Музыкальное занятие в средней группе детского сада «Удивительные приключения капельки воды» (синестические игры)
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)

Абрамчик Елена Анатольевна

Синестическое восприятие выражается в том, что перечисленные группы явлений  непроизвольным образом приобретают в субъективном мире человека как бы параллельное качество  в виде дополнительных, более простых ощущений  и впечатлений, не получаемых при помощи  органов  чувств. Синестезияв большинстве случаев вовлекает разные чувства, и является результатом практической или мыслительной деятельности человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinestika_v_sredney_gruppe_kapelki_vody.docx22.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие в средней группе детского сада   (синестические игры).

«Удивительные приключения капельки воды»

Цель: привлечение внимания  к красоте звуков природы, развивать у детей представление о фактуре воды, её превращениях, развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуками, пластическими, художественными образами. Обогащать их ощущения - зрительные, слуховые, тактильные, двигательные - в процессе музицирования.

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются (попевкой «Здравствуйте!» по мажорному трезвучию) рассаживаются на стулья.

Музыкальный руководитель (МР): Ребята, я сегодня предлагаю вам совершить путешествие по волшебной книге, а путешествовать мы будем не одни, а вместе с Капелькой. Вы знаете, где живут капельки? Правильно, в тучке или облаке.

Вы помните, как на улице льёт дождь?

Воспитатель (В): Мы же смотрели, как вода капает из крана, а ещё мы слушали, как дождь стучит в окно; барабанит по крыше и подоконнику; стучит по зонтику; звенит, попадая на цветы колокольчика.

Слушание «Весёлый дождик» слова и музыка Т. Прописновой

МР: В музыке, которую вы сейчас слышали – ноты по длительности  разные.

Одни – короткие, другие – длинные. Так же и у дождика – капли разные. Одни - тяжёлые, длинные, другие – короткие, мелкие, лёгкие. Дождь то усиливается, то вновь затихает. Попробуем сыграть эти звуки «музыки дождя» («ритмическое уподобление» - термин О.П. Радыновой)

Игра на шумовых и музыкальных инструментах.

(дети извлекают звуки и объясняют, куда попадают капли: на цветы, на крышу, на стекло, на асфальт, на зонт и т.д.)

МР: А как ещё можно изобразить дождик, чтобы мы могли его не только услышать, но и увидеть? (ответы детей). Правильно - нарисовать!

Рисуем капли дождя мелом на цветном картоне.

В качестве фона дети самостоятельно выбирают различные цвета картона и рисуют на нём  короткие и длинные штрихи, бумага по цвету должна соответствовать эмоциональному содержанию характера  музыки  и характеру летнего дождя - радостные, светлые, добрые, солнечные.

МР: Вдруг на небе появилась мрачная серая туча! А куда же делось весёлое, пушистое облачко? Непонятно…

В: Дождь стал совсем другим - мелким, холодным. Что же случилось такое? Оказывается - лето закончилось,  и наступила осень.

Слушаем «Дождик»  Е. Тиличеевой

В: Осенний дождик не такой,

     Осенний дождик - хмурый, злой,

     Холодный и колючий,

     С косматой дружит тучей! (автор неизвестен)

Рисуем осенний дождь  на цветном картоне.

В качестве фона дети самостоятельно выбирают различные цвета картона и рисуют на нём, бумага по цвету должна соответствовать эмоциональному содержанию характера  музыки  и характеру осеннего  дождя.

В: Ну что же, пойдём гулять? А чтобы нас в пути не замочил дождик, возьмём с собою два зонта.

МР: Внимательно слушайте мелодию и почувствуйте настроение дождя. Если это летний дождь, то прячемся под зонт с голубыми лентами, если осенний – под зонт с длинными серыми верёвочками.

Музыкально-дидактическая игра «Настроение дождя»  (дети под весёлую музыку выполняют танцевальную импровизацию, после смены характера – бегут под зонт).

МР: Дождик всё моросил и моросил, на улице становилось всё холоднее и холоднее, постепенно капли дождя превращались в холодные снежинки и льдинки.

В: Скажите пожалуйста, какая вещь больше подходит к этому стихотворению?

С неба падают снежинки

Словно белые пушинки.

Покрывая всё кругом

Мягким бархатным ковром. (автор неизвестен)

Синестическая игра «На что похоже?» (усиливает эффект эмоционального      присутствия и участия детей)

Дети должны определить на ощупь, какой шарф: махровый или шёлковый подходит к стихотворению.

МР: А сейчас, мы вспомним с вами песню «Промелькнуло лето».

Пение «Промелькнуло лето» слова В Малкова и Л Некрасовой, музыка  Ю. Слонова

Прилетела к нам синица,

Да на снежную страницу…

В: Ребята, давайте вспомним, как зимой искрится и хрустит снег под ногами, весело смеются дети, играя в снежки, лепят снеговиков.

Инсценировка «Снежный ком» 

(детское творчество, поиск интонаций двигательной пластики, ритмодекламация, синтез поэзии и музыки. Это не свободное чтение текста, под музыку или нараспев. Отличается чётким произношением и утрированной   интонацией).

Покатился снежный ком,

Я иду за ним шажком.

Он быстрее - я бегом,

И в калитку лбом – БОМ!

(Игра сопровождается простыми движениями: все двигаются врассыпную, вращая перед собою предплечья. Нужно ускорить движения перед тем, как упасть на пол, на последние слова дети стукают себя по лбу и падают на пол)

МР: Пока мы с вами играли, подул холодный зимний ветер, загудела метель.

Звучит фонограмма  «Вой метели»

Затем дети глиссандируют голосом «У», все вместе изображаем голосом завывание зимнего ветра. Рукой рисуя в воздухе линии, моделирующие условно высоту и динамику «бури». Обращается внимание детей на эмоциональную окраску звука: страшно и неуютно становится от такого ветра.

В: Ме-тель гу-дит, в тру-бе шу-мит

Очень страшно од-но-му-у,

А метель всё «У-У» да «У-У»!

МР: Но, а бойкая синичка,

        Открывает вновь страничку.

В: Бежал ручей по камушкам,

Бежал, бежал, бежал…

Потом в глубокой лужице,

Лежал, лежал, лежал…

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул…

Увидел речку - прыг туда.

И сразу утонул!   (автор неизвестен)

Синестическая игра по типу выбора «Ручеёк и речка»

Дети должны выбрать из предложенных карточек с крупной и мелкой волнистой линией подходящую на графическое  изображение ручья и речки.

Слушание «Ручеёк» серия «Голоса природы»

МР: Весело побежал ручеёк по полянке, чтобы наполнить речку водой, и чтобы та, в свою очередь, понесла его к морю. И вот вдалеке засеребрилась река - небольшая, но очень красивая. Берега её заросли камышом, плакучие ивы склонили к воде свои косы, а что же река? Река продолжала свой путь  до самого моря. А летом все едут отдыхать и загорать к морю.

В: Ребята, а вы хотите отправиться к морю?  Тогда - вперёд, располагайтесь поудобнее на жёлтом  песке, представьте,  как солнышко вас ласкает своими тёплыми лучиками, как оно пытается заглянуть вам в глаза. Как оно щекочет вас по носу…

Релаксация «Шум моря», постепенно затихает.

Садятся.

МР: Ребята, а как вы думаете, что  произошло с нашей Капелькой - путешественницей?

В: Капелька просто испарилась. Она превратилась в мягкое пушистое облачко и улетела на небо, чтобы  продолжить своё путешествие.

МР: К сожалению,  наше путешествие тоже подошло к концу. Но мы не будем огорчаться. До свидания (поём   V-IV-III-II-I ступень  в мажорном ладе )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе детского сада "Удивительный мир космоса".

Проект формирует целостностную картину мира, обогащает знания детей о космосе и его покорителях, развивает воображение, мелкую моторику рук и конструктивные навыки....

Презентация проекта в средней группе детского сада "Удивительный мир космоса".

Презентация поможет воплощению проекта в педагогической практике....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе детского сада " Морское приключение"

Конспект непосредственно образовательной деятельности, в котором рассказывается о том, как дети отправляются в морское путешествие и преодолевают разные препятствия....

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада (познавательное + оригами) "Приключение Лунтика"

Конспект интегрированного занятия для средней группы (познавательное + оригами)...

Конспект НОД для детей средней группы детского сада «Удивительные свойства воздуха» с использованием эксперементально-исследовательской деятельности

Программное содержание:- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: не имеет цвета, невидим, не имеет объема, легче воды, движение воздуха – ветер;- развивать способность устанавливат...

Конспект музыкального занятия в средней группе детского сада "Музыкальная прогулка"

Развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, формирование песенного и музыкального вкуса, укрепление психофизического здоровья детей....

"Музыкальная прогулка" конспект музыкального занятия в средней группе детского сада

Развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, формирование песенного и музыкального вкуса, укрепление психофизического здоровья детей....