Главные вкладки

    ПРОГРАММА «ЛАДУШКИ» ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ НА УДАРНЫХ И ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ.
    рабочая программа по музыке

    ПРОГРАММА «ЛАДУШКИ» ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ НА УДАРНЫХ И ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_orkestr_2017.docx39.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Кировского района Санкт - Петербурга

    ПРОГРАММА «ЛАДУШКИ»

    ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ НА УДАРНЫХ И ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

    В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ.

    ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Большакова Виктория Алексеевна.

    .

    СОДЕРЖАНИЕ:

    I. Целевой раздел.

    1. Пояснительная записка…………………………………..стр.2
    2. Планируемые результаты………………………………..стр.3

         II. Содержательный раздел программы

    1. Учебно-тематическое планирование для

    старшей группы ГБДОУ………………………………………стр.4

    1. Учебно-тематическое планирование для подготовительной

     к школе группы ГБДОУ………………………………………стр.5

    1. Этапы работы над произведениями………………………стр.6

    III. Организационный раздел программы.

    1. Формы реализации программы…………………………..стр.7
    2. Методическое обеспечение образовательной

    деятельности…………………………………………………..стр.7

    1. Список литературы………………………………………..стр.7
    2. Приложения:

    Краткие конспекты занятий………………………………стр.8

              Комплекс  упражнений на  развитие чувства ритма…….стр.13

              Диагностика……………………………………………….стр. 17

    I. Целевой раздел программы.

    1. Пояснительная записка

    Актуальность программы: 

    1. Занятия в оркестре развивают у детей сенсорные способности: чувство ритма, тембральный слух.

    2. Коллективное  музицирование очень нравится детям и прекрасно развивает коммуникативные навыки.

    3. Занятие в детском оркестре развивают у каждого ребенка художественно-творческие способности, ведь он не только учится исполнительству, но и принимает участие в оркестровке произведений.

    4. Хорошо подобранный репертуар открывает ребёнку лучшие музыкальные жемчужины, расширяет его музыкальный кругозор и формирует эстетический вкус. Оркестр - это не только музицирование, но и знакомство с композиторами.

    5. Освоение навыков игры на музыкальных инструментах формирует первичные навыки и умения исполнительской деятельности, развивает мелкую моторику и координацию движений у детей.

     6. Это один из лучших способов развить в ребенке  внимание, память, образное мышление, музыкально-эстетическое восприятие.

    Цели: Организация детского оркестра. Развитие музыкального восприятия.

    Задачи:

    1.. Освоить навыки  игры на музыкальных инструментах.

    2.  Сформировать первичные навыки и умения исполнительской деятельности.

    3. Развить  мелкую моторику и координацию движений у детей.

         4. Развить у детей сенсорные способности: чувство ритма, тембральный слух.

    3. Развить художественно-творческие способности, приобщая детей к оркестровке произведений.

    4. Расширить  музыкальный кругозор и сформировать  эстетический вкус, включая в занятия знакомство с композиторами.

    6. Развить в ребенке  внимание, память, образное мышление, музыкально-эстетическое восприятие.

    В   работе с детьми используются следующие современные образовательные технологии:

    Здоровьесберегающие:

    • Обеспечение социально психологического благополучия ребенка
    • Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды
    • Образовательные

    Технологии проектной деятельности:

    • Повествовательные
    • Конструктивные

    Личностно ориентированные:

    • Постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата)
    • Подготовка методических пособий в соответствии с учебными целями и задачами.

    Технология исследовательской деятельности:

    • Развитие творческих навыков

    Технология «ТРИЗ»

    1. Развитие речи и творческого воображения.

    ИКТ в работе педагога:

    • Подбор аудио и видеоматериала к занятию.
    • Подбор дополнительного познавательного материала.
    • Использование ЭОР.

    Методы и приёмы:

    Наглядный метод: показ инструментов шумового оркестра, показ видеофильмов и презентаций (играют сверстники, играют профессионалы), показ портретов композиторов.

    Словесный метод: познавательные беседы об инструментах; рассказ о способах звукоизвлечения и  характерных особенностях инструментов; рассказ о композиторах разучиваемых произведений.

    Слуховой метод: слушание музыкальных произведений.

    Игровой метод: музыкально-дидактические игры, творческие игры.

     Практический метод: разучивание партий, исследование особенностей инструментов (техника исполнения, тембр)

    Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

    Программа предусматривает занятия с октября по май, во второй половине дня  один раз в неделю (32 занятия в году): старшая группа – 25 минут, подготовительная группа - 30 минут. Количество детей – до 25 человек. Помимо музицирования,  в занятия входят упражнения на развитие ритма с использованием музыкально-дидактических игр. К программе прилагаются апробированные авторские оркестровки произведений.

    1. Планируемые результаты:
    • Старшая группа.

    К концу года дети владеют навыками игры на шумовых и ударных инструментах. Знают визуально и могут определить на слух инструменты детского оркестра. Чувство ритма позволяет исполнять произведение согласно оркестровке. Развиты навыки ансамблевой игры. Исполняют произведение,  используя динамические оттенки.

    • Подготовительная группа.

    Закрепить полученные знания. Развить творческие способности детей в оркестровке произведений. Каждый ребенок свободно владеет техникой исполнения на любом инструменте оркестра. Активно используют динамические оттенки. С удовольствием  посещают кружок. Музицируют самостоятельно в группе и дома. Привлекают к музыкальной деятельности родителей.

    II. Содержательный раздел программы

    1.Учебно-тематическое планирование для старшей группы ГБДОУ.

    Период

    Цели

    Произведение. Дидактический материал.

    Октябрь

    Освоение навыков игры на ударных и шумовых инструментах. Вызвать интерес детей к музицированию. Провести диагностику  метроритмических способностей детей.

    Речевые игры.

    Дидактическая игра «Повтори ритм»

    «Санта Лючия» Итал. нар песня

    Ноябрь-Декабрь

    Развивать взаимодействие речи и игры на инструменте.

    Работа над правильным звукоизвлечением.

    Вводится понятие «звуки подряд» (металлофон)

    «Анна-Полька» И. Штраус

    Музыкально-дидактическая игра:

      «Ритмическое освоение слов»

    Январь-Февраль

    Закрепляем навыки игры на инструментах. Развиваем чувство ритма. Осваиваем навыки ансамблевой игры. Закрепить понятие «пауза» и умение ее слышать.

    «Немецкий танец»

    Ф. Шуберт

    Музыкально-дидактическая игра:

    «Назови свое имя»

    Март-Апрель

     Развиваем чувство ритма и  умение слышать чужую партию.

    Вводим понятие «динамические оттенки».

    «Итальянская полька»

    С. Рахманинов

    Музыкально-дидактическая игра:

    «Каждому свой ритм».

    Май

    Развиваем чувство ритма, технику исполнения на инструменте. Развиваем творческие способности и навыки. Итоговая диагностика метроритмических навыков.

    «Немецкая песенка»

     П. Чайковский

    Музыкально-дидактическая игра:

    «Раз, два, три, повтори!»

    2.Учебно-тематическое планирование для подготовительной к школе группы ГБДОУ.

    Период

    Цели

    Произведение. Дидактический материал.

    Октябрь

    Повторение способов игры на ударных и шумовых инструментах.

    Повторить понятия: «пауза», «динамические оттенки».

    Провести диагностику  метроритмических способностей детей.

     «Вальс» А. Грибоедов

    Музыкально-дидактическая игра:

    «Назови свое имя»

    Речевые игры.

    Ноябрь-Декабрь

    Развиваем чувство ритма, умение слышать фортепиано и чужие партии. Воспитываем культуру исполнения.

    «Неаполитанская песенка» П. Чайковский

    Музыкально-дидактическая игра:

    «Ритмические орнаменты».

    Январь-Февраль

    Развиваем творческое воображение и навыки оркестровки произведения. Развиваем музыкальную память.

    «Турецкое рондо»

    В. Моцарт

    Музыкально-дидактическая игра:

    Упражнение «Вопрос – ответ»

    Март-Апрель

    Помнить свой инструмент и свою партию в разных произведениях. Работа над сложной партией металлофона. Учиться применять полученные навыки при разучивании нового произведения.

    «Поэтическая картинка»

     Э.Григ

    Музыкально-дидактическая игра:

    Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона

    Май

    Работа над сложной партией металлофона.  Скачки на кварту. Умение слышать партию соседа и вступить вовремя. Итоговая диагностика

    «Менуэт» Л. Боккерини

    Музыкально-дидактическая игра:

    «Ритмические импровизации»

    1. Этапы работы над произведениями:

    Работа над всеми произведениями происходит по единым правилам. Отличием является только подбор слов-помощников для разучивания ритмического рисунка и сам ритмический рисунок. Ключевые этапы работы.

    1.        Вспоминаем названия инструментов и способы звукоизвлечения (если давно не играли).

    2.        Слушаем произведение, считаем части.

    3.        Обсуждаем характер частей и выбираем инструменты для каждой части (оркеструем).

    4.        Работа по частям: одновременно проговариваем словами и прохлопываем ритм (одновременно). В партии металлофонов вместо слов называем ноты.

    5.        Разучиваем партии с инструментами, проговаривая ритм.

    6.        Дети, не занятые в разучиваемой партии, «помогают» хлопками.

    7.        Исполняем произведение целиком.

    III. Организационный раздел программы.

    1. Формы реализации программы:

    • образовательная деятельность в музыкальном зале,
    • работа с познавательной литературой,
    • работа с родителями,
    • музыкально - дидактические игры,
    • просмотр видеофильмов и презентаций (играют сверстники, играют профессионалы),
    • выполнение творческих заданий по оркестровке произведений,
    • самостоятельное музицирование детей в группе.

                 2. Методическое обеспечение образовательной деятельности.

    Ресурсы программы: музыкальный центр, компьютер, диски с аудио записями, фотографии и иллюстрации с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов,  видеофильмы с записью игры на инструментах, музыкальные инструменты (треугольники, металлофоны,  бубны, маракасы, тарелки, колокольчики, кастаньеты), картотека музыкально-дидактических игр на развитие чуства ритма.

               3. Используемая литература:

    1.Большакова В.А. Играют малыши. Детский оркестр без проблем. – СПб.:Издательство «Союз художников», 2014.- 35с

    2. Роот, З.Я. «Музыкальные сценарии для детского сада». – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 208с

    Приложение 1.

    Краткие конспекты занятий.

    Л.Олиас  Музыка из к/ф «Золотая симфония»

    1. Музыкальный руководитель предлагает детям послушать пьесу и определить, сколько в ней частей. Обсуждается характер каждой части, которая при этом проигрывается. Решаем, какие инструменты будут исполнять каждую из частей. Если пьеса разучивается в начале года, следует повторить названия инструментов, способы звукоизвлечения и особенности звучания.

    2. Дети слушают пьесу в исполнении музыкального руководителя, вспоминают количество частей, характер. Начинаем по частям разучивать ритмический рисунок. Делаем это на хлопках. В возрасте 4-5 лет многим детям трудно по слуху уловить ритмический рисунок, поэтому на помощь приходят слова. В первой части просто считаем: «Раз, пауза, два, пауза, раз, два, три». Необходимо объяснить детям понятие «пауза». В партии металлофонов называем ноты, соблюдая длительности. В партии маракасов придумали слова: «Мы тихонько погремим, мы тихонько звяк-нем. Раз, два, три, раз, два, три. Мы тихонько звяк-нем». Тексты могут быть любыми. Главное, чтобы они ложились на ритм музыки и были просты в произношении.

    3. Дети слушают пьесу, прохлопывая и проговаривая  ритмический рисунок. Выбирают инструменты, на которых хотели бы играть это произведение. В средней группе  с  каждым ребенком пробуем партию металлофона. Музыкальный руководитель должен сделать выбор, кому в будущем предстоит играть на этом инструменте. Это видно практически сразу. Дети очень любят этот инструмент, но не стоит давать партию тому, кто заведомо с ней не справиться. Далее исполняем по подгруппам 1 и 3 части. В начале года вторую часть в исполнении металлофонов лучше доверить воспитателю, а ребятам напомнить об особенностях звукоизвлечения.

    4. Музыкальный руководитель исполняет пьесу, дети прохлопывают ритмический рисунок, помогая себе словами. Воспитатель так же прохлопывает, стоя перед детьми. Разучиваем каждую часть пьесы  по подгруппам инструментов. Дети, не занятые в исполнении этой части, «помогают» хлопками. Партию металлофонов лучше учить отдельно на дополнительных занятиях.

    5. Работа над правильным исполнением партий (ритм, динамика, характер). Во время исполнения продолжаем проговаривать ритмический рисунок. Обратите внимание детей на своевременное вступление каждого инструмента. Т.к  музыкальный руководитель занят аккомпанементом, важная роль отводится воспитателю. Он – дирижер.

    6. На каждом последующем занятии продолжаем работу над ритмичным исполнением (прохлопываем, проговариваем). Учим детей не опаздывать со вступлением своей партии.

    Грибоедов «Вальс»

    1.        Музыкальный руководитель исполняет пьесу, дети на слух определяют количество частей (сколько раз менялся характер). Обсуждаем характер каждой части и выбираем инструменты для каждой (оркестровка произведения).  Знакомимся с новыми инструментами: симона, триола, органола.  Разучиваем на хлопках партию каждой части.

    2.         Дети слушают пьесу. По частям прохлопываем ритмический рисунок. По подгруппам разучиваем партии 2 и 3 частей. Учимся правильно исполнять тремоло на бубнах. Воспитатель и музыкальный руководитель исполняют партии 1, 4  частей. Повторяем приёмы правильного звукоизвлечения на симоне, триоле, органоле и металлофоне.

    3.        Всей группой прохлопываем  ритмический рисунок каждой партии под аккомпанемент фортепиано. Распределяем инструменты между детьми. Разучиваем партию каждого инструмента. Дети, которые не заняты в исполнении этой партии, «помогают» хлопками. Желательно, чтобы дети, играющие партии духовых и металлофонов, к этому занятию уже были знакомы со своей партией.

    4.        По подгруппам (соответственно своему инструменту) дети прохлопывают свой ритмический рисунок. Объясните детям, как важно во время исполнения всего произведения  не отвлекаться и заранее готовиться к своему исполнению. Исполняем пьесу оркестром.

    5.        Прохлопывание всего произведения по подгруппам. Работа над исполнением каждой части. В конце занятия обязательное исполнение произведения целиком. В случае необходимости, не бойтесь продолжить индивидуальную работу.

    Если у Вас нет духовых инструментов, органолы или вы просто хотите упростить оркестровку, то 4 часть можно исполнять только на фортепиано. В этом случае с произведением справятся дети средней группы (в конце года).

    Рахманинов «Итальянская полька».

    1.        Дети слушают произведение, определяя количество частей. Прослушиваем каждую часть отдельно, определяя характер и подбирая инструменты. Прохлопываем ритмический рисунок пьесы, используя слова. 1 часть: называем ноты, 2 часть проговариваем «тик-так» на каждую восьмую, 3 часть « пог-ре-мим, пог-ре-мим, быст-ро погремим, погремим, погремим».

    2.        Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети со словами прохлопывают ритмический рисунок, отмечая начало каждой части. Обратить внимание детей на способы правильного звукоизвлечения. По подгруппам разучиваем партии маракасов, бубнов, колокольчиков. Что бы внимание детей не рассеивалось, дети, не занятые в исполнении, «помогают»  прохлопыванием. Партию металлофонов исполняет воспитатель.

    3.        Под аккомпанемент музыкального руководителя дети прохлопывают ритмический рисунок пьесы, отмечая начало каждой части. Помогаем себе, проговаривая слова. Отдельно разучиваем партию металлофонов, называя ноты. Работаем над  каждой  партией. В конце занятия обязательное исполнение всей пьесы.

    4.        Прохлопываем и проговариваем свои партии, стараясь правильно передать ритмический рисунок. Учимся вовремя вступать. Продолжаем разучивать каждую партию отдельно. Дети, не занятые в музицировании, помогают хлопками. Стараться развивать в детях внимание и умение слушать товарищей.

    5.        Каждое следующее занятие начинаем с прохлопывания ритмического рисунка по подгруппам или всей группой. Исполняем произведение целиком и работаем над возникающими проблемами.

    Шуберт «Немецкий танец».

    Это достаточно простое для исполнения произведение. Единственная сложность – партия металлофонов. Если Вы хотите быстро разучить эту пьесу, позанимайтесь индивидуально с детьми, которые будут играть на металлофонах.

    1.        Занятие начинается с прослушивания произведения и определения количества частей и их характера. В старшей группе дети легко оркеструют произведение. А т.к. произведение достаточно простое, то попробовать игру на инструментах можно на первом занятии. Если опыта игры в оркестре нет, то начать лучше с прохлопывания ритма.

    2.        Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети по подгруппам прохлопывают ритмический рисунок. Словами помогаем себе только в 1 части: называем ноты. В партии бубнов и маракасов обратить внимание детей на то, что звучание их инструментов точно совпадает с партией фортепиано. Продемонстрировать это, исполняя 2 часть с воспитателем.

    3.        После работы над ритмом без инструментов, проигрываем произведение целиком. Обратить внимание детей на то, что каждая группа инструментов должна готовиться к вступлению заранее. Для этого нужно слушать игру всех музыкантов.

    Григ «Поэтическая картинка»

    1.        Музыкальный руководитель исполняет пьесу, дети определяют на слух количество частей. При повторном исполнении обсуждается характер каждой части, дети предлагают инструменты для каждой части. Возможно исполнение с воспитателем.

    2.        Вспоминаем пройденное на первом занятии. Прохлопываем ритм каждой части. В первой части называем ноты. Во второй используем слова: «Мы тихо позвенели раз, два, три». В третьей части сложный синкопированный ритм. Здесь при разучивании необходима помощь воспитателя. Обязательно повторить способы исполнения «тремоло» на бубне. После разучивания партий на хлопках, распределяем инструменты.

    3.        Занятие начинается с прохлопывания пьесы всей группой. Далее начинаем разучивать партии инструментов по подгруппам. Партию металлофонов желательно поучить заранее на дополнительном занятии. Сразу напоминаем детям способы правильного  звукоизвлечения.

    4.        Вначале прохлопываем и проговариваем пьесу всей группой. Второй раз прохлопываем по подгруппам. Обращаем внимание детей на важность вступить со своей партией вовремя. Продолжаем разучивать партии на инструментах. При необходимости заниматься с подгруппами в дополнительное время.

    5.        Прохлопывание пьесы по подгруппам. Работа над партиями. Обязательное исполнение всего произведения. Обратить внимание детей на то, что произведение исполняется без остановки, а значит, каждый инструмент должен вступить вовремя и не опоздать. Обязательно активное участие в работе воспитателя.

    6.        Продолжаем прохлопывание и проговаривание ритмического рисунка по подгруппам. Исполнение пьесы целиком не менее двух раз. Работа над наиболее сложными партиями.

    Приложение 2.

    Комплекс  упражнений на  развитие чувства ритма.

       Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с  хлопками).                                                                                                                                        Сел сверчок на шесток,
    Таракан – в уголок.                                                                                                                              Сели- посидели.                                                                                                                          Песенку запели.                                                                                                                      Услыхали ложки-                                                                                                                    вытянули ножки.                                                                                                                    Услыхали калачи-                                                                                                                                  Да попрыгали с печи,                                                                                                                        Да давай подпевать,                                                                                                                      Подпевать да танцевать!

    Как без дудки, без дуды,                                                                                                                      Ходят ноги не туды.                                                                                                                                А как дудочку почуют,                                                                                                                  Сами ноженьки танцуют.                                                                                                            Журавли пошли плясать,                                                                                                                Долги ноги выставлять.                                                                                                                         Бух, бух, бух.

    Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

    Ай, туки, туки, туки,                                                                                                                     Застучали молотки.                                                                                                                 Застучали молотки,                                                                                                                     Заиграли в локотки:                                                                                                                           Тук- ток, тук- ток,                                                                                                                             Скоро Ванечке годо

     Постоянно чередуем  хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
    О, чки, чки, чки,                                                                                                                      Очуречечки,                                                                                                                                      Ложки, плошки, поварешки,                                                                                          Перевертушки!                                                                                                                                  При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.

     «Ритмическое освоение слов»

    Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,

    2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.                                                                      

    3/4  ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

    4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

    Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

    «Назови свое имя»

    Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

    «Кто справа?»

    Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

    Ритмические импровизации.

    Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

    Перемена ритма.

    По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

    Каждому свой ритм.

    Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

    Раз, два, три, повтори!


    Взрослый задает  хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками  и т. д.

    Ритмические орнаменты.

    Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.      

                       1 группа                                                          

    2 группа

    Жили-были три утенка  -   хлопки восьмыми    

    Пик, Пак, Пок  - притопы  

    Хорошо и дружно жили - хлопки восьмыми    

    Пик, Пак, Пок   - притопы

    Как-то утром на рыбалку   - хлопки восьмыми                                                                

    Пик, Пак, Пок   - притопы

    Зашагали вперевалку    - хлопки восьмыми            

    Пик, Пак, Пок   - притопы

    Наловили много рыбы    - хлопки восьмыми                                                                    

    Пик, Пак, Пок   - притопы

     И еще поймать могли бы  - хлопки                                                                                   восьмыми                                                                

    Пик, Пак, Пок   - притопы

    Съели дружно все до крошки   - хлопки восьмыми                                                          

    Пик, Пак, Пок   - притопы

    Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми

    Пик, Пак, Пок   - притопы

    Затем дети меняются ролями.

    Упражнение «Вопрос – ответ»

    И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном  инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

     «СЛЕДЫ» (ритмическая игра)

    Скачет зайка – скок-поскок,

    Скок-поскок, скок поскок!              Прохлопывают ритм в ладоши 

    А лисичка – топ-топ,                        Поочередно ударяют по коленям

    Топ-топ, топ-топ!                              отстукивая ритм 

    Ну, а мишка - топотун                      Поочередно стучат ногами по полу,

    Топ-туп, топ-туп

     Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона.

    Капли, капли, что  поете?

    Хлопки восьмыми нотами

    - Кап, кап, кап, хи-хи!

    Игра на металлофоне

    Спать сосулькам  не даете!

    Хлопки восьмыми нотами

    - Кап, кап, кап, хи-хи!

    Игра на металлофоне

    Солнышко в небе хохочет

    Хлопки

    Носики нам щекочет

    Хлопки

    Кап, кап-кап, хи, хи-хи!

    Игра на металлофоне

    И апчхи!

    Глиссандо на металлофоне

     

    Приложение 3.

    Диагностика.

    1. Механизм оценки получаемых результатов

      Диагностика как процесс, позволяет выявить динамику развития музыкальных способностей ребенка. Наиболее ярко уровень музыкальных способностей ребенка можно выявить в процессе различных музыкально-дидактических игр и заданий. Так же возможностью оценить уровень освоения программы можно на итоговых выступлениях детского оркестра, которые проводятся каждые два месяца.

          Диагностика чувства ритма может включать и выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшей мелодии или музыкального отрывка.

          Диагностика звуковысотного слуха может осуществляться на уровне различения регистров, определения направления движения мелодии, в процессе выявления изменений (ритмических, звуковысотных и др.) в знакомой ребенку песенке.

          Диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.

        При диагностике музыкальных способностей необходимо анализировать и оценивать не столько способности, сколько прогресс в усвоении ребенком музыкальных знаний, умений и навыков.

    Диагностическая карта показателей освоения

     курса программы.

    п\п

    Фамилия, имя

    Приемы

    игры на инстру-

    ментах

    Ансамбле-

    вое исполне-

    ние

    Ритм

    Звуковы-

    сотный слух

    Знание

    Инструмен-

    тов

    Н.Г

    К.Г.

    Н.Г.

    К.Г.

    Н.Г.

    К.Г.

    Н.Г.

    К.Г.

    Н.Г.

    К.Г

    1. Критерии диагностики:

    Высокий уровень: четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей звукоизвлечения, разнообразие музыкальных инструментов, выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении. Свободное владение ритмом и понятием звуковысотности

    Средний уровень: знание некоторых музыкальных инструментов, разнообразия музыкальных инструментов при напоминании взрослого, выполнение приемов игры на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого. Умение повторить простейший ритмический рисунок. Владеет понятиями «высокий – низкий» звуки.

    Низкий уровень : нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах, нечеткое ансамблевое исполнение. Не может повторить ритмический рисунок. Не владеет понятием высоты звука.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - программа по обучению старших дошкольников игре в баскетбол.

    Методический материал в помощь в работе инструктору  по ФК ДОУ....

    Статья "Обучение старших дошкольников игре баскетбол. "

    Статья "Обучение старших дошкольников игре баскетбол. "...

    Образовательная программа по обучению младших дошкольников играм в шахматы через дидактические игры

             Программа занятий по шахматам  в кратком, описательном и сказочном виде вводит детей в мир шахмат. В программе  широко используются шахматные сказки ...

    Образовательная программа по обучению младших дошкольников играм в шахматы через дидактические игры

    Данная программа предназначена для работы с детьми второй младшей группы  детского сада в течение года. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведения игр...

    Программа обучения старших дошкольников игре в шахматы "Шахматная азбука"

    Обучение игре в шахматы детей старшего возраста...

    Рабочая программа по обучению старших дошкольников основам грамоты и письма “Весёлые звуки”

    Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...