Конспект НОД по обучению грамоте « Согласный звук [Ш]. Буква Ш».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Нацыбулина Людмила Геннадьевна

Знакомство с буквой Ш, формирование правильного произношения звука  [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. Определение  количества слогов и выделение ударного слога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obuch.gr-te_zvuk_i_bukva_sh.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

« Согласный звук [Ш]. Буква Ш».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: познакомить с буквой Ш, формировать правильное произношение звука  [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Задачи:  Упражнять в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже.

Учить подбирать к словам определения и слова, обозначающие действие;

Определять  количество слогов и выделять ударный слог; подбирать слова, сходные по звучанию;

Оборудование: набор картинок (шар - шары, мак - маки, лук – (много) лука, ложка – ложки) ; карточка с буквой «Ш», буквы – заготовки буквы Ш на каждого ребёнка,  простые и цветные карандаши, тетради; карточки – заготовки с изображением разноцветных нитей.

Ход занятия:
1. Игровое упражнение «Один - много»  

    Педагог показывает детям картинки:

- Это … шар, а это …(шары). Здесь много …(шаров). Какого цвета шары?  (Красные, синие, зеленые). Как одним словом сказать, что все шары разного цвета?  (Разноцветные).

- Это … мак, а это …(маки). В букете много…(маков). Какие они? (красные).

- Что еще бывает красным? Как вы понимаете выражение  «красная девица»? Где вы встречали это выражение? В каких сказках?

- Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это …лук.  Какой он?  (Желтый,  сочный, горький, полезный). В корзине много чего?  (Лука).

- Подберите слова, сходные по звучанию со словами:

Шар (пар, дар);  мак (лак, рак);  лук (жук, бук).

- С какого звука начинаются слова шар, мак, лук?  (Ш, М, Л)

- Сколько слогов в этих словах?  (1)

Педагог показывает картинку с ложками.

- Что это? Чего здесь много?

2. Фонетическая зарядка

1. Как шипит змея?  (Ш-ш-ш)

2. Как шипит гусь?  (Ш-ш-ш)

3. Как зовут смешного человека из английской народной песенки, который похож на яйцо? (Шалтай - Болтай).

4. Что надеваем мы зимой, чтобы не замерзнуть? Какие теплые вещи? (Шубу,  шапку, шарф).

5. Какой звук вы слышите в начале  этих слов (звук Ш). Какой это звук?

Ш – согласный звук, шипящий (так шипят гуси). Этот звук можно тянуть долго и произнести кратко. Его нельзя произнести громко. И никогда этот звук  не произносится мягко.

3.Артикуляционная гимнастика    

Учим скороговорку:    Шустрым мышонком шуршит тишина.

Дети определяют  местоположение звука  Ш  в каждом слове скороговорки.

4. Физминутка «Кузнечики»

                      Поднимайте  плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушаем.

Тише, тише.  Высоко,

Прыгай на носках легко.

5. Игровое упражнение  «Доскажи словечко»

6. Д/у «Волшебное заклинание».
ша – шо – ша    аш – аш – ош     ше – ша – ше

ши – ши – шу   уш – ыш – уш    шо – ше – ша

шо – ша – шо    ош – аш – ош     уш – уш – ша

ша – ши – шо    уш – ыш – ош    иш – аш – иш
7. Знакомство с буквой Ш.
а)
 показ буквы – Ш .

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

 Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

- Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш.

8. Игровое задание «Чудесные палочки».

 Выкладывание  буквы  Ш из палочек. Сколько элементов в написании буквы?

- На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.

 б) работа в тетрадях: - печатание букв Ш ш; - печатание слов под диктовку: каша, пушка, кошка, мишка; - звукобуквенный и слоговой анализ слов: уши, шишка (знакомство с правилом написания «ши»).
9. Анализ занятия в форме беседы - диалога по содержанию занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".

Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....

Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение глас...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект занятия по обучению грамоте "Планета звуков и букв".

Занятие по обучению грамоте в старшей группе....

Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"

Обобщающее занятие: «Гласные звуки и буквы»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы]....

Обучение грамоте "Согласный звук и буква М"

НОД "Обучение грамоте" по ФГОС ДО...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: "Согласный звук Д, буква Д, д"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376250","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...