Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР по теме: «ЦИРК»
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    Старовойтова Марина Николаевна

    Итоговое логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР . На данном занятии осуществляется интеграция познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной, конструктивной, театрализованной, художественно-продуктивной деятельности, чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme_tsirk.docx335.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    начальная школа – детский сад № 662

    компенсирующего вида   Кронштадтского района Санкт-Петербурга

    Конспект

    логопедического занятия по обучению грамоте с детьми

    подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР

    по теме:  «ЦИРК»

    (интеграция познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной, конструктивной, театрализованной, художественно-продуктивной деятельности, чтения)

    Старовойтова М.Н.,

    учитель-логопед

    ГБОУ № 662

    г. Кронштадт

        2013г.


    Программное содержание:

    • Расширять представления детей о цирке, об артистах цирка и дрессированных животных;
    • Обогащать словарный запас по данной теме;
    • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
    • Закреплять умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные;
    • Тренировать навыки слогового анализа;
    • Формировать навыки анализа и синтеза предложений: умение составлять предложения по картинкам, выделять предлог на фоне предложения;
    • Отрабатывать умение отвечать на вопрос полным предложением;
    • Закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
    • Развивать зрительное внимание и память;
    • Продолжать отрабатывать координацию общей моторики с речью;
    • Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
    • Воспитывать умение слушать других.

    Оборудование и материалы:

    • Телевизор, ноутбук;
    • Запись марша И. Дунаевского из к/ф «Цирк»;
    • На электронном носителе: слайд-шоу по теме «Цирк»;

    картинки для составления предложений;  изображение жонглёра  с правильно написанным словом, изображение питона;

    • Картинка размера А-4 с изображениями акробатической пирамиды;
    • «пирамида», картинки с изображениями животных для пирамиды;
    • 2 коробочки (синяя и зелёная); картинки, названия которых начинаются на твёрдый и мягкий согласный, клоуны Бим и Бом для ковролина;
    • Карточки с недописанными буквами (клоуны);
    • Простые карандаши для каждого;
    • Жонглёр и «шарики» с буквами для ковролина;
    • Цилиндр и мантия фокусника; волшебная палочка;
    • 6 бутылочек с водой разного цвета;
    • Пеналы для составления схем и кассы для каждого;
    • Длинная и короткие полоски для составления схемы на доске;
    • Мяч;
    • Синие, зелёные, красные звёздочки по 6 штук.

    Предварительная работа:

    • Логопедические занятия по обучению грамоте;
    • Разучивание физминутки «Цирк-шапито»;
    • Подготовка Ромы к показу фокуса.
    1. Организационный момент.

    Приветствие (дети здороваются с гостями, садятся за столы).

    Логопед: - Ребята, вы любите цирк? (Да)

    - Сегодня наше занятие будет не обычное – мы увидим цирковое представление и сами в нём поучаствуем.

    Цирк на всей большой планете

    Любят взрослые и дети.

    Интересное явленье –

    Цирковое представленье.

    Здесь и звери, здесь и люди,

    Клоун ездит  на верблюде,

    А медведи, а медведи,

    Ездят на велосипеде.

    Шарики жонглёр кидает,

    Силач гири поднимает,

    Повезло сегодня вам,

    Цирк идёт сегодня к нам!

    Показ слайд-шоу под  марш И. Дунаевского из к/ф «Цирк».

    2. Составление предложений по сюжетным картинкам. 

    Л.: - Первый номер программы – дрессированные звери. Посмотрим, чему же научил зверей дрессировщик.

    Показ слайдов, составление предложений, подсчёт количества слов в предложении, выделение предлога. 

    - На чём едет медведь? (Медведь едет на мотоцикле.)

     СЛАЙД № 1

    - Что делает горилла? (Горилла идёт по канату.)

     СЛАЙД № 2

    - Где спрятался кролик? (Кролик спрятался в шляпе.)

     СЛАЙД № 3

    3. Слоговой анализ.

    Дети стоят перед ковролином,  подходят по очереди, выбирают и прикрепляют по  одной картинке.

     Л.: - Аты-баты, аты-баты – выступают акробаты (демонстрируется картинка с акробатической пирамидой). Этот номер называется акробатическая пирамида.

      А мы с вами сейчас поможем  зверям построить пирамиду, только она будет не совсем обычная, слоговая.  Внизу 4 места, значит здесь будут стоять звери, названия которых из 4х слогов (черепаха, обезьяна, антилопа, гиппопотам). Выше  3 места, значит здесь будут звери, названия которых из 3 слогов и т.д. (бегемот, носорог, крокодил), 2 (верблюд, зебра, лошадь), 1 (рысь).

    4. Зрительный гнозис и мелкая моторика.

    Дети сидят за столами. Л.: - Наши следующие гости заводные, озорные, очень весёлые. Но, к сожалению, они всё время ссорятся. Они хотели, чтобы вы сами прочитали кто они, но пока ссорились, стёрлись части букв. Давайте допишем буквы и прочитаем, кто к нам  придёт сейчас. Но, прежде, чем вы начнёте писать, разогреем наши руки. Возьмите карандаш и покатайте между ладошками. разогрелись и готовы правильно дописать буквы. Дети дописывают буквы и читают слово: клоуны.

    еперь ваши руки         5. Согласование числительных с существительными (проводится с мячом). Дети встают полукругом.

    Л.: - Правильно, следующие у нас в гостях – весёлые клоуны. Сколько же их придёт? Неизвестно. Давайте предположим, что их будет два. Как правильно сказать? К нам придут … (ребёнок, поймавший мяч, договаривает: два весёлых клоуна).

    - А может быть к нам придут три …  и т.д.

    6. Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

    Дети стоят, подходят по очереди к ковролину, берут  по одной картинке и «отдают» нужному клоуну.

    Это клоун Бим, а это клоун  Бом. Бим любит все слова, которые начинаются на мягкий звук, а Бом -  на твёрдый. Помогите им разобрать картинки. Те, которые начинаются на мягкий звук,  Биму в зелёную коробочку, на твёрдый – Бому, в синюю коробочку.

    Клоуны обрадовались, хотят с вами поиграть.

    7. Физминутка.  Дети встают в круг.

    Речь с движением:

    В парке раскинулся круглый шатёр, ( показывают круг руками).

    В центре шатра расстелили ковёр, ( присаживаются, имитируют как расстилают ковёр).

    Мимо пройти не захочет никто,  (встают, показывают отрицательный жест рукой).

    Все приглашаются в цирк-шапито. (показывают пригласительный жест руками)

    Здесь лошадки танцуют вприсядку, (ставят руки на пояс, приседают).

    А собачки решают задачки. (пальцы у висков, изображают мыслительную деятельность).

    Всем здесь весело, всем интересно. (разводя руки, полуповорачиваются вправо-влево).

    Занимайте, пожалуйста, кресло.  (идут на свои места).

    8. Составление слов из перемешанных букв.

    Дети сидят за столами, один ребёнок выходит, чтобы прикрепить буквы в правильном порядке.

    Вот жонглёр,

    Он очень ловкий,

    Может он без остановки

    Шарики бросать, ловить,

    Ни одного не уронить.

    На ковролине: жонглер подбрасывает в воздух 5 шариков, на шариках буквы, в следующем порядке: ф, к, с, о, у.

    - Ребята, подумайте, и составьте из этих букв слово, которое и подскажет нам следующий номер нашей цирковой программы.(фокус)

    - Проверим:  СЛАЙД № 4

    - Правильно, ребята.

    9. Составление схемы слова.

    Дети сидят за столами.

    Л.: А сейчас я превращу в фокусника Рому.

    «Вокруг себя повернись, фокусником становись», надевается мантия и цилиндр.

    Фокус с водой (по две бутылочки каждого цвета).

    Рома: Есть в бутылках у меня волшебная вода.

    Ты вода – водичка, друг ты мой прекрасный,

    Стань моя водичка, не простой, а красной.

     Ты вода – водичка, светлая, как иней,

    Стань моя водичка, не простой, а синей.

    Ты вода – водичка, друг ты мой студёный,

    Стань вода-водичка не простой – зелёной.

    Л.: - Спасибо, фокусник, нам очень понравилось. Правда, ребята? (Да).

     Теперь обратное превращение. «Вокруг себя повернись, и в Романа превратись».

    Л.: -  Посмотрите, ребята, вода в бутылочках стала трёх цветов, которые мы используем для составления схем слов. Красным обозначаем – (дети: гласные звуки), синим – (дети: твёрдые согласные), зелёным – (дети: мягкие согласные) - Посмотрите на нашего следующего гостя – это учёный питон  СЛАЙД № 5.

     Он предлагает вам с помощью этих цветных бутылочек составить схему слова  – питон.

    - Составим? (Да)

    - Только нам для составления схемы слова нужны ещё полоски. Длинной мы обозначим, что питон – это слово, короткими - сколько в этом слове слогов. Дети по цепочке отвечают на вопросы логопеда, логопед выкладывает схему на доске, дети индивидуально за столами.

    III. Итог занятия.

    Л.: - Цирковое представление подошло к концу. Мы составляли  предложения про зверей, делили слова на слоги,  помогали клоунам разобрать картинки,  составили схему для питона. Поиграли и позанимались. Теперь наше необычное занятие подошло к концу. Вам было интересно?(Да)

    - Подумайте, было ли вам  легко выполнять задания? Сейчас я подойду к каждому из вас со звёздочками.

    Кому было интересно и легко – возьмите красную звёздочку,

    Кому было интересно и немного сложно – возьмите зелёную звёздочку,

    Кому было сложно – возьмите синюю звёздочку.

    Дети выбирают звёздочки.

    А теперь прикрепите свои звёздочки на ковролин.

    Логопед подводит итог, если все звёздочки красные:

    - Посмотрите, у нас все звёздочки красные. Всем было интересно и легко. Молодцы, ребята. (Если будут синие или зелёные звёздочки спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого задание уже не будет трудным).

    -А теперь пришло время возвращаться в группу, попрощайтесь с гостями.

    Дети прощаются и уходят в группу под марш И. Дунаевского из к/ф «Цирк».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

    Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

    Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»

    Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1.     Закрепить навыки раз...

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме: "Вежливые слова".

    Закрепление знаний и умений использования в речи вежливых слов. Закрепление узнавания, выкладывания и чтения гланых букв (а, о, у, и)....