Главные вкладки

    Конспект развивающего занятия по подготовке детей к обучению грамоте
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    Ипатова Светлана Викторовна

     Цель занятия:закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение составлять предложения и схемы к ним. Развивать речь, коммуникативность, память, моторику рук. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программное содержание: закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение составлять предложения и схемы к ним. Развивать речь, коммуникативность, память, моторику рук. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

    Предварительная работа: чтение сказки Ш.Перро «Золушка», беседа по содержанию сказки, беседы по вопросам нравственного воспитания, разгадывание ребусов и кроссвордов.

    Материалы и оборудование: одежда для Золушки: юбка, фартук. Сундук с нарядным бальным платьем. Корзина с заданиями, магнитофонная запись голоса Лесника. Мел. Изображения Тима и Тома. «Волшебная» иголка (из фольги). «Волшебная» свеча. Ребус-табличка с изображением: барабан, арбуз, лук. Звуковички Д,Р,А,В,А. – для игры « Живые звуки». Листы со словами: карета, бал, на, поедет. Изображения Тима и Тома. Свиток с текстом.

    Раздаточный материал: магнитные доски, карточки с изображением цветов ( мак, сирень, роза), карточки с изображением корзины, овощей, карандаш. По три тарелочки на парту с табличками: «Фасоль», «Горох». Тряпочки. Фломастеры.

    Ход занятия.

    Организация детей: Стоя на ковре. Приветствие гостей.

    Сюрпризный момент: Воспитатель сообщает, что утром у двери группы она обнаружила корзинку и кассету и предлагает детям ее прослушать. Включает магнитофон.

    Звуковое письмо Лесника: « Здравствуйте, ребята! Я Лесник- отец Золушки. Моя дочка Золушка очень хочет сегодня поехать на бал к принцу во дворец, но моя злая жена- мачеха моей Золушки приказала выполнить ей очень много работы и Золушка грустит, потому, что одной ей с такой работой не справиться. Я решил обратиться к вам за помощью, вы ведь ребята дружные, добрые и самые старшие в детском саду. Ребята, помогите, пожалуйста, Золушке попасть на бал. Спасибо и до свидания ».

    Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Золушке? (Да). Пословица: «Что не сделает один, сделаем все вместе». Лесник нам прислал корзиночку, а вот что в ней мы узнаем позже, нам надо спешить Золушке на помощь.

    Инсценировка:

    Золушка-девочка подметает пол и напевает: «Хоть поверьте, хоть проверьте, но вчера приснилось мне, будто принц за мной примчался на серебряном коне».

    Воспитатель: Здравствуй, девочка, ты кто?

    Девочка: Я Золушка.

    Воспитатель: Вот ты нам и нужна. Мы узнали от твоего отца, что ты хочешь поехать на бал во дворец, но у тебя очень много работы, вот наши ребята и решили тебе помочь. Они друзей в беде никогда не оставляют. Они даже знают много пословиц о дружбе.

    Дети называют пословицы: «Один за всех и все за одного», «Один в поле не воин», « Доброе братство, дороже богатства» и др.

    Воспитатель: Ребята, добрая фея просила передать вам волшебную свечу «Любви и доброты», чтобы она согревала вас и помогала вам в работе. (Дети протягивают руки к свече). Упражнение.

    Воспитатель: А теперь, Золушка, наши ребята с тобой познакомятся. Но знакомиться они будут по-особому. Вы, ребята, называете свое имя по слогам и говорите, сколько слогов в вашем имени (Ли – за) при помощи ладошек.

    Каждый ребенок выполняет задание

    Воспитатель: А сейчас нам надо торопиться, выполнить всю работу. Садитесь за столы. (Дети садятся за столы, обращаю внимание на осанку). К работе готовы?

    1.Воспитатель: Настало время заглянуть в корзинку. (Достаю 1-е задание – карточки с изображением цветов «Мак», «Сирень», «Роза»)

    «Ой, картинка мне попалась

    Посмотрим на неё сейчас,

    Вот теперь я поняла всё

    Здесь задания для вас»

    Воспитатель: Злая мачеха приказала Золушке посеять звуковой цветник. На Досках у вас картинки с цветами, звуки которых надо поместить на грядки.

    - Назовите все цветы. Вы должны догадаться, на какие грядки будете сеять звуки.

    а) Мак – сколько звуков в слове? (3). На какую грядку посадим эти звуки? (№1).???

    - Какой первый звук, и какой фишкой обозначите, почему? (Твердый согласный обозначаем синей фишкой).

    - Какой второй звук? (а) Какой фишкой обозначите? (красной) Почему? (гласный звук).

    - И третий звук (к)… (Уберите фишки).

    б) Найдите грядку для розы. Дети выполняют задание самостоятельно (№2). ????

    в) И последняя грядка для сирени. (№3). ?????

    Воспитатель: Ребята, наши цветы не вырастут, если их названия не разделить на слоги и не укрепить ударением. Под каждым изображением цветов запишите слоговые схемы слов: Мак, Си-рень, Ро-за.

    Воспитатель:

    Цветник посеяли мы дружно

    Спасибо всем сказать вам нужно.

    Но злая мачеха хитра

    Не любит Золушку она,

    Дала корзинку ей большую

    Пойти велела в огород

    Собрать там овощей – для щей.

    Помочь вы Золушке готовы? Скажите дружно ещё раз. (Да).Тогда приступим все сейчас.

    2. Игра «Помоги Золушке собрать овощи со звуком «К».

    (У каждого на листе изображение корзинки и овощей (лук, капуста, морковь, помидор и др.)).

    Воспитатель: Положите в корзинку только те овощи, в названии которых есть звук

    «К» (соединить стрелкой). Возьмите карандаши и проведите стрелку к корзине.

    - Какие овощи положили?

    - Какие нет? Почему?

    3. Физкультминутка.

    Воспитатель:

    Устали, нам надо спешить, время не ждет

    Принц на балу нашу Золушку ждет.

    Дети встают и произносят слова:

    Возьмем веники мы дружно

    Золушке помочь нам нужно.

    Подметем и тут и там

    Не забудем про чулан.

    Мы подтянемся немножко,

    Вытрем пыль всю у окошка,

    Птиц накормим мы с ладошки

    И дадим им хлебной крошки,

    Поможем мы в беде всегда,

    Друзей не бросим никогда.

    4. Воспитатель: Чистоту вы навели, птиц накормили, овощи в огороде собрали, теперь надо щи сварить. Для этого надо печь растопить. Но где же взять дрова (ответы детей). Сейчас в волшебную корзину загляну, здесь звуковички, они спешат на помощь. Назовите их. (Д, А, Р, А, В). Давайте составим слово. (Дети выстраивают звуковичков слева направо «Д,Р,А,В,А»). Молодцы, правильно составили слово.

    - Растопили печь мы дружно,

    А теперь спешить нам нужно.

    5. «Звуковая зарядка».

    Воспитатель: Загляну опять в корзину, что же вижу я друзья? Кто такие? (Тим и Том). Тим и Том обиделись, потому что вы забыли сделать их любимую звуковую зарядку. Давайте исправимся.

    Том говорит: «Но», а Тим: «Нё». (Аналогично «Ну – ню», «На – ня», Лы - ли» …).

    6. Воспитатель: Загляну опять в корзину, ой, иголочку я вижу. Чья иголка?

    Золушка: Моя.

    Воспитатель: Будем шить сейчас друзья. Случилась беда, разорвалось предложение на отдельные слова, и только вы должны сшить слова по порядку в предложение. Если предложение не составим, то карета не поедет и не отвезет Золушку на бал.

    Дети читают слова: Карета, бал, поедет, на. Составляют на доске предложение: «Карета поедет на бал».

    - Молодцы! Сколько слов в предложении? Назовите первое слово (второе, третье,…)? Что ставим в конце предложения? (точку). Возьмите фломастеры и запишите схему этого предложения L __ ? __ .

    7. Упражнение «Горошина». (Работа парами).

    Воспитатель: А теперь внимание – следующее задание. У вас на столе тарелочки. Что в тарелочках? (фасоль, горох). Фасоль положите в ту тарелку, где написано это слово «ФАСОЛЬ», а горох - в ту, где написано «ГОРОХ».

    Дети работают парами.

    Воспитатель: Возьмите по одной горошине (игровой самомассаж).

    а) положите на ладошку, покатайте вот так;

    б) катать горошину между пальцами.

    Слова:

    Ты катись горошинка по ладошке

    Разомни нам пальчики немножко,

    Ты катись горошина по столу,

    Развлекай горошина детвору.

    8. Ребус.

    Воспитатель:

    Что осталось здесь еще?

    В сказочной корзинке,

    Достаю я вам ребята

    Волшебные картинки.

    Ребус – табличка ???.

    Воспитатель: Назовите, что изображено в каждом окошке? (барабан, арбуз, лук) Отгадайте, какое слово получится, если взять первые звуки от каждого слова.

    - Молодцы! Золушка обязательно попадет на бал.

    9. Воспитатель: Ребята, осталось чуть-чуть, потерпите, ведь «Терпенье и труд всё перетрут».

    Достаю из корзины записку и читаю:

    «Прямо пойдешь – несчастье найдешь,

    Налево пойдешь – в беду попадешь

    А (направо) пойдешь сундучок найдешь!»

    Дети находят сундук, там платье для Золушки.

    Воспитатель: Корзина наша опустела

    Работа вся сделана. Вы молодцы.

    Почему быстро справились? Что нам помогло? (дружба).

    Список литературы:

    Эльконин Д.Б. Букварь: Пробный учебник для четырехлетней начальной школы.- М.:Просвещение, 1992.

    Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 19


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте "Новогодняя елочка для лесных зверюшек"

    Интонационное выделение первого звука в слове, различение на слух твёрдых и мягких согласных звуков, называние слов с заданным звуком. Занятие проводится в игровой форме....

    занятие по подготовке детей к обучению грамоте "Звук Ы"

    Практический материал педагогам для использования в непосредственно-организованной деятельности с  воспитанниками старшего дошкольного возраста....

    Использование авторских стихов на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте.

    На занятиях по подготовке детей к обучению грамоте мне помогают короткие стихи, которые я люблю сочинять. Занятия проходят живо, интересно и предложенный материал усваивается легко....

    Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе Воспитатель: Пучкина В. А. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

    Конспект занятияпо подготовке детей к обучению грамотев подготовительной группеВоспитатель: Пучкина В. А.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

    Конспект интегрированного занятия по подготовке детей к обучению грамоте "Путешествие в страну Златоустию".

    В статье представлен конспект ООД по подготовке детей к обучению грамоте для подготовительной к школе группы; предложена интеграция ОО «Познание», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация»....

    Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)

    Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предло...

    Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

    Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....