Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР по теме: «ЦИРК»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Старовойтова Марина Николаевна

Итоговое логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР . На данном занятии осуществляется интеграция познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной, конструктивной, театрализованной, художественно-продуктивной деятельности, чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme_tsirk.docx335.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад № 662

компенсирующего вида   Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Конспект

логопедического занятия по обучению грамоте с детьми

подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР

по теме:  «ЦИРК»

(интеграция познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной, конструктивной, театрализованной, художественно-продуктивной деятельности, чтения)

Старовойтова М.Н.,

учитель-логопед

ГБОУ № 662

г. Кронштадт

    2013г.


Программное содержание:

  • Расширять представления детей о цирке, об артистах цирка и дрессированных животных;
  • Обогащать словарный запас по данной теме;
  • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • Закреплять умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные;
  • Тренировать навыки слогового анализа;
  • Формировать навыки анализа и синтеза предложений: умение составлять предложения по картинкам, выделять предлог на фоне предложения;
  • Отрабатывать умение отвечать на вопрос полным предложением;
  • Закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
  • Развивать зрительное внимание и память;
  • Продолжать отрабатывать координацию общей моторики с речью;
  • Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • Воспитывать умение слушать других.

Оборудование и материалы:

  • Телевизор, ноутбук;
  • Запись марша И. Дунаевского из к/ф «Цирк»;
  • На электронном носителе: слайд-шоу по теме «Цирк»;

картинки для составления предложений;  изображение жонглёра  с правильно написанным словом, изображение питона;

  • Картинка размера А-4 с изображениями акробатической пирамиды;
  • «пирамида», картинки с изображениями животных для пирамиды;
  • 2 коробочки (синяя и зелёная); картинки, названия которых начинаются на твёрдый и мягкий согласный, клоуны Бим и Бом для ковролина;
  • Карточки с недописанными буквами (клоуны);
  • Простые карандаши для каждого;
  • Жонглёр и «шарики» с буквами для ковролина;
  • Цилиндр и мантия фокусника; волшебная палочка;
  • 6 бутылочек с водой разного цвета;
  • Пеналы для составления схем и кассы для каждого;
  • Длинная и короткие полоски для составления схемы на доске;
  • Мяч;
  • Синие, зелёные, красные звёздочки по 6 штук.

Предварительная работа:

  • Логопедические занятия по обучению грамоте;
  • Разучивание физминутки «Цирк-шапито»;
  • Подготовка Ромы к показу фокуса.
  1. Организационный момент.

Приветствие (дети здороваются с гостями, садятся за столы).

Логопед: - Ребята, вы любите цирк? (Да)

- Сегодня наше занятие будет не обычное – мы увидим цирковое представление и сами в нём поучаствуем.

Цирк на всей большой планете

Любят взрослые и дети.

Интересное явленье –

Цирковое представленье.

Здесь и звери, здесь и люди,

Клоун ездит  на верблюде,

А медведи, а медведи,

Ездят на велосипеде.

Шарики жонглёр кидает,

Силач гири поднимает,

Повезло сегодня вам,

Цирк идёт сегодня к нам!

Показ слайд-шоу под  марш И. Дунаевского из к/ф «Цирк».

2. Составление предложений по сюжетным картинкам. 

Л.: - Первый номер программы – дрессированные звери. Посмотрим, чему же научил зверей дрессировщик.

Показ слайдов, составление предложений, подсчёт количества слов в предложении, выделение предлога. 

- На чём едет медведь? (Медведь едет на мотоцикле.)

 СЛАЙД № 1

- Что делает горилла? (Горилла идёт по канату.)

 СЛАЙД № 2

- Где спрятался кролик? (Кролик спрятался в шляпе.)

 СЛАЙД № 3

3. Слоговой анализ.

Дети стоят перед ковролином,  подходят по очереди, выбирают и прикрепляют по  одной картинке.

 Л.: - Аты-баты, аты-баты – выступают акробаты (демонстрируется картинка с акробатической пирамидой). Этот номер называется акробатическая пирамида.

  А мы с вами сейчас поможем  зверям построить пирамиду, только она будет не совсем обычная, слоговая.  Внизу 4 места, значит здесь будут стоять звери, названия которых из 4х слогов (черепаха, обезьяна, антилопа, гиппопотам). Выше  3 места, значит здесь будут звери, названия которых из 3 слогов и т.д. (бегемот, носорог, крокодил), 2 (верблюд, зебра, лошадь), 1 (рысь).

4. Зрительный гнозис и мелкая моторика.

Дети сидят за столами. Л.: - Наши следующие гости заводные, озорные, очень весёлые. Но, к сожалению, они всё время ссорятся. Они хотели, чтобы вы сами прочитали кто они, но пока ссорились, стёрлись части букв. Давайте допишем буквы и прочитаем, кто к нам  придёт сейчас. Но, прежде, чем вы начнёте писать, разогреем наши руки. Возьмите карандаш и покатайте между ладошками. разогрелись и готовы правильно дописать буквы. Дети дописывают буквы и читают слово: клоуны.

еперь ваши руки         5. Согласование числительных с существительными (проводится с мячом). Дети встают полукругом.

Л.: - Правильно, следующие у нас в гостях – весёлые клоуны. Сколько же их придёт? Неизвестно. Давайте предположим, что их будет два. Как правильно сказать? К нам придут … (ребёнок, поймавший мяч, договаривает: два весёлых клоуна).

- А может быть к нам придут три …  и т.д.

6. Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

Дети стоят, подходят по очереди к ковролину, берут  по одной картинке и «отдают» нужному клоуну.

Это клоун Бим, а это клоун  Бом. Бим любит все слова, которые начинаются на мягкий звук, а Бом -  на твёрдый. Помогите им разобрать картинки. Те, которые начинаются на мягкий звук,  Биму в зелёную коробочку, на твёрдый – Бому, в синюю коробочку.

Клоуны обрадовались, хотят с вами поиграть.

7. Физминутка.  Дети встают в круг.

Речь с движением:

В парке раскинулся круглый шатёр, ( показывают круг руками).

В центре шатра расстелили ковёр, ( присаживаются, имитируют как расстилают ковёр).

Мимо пройти не захочет никто,  (встают, показывают отрицательный жест рукой).

Все приглашаются в цирк-шапито. (показывают пригласительный жест руками)

Здесь лошадки танцуют вприсядку, (ставят руки на пояс, приседают).

А собачки решают задачки. (пальцы у висков, изображают мыслительную деятельность).

Всем здесь весело, всем интересно. (разводя руки, полуповорачиваются вправо-влево).

Занимайте, пожалуйста, кресло.  (идут на свои места).

8. Составление слов из перемешанных букв.

Дети сидят за столами, один ребёнок выходит, чтобы прикрепить буквы в правильном порядке.

Вот жонглёр,

Он очень ловкий,

Может он без остановки

Шарики бросать, ловить,

Ни одного не уронить.

На ковролине: жонглер подбрасывает в воздух 5 шариков, на шариках буквы, в следующем порядке: ф, к, с, о, у.

- Ребята, подумайте, и составьте из этих букв слово, которое и подскажет нам следующий номер нашей цирковой программы.(фокус)

- Проверим:  СЛАЙД № 4

- Правильно, ребята.

9. Составление схемы слова.

Дети сидят за столами.

Л.: А сейчас я превращу в фокусника Рому.

«Вокруг себя повернись, фокусником становись», надевается мантия и цилиндр.

Фокус с водой (по две бутылочки каждого цвета).

Рома: Есть в бутылках у меня волшебная вода.

Ты вода – водичка, друг ты мой прекрасный,

Стань моя водичка, не простой, а красной.

 Ты вода – водичка, светлая, как иней,

Стань моя водичка, не простой, а синей.

Ты вода – водичка, друг ты мой студёный,

Стань вода-водичка не простой – зелёной.

Л.: - Спасибо, фокусник, нам очень понравилось. Правда, ребята? (Да).

 Теперь обратное превращение. «Вокруг себя повернись, и в Романа превратись».

Л.: -  Посмотрите, ребята, вода в бутылочках стала трёх цветов, которые мы используем для составления схем слов. Красным обозначаем – (дети: гласные звуки), синим – (дети: твёрдые согласные), зелёным – (дети: мягкие согласные) - Посмотрите на нашего следующего гостя – это учёный питон  СЛАЙД № 5.

 Он предлагает вам с помощью этих цветных бутылочек составить схему слова  – питон.

- Составим? (Да)

- Только нам для составления схемы слова нужны ещё полоски. Длинной мы обозначим, что питон – это слово, короткими - сколько в этом слове слогов. Дети по цепочке отвечают на вопросы логопеда, логопед выкладывает схему на доске, дети индивидуально за столами.

III. Итог занятия.

Л.: - Цирковое представление подошло к концу. Мы составляли  предложения про зверей, делили слова на слоги,  помогали клоунам разобрать картинки,  составили схему для питона. Поиграли и позанимались. Теперь наше необычное занятие подошло к концу. Вам было интересно?(Да)

- Подумайте, было ли вам  легко выполнять задания? Сейчас я подойду к каждому из вас со звёздочками.

Кому было интересно и легко – возьмите красную звёздочку,

Кому было интересно и немного сложно – возьмите зелёную звёздочку,

Кому было сложно – возьмите синюю звёздочку.

Дети выбирают звёздочки.

А теперь прикрепите свои звёздочки на ковролин.

Логопед подводит итог, если все звёздочки красные:

- Посмотрите, у нас все звёздочки красные. Всем было интересно и легко. Молодцы, ребята. (Если будут синие или зелёные звёздочки спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого задание уже не будет трудным).

-А теперь пришло время возвращаться в группу, попрощайтесь с гостями.

Дети прощаются и уходят в группу под марш И. Дунаевского из к/ф «Цирк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Программное содержание.Коррекционно-образовательные цели:Закреплять навык звукослогового анализа слов.Закрепить графический образ букв.Закреплять навык чтения слогов и слов.Закреплять умения сост...