелодия звучит сильней, звуки устремляются ввысь. Ощущается ожидание солнца. Лес наполняется птичьими голосами,) (Дальше  мы слышим ликование, солнце взошло, вся природа ожила).

Слайд 6.

Правильно, молодцы! А как музыка вам об этом рассказала? Почему вы решили, что это раннее утро? (Потому что в начале  звуки музыки были тихие, нежные, плавные, даже немного таинственные, раздавались  негромко, как бы издалека). Как вы услышали, что пастушок играет? (Потому что мелодию поёт духовой инструмент похожий на дудочку пастушка). Правильно, а вы заметили, что сначала мелодия звучит в высоком регистре, а затем в среднем? Какие из деревянных духовых инструментов так звучат? (По очереди  мелодия звучит у флейты и гобоя).

Как музыка вам рассказала, что постепенно солнце восходит всё выше и выше.  (При каждом повторении мелодии к звучанию ведущего инструмента добавляется звучание других инструментов, и музыка звучит всё громче)

А когда мы слышим, что солнце взошло? (играет весь оркестр, и солируют струнные инструменты, музыка звучит громко и торжественно).

М.р: Посмотрите, здесь лежат карточки.  Это ромашки-настроения. Подумайте,  какие из них соответствуют этой музыке. Я предлагаю вам так расставить их, чтобы было видно, как изменялась музыка во время звучании (спокойная, задумчивая, добродушная, удивлённая, радостная).(Дети выкладывают их на мольберте)

Обратите внимание на этот слайд.

Слайд 7 – Это  движение мелодии.  Звуки мелодии можно сравнить с течением ручейка. Расскажите, как может двигаться мелодия? Приведите пример мелодии, звуки  которой движутся на одном звуке (Андрей –воробей), вверх и вниз (Вот иду я вверх, вот иду я вниз),  волнообразная (мелодия «Утра»), скачками (пример)

М.р: Вы видите, мелодия вернулась, потому что вы правильно ответили на вопросы.

М.р: Продолжим наше путешествие. О чем нам подсказывает следующий слайд?

Слайд 8 -   (Это длинные и короткие звуки).

Слушай, слушай, различай

Звук короткий и протяжный.

Чувство ритма развивай –

Это очень, очень важно.

 Правильно. Что было бы, если все звуки по длительности были одинаковыми? (мы бы не узнали ни одной песенки). Ребята, посмотрите, какой-то конверт. Посмотрим, что в нём. Да здесь новое задание. Чтобы пойти дальше, нужно выложить правильно ритмический рисунок мелодии: «Осень, осень, в гости к нам пришла»  На слайде появляется паж – ритм.

Слайд 9 - Что вы видите? (Звуки бывают низкие, средние и высокие). Верно, ребята. Следующий слайд рассказывает нам о  регистрах. Вы опять правильно ответили и помогли Королеве. На слайде появляется паж – регистр.

Слайд 10  - Что это за гномики? Это два лада. (На слайде 2 гномика лада – весёлый и грустный)

Когда веселье в дом стучится,

Мажор вам может пригодиться.

Когда хотите погрустить –

Минор вас может навестить.

М.р: А чтобы эти два бата запомнили как их зовут, мы с ними поиграем. Сейчас будет звучать музыка, если вы, ребята, считаете что музыка грустная, печальная и принадлежит братцу Минору  -  вы поднимаете синюю карточку, а если музыка веселая, жизнерадостная мажорная, вы поднимаете оранжевую карточку.

Музыкально-дидактическая игра «Мажор и Минор»  (звучат фрагменты»

05. «Полька» П.И.Чайковский

06. «Болезнь куклы» П.И.Чайковский

  • Р.Шуман «Марш»
  • Песня Чебурашки  В.Шаинский
  • «Кузнечик»В.Шаинский

Скажите, а бывает так, что сначала музыка минорная, а потом становится весёлой мажорной? Давайте вспомним эту песню!

06а. Песня «Отчего плачет осень»

М.р: Молодцы! Мажор и минор теперь вернутся к своей Королеве.

Слайд 11 – Следующий слайд рассказывает нам о темпе (Музыка бывает медленная, умеренная и быстрая)  На слайде появляется паж – темп.

Слайд 12  –Перед нами последнее испытание.

Инструменты в руки взяли,

Дружно вместе  заиграли,

Нам играть не надоест,

Что создали мы? ... (Оркестр)

М.р: Ребята, зачем нужно столько разных инструментов?

(Как художник раскрашивает свой рисунок красками, так и композитор украшает свою мелодию с помощью инструментов, у каждого из них свой тембр, своя краска). На слайде появляется паж – оркестр.

Вот мы и повторили все выразительные средства музыки.  Все они очень важны и если хоть один из них исчезнет, музыка станет беднее, потеряет своё очарование.

Слайд 13. (на слайде Королева Музыки в окружении пажей, звучит запись) Спасибо, дорогие ребята! Вы мне очень помогли. Все мои помощники опять рядом со мной. Я вас благодарю и приглашаю вас в музыкальный театр.

07. Музыка волшебства

(запись) Раз, два, три покружись и в театре окажись.

08.Фрагмент балета  « Танец маленьких лебедей»  1.49

М.р: Что это за спектакль? Да, это балет. Музыкальный спектакль, в котором все его герои танцуют. Они выражают свои мысли и чувства с помощью танца и пантомимы.

Слайд 14 -  фото Чайковского (показ слайда).   Мы с вами уже много раз слушали музыку, которую сочинил великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Идет показ портрета композитора.) Жил он более ста лет тому назад, но музыка его звучит и сегодня! Петр Ильич Чайковский создал три сказочных балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

 М.Р: Слышите, звучит музыка.

  1. Фрагмент тема Лебеди. На фоне музыки.

М.Р: Балет «Лебединое озеро» один из самых любимых в нашей стране.

М.Р: Расскажите сюжет балета.

Это сказка о том, как злой волшебник Ротбарт превратил девушек в лебедей. И только когда наступала ночь, они могли сбрасывать свое оперение.

М.р: Ребята, я предлагаю поиграть в балет. Здесь для вас приготовлены лебединые крылья и костюм злого волшебника Ротборта. Во время игры внимательно слушайте музыку. Постарайтесь своими движениями передать её.

10. Игра «Лебеди»

М.р: Молодцы, как хорошо вы передали характер  этой музыки.

Ребята, давайте попробуем с помощью карточек - помощников рассказать об этой замечательной музыке.

Карточка 1 - Как звучит мелодия, какая она? (она задушевная, нежная, грустная, красивая.) Исполняет на фортепиано. Мелодия все время возвращается к одному и тому же звуку, опускается, падает и снова поднимается, будто взмахи лебединых крыльев, она волнообразная.

Карточка 2 -

М.р: Какой инструмент солирует?  Она исполняется на гобое, это духовой инструмент (показываю его на картинке). Слышно ли, что действие происходит на озере, возле воды? В аккомпанементе слышны и звуки арфы, словно всплески воды – нежные, переливчатые.

Как звучит музыка, когда приближается коршун? Напряженно, встревоженно, порывисто. Чтобы передать это напряжение  вступает весь оркестр – он звучит грозно, беспокойно, а мелодию ведут медные духовые инструменты.

Карточка 3 - Мажор-минор – Звучит она в миноре, потому что это грустная история.

Карточка 4 – звучит в умеренном темпе.

М.р: , вы отлично справились с заданием. Я хочу добавить, что эта мелодия главная, она звучит на протяжении всего балета.

Ребята, мы сегодня слушали музыку двух великих композиторов Грига и Чайковского. Давайте сравним музыку «Утра» и темы «Лебедей». Скажите,  есть ли сходство в этой музыке. ( Обе звучат в умеренном темпе, похожи по характеру, солируют гобой и скрипки, обе очень красивые, мелодия у них волнообразная)

  1. Звучит фрагмент танец Феи Драже.

М.р: Слышите!  Звучит музыка из ещё одного балета П.И.Чайковского. Узнали?  Нарисуйте, пожалуйста, своими словами портрет Феи  Драже.

Дети: Фея Драже маленькая, хрупкая, в разноцветном платье, голос у неё тоненький, высокий. Она постоянно разбрасывает свои сладости -угощения.

Слайд 15.

М.р: Музыка этого танца звучит несколько необычно. Я открою вам маленький секрет. Это происходит потому, что здесь звучит инструмент, который редко используется в оркестре.

Инструмент, как пианино,

Но гораздо меньше он.

Вместо струн внутри пластины,

Слышен нежный перезвон.

Слайд 16

Он  называется челеста.

Нежный перезвон челесты и придаёт музыке особое   очарование.

М. р. Ребята, а вы бы хотели исполнить эту волшебную музыку?

  1.  «Хрустальный оркестр» Танец Феи Драже»

М.р:  Ребята, огромное вам спасибо за доставленное удовольствие. Путешествие наше закончилось.  Нам пора возвращаться обратно в детский сад.  Готовы? Откроем дверь? (вокальное упражнение)

Закройте глаза, крепко, крепко и сделайте шаг вперёд.

Посмотрите, Королева Музыки приготовила для вас подарок – конфетный букет. Когда вы попробуете эти сладости, то по - настоящему окажетесь в царстве сластей.  Я прошу вас встать в круг. Сейчас мы будем передавать букет  из рук в руки,  и делиться впечатлениями о нашем путешествии.

13.

Закончилось занятие

Мы в группу все идём

И на прощанье вам сейчас

Рукой мы все махнём.

Слайд 17.   Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный репертуар по слушанию классической музыки для детей старшего дошкольного возраста

Примерный репертуар по слушанию классической музыки для детей старшего дошкольного возраста в семье. Словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки....

Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

в стать описаны формы и методы работы с дошкольнками по развитю предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений классической музыки....

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Данный мастер-клас направлен на то, чтобы показать, как можно использовать "Теремки" Воскобовича в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное зна...

Музыкально- дидактическая игра «В гости к Музыке» для детей старшего дошкольного возраста (6-7лет)

Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно- эстетического вкуса и коммуникативных качеств посредством игры...