Перспективное планирование по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ФФН (2 год обучения)
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Повалюхина Инна Алексеевна

Примерный перспективный план работы по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием речи (подготовительная к школе группа) - 2 год обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №63»

Городского округа город Воронеж

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Подготовила

Учитель-логопед МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №63»

Повалюхина И.А.

1КК

 

Воронеж

2016 

Тема занятия (НОД)

Цель и задачи

Оборудование

Лексическая тема

1

 

Формирование представлений о звуках.

Понятие «речевой звук»

Формирование представления о звуковых способах передачи сообщений. Освоение представления о понятии «звуки речи». Развитие предпосылок умения устанавливать  последовательность звуков в слове на основе условных обозначений

Сюжетные, предметные картинки,

мяч

Детский сад /Игрушки

2

 

Звук и буква Аа.

Понятие «гласный звук»

Развитие умения различать звук [а]  в словах. Освоение представления об  отличительных особенностях и  характерных признаках гласных

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые домики, значки – символы красного цвета

Овощи / Фрукты

3

 

Звук и буква Уу.

Развитие умения различать звук [у]. Развитие умения распознавать эту букву в слоге, слове, выполнять звуковой анализ слов

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые домики, значки – символы красного цвета

Фрукты / Ягоды

4

 

Звук и буква Ии.

Развитие умения различать звук [и]. Развитие умения распознавать эту букву в слоге, слове, выполнять звуковой анализ слов

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые домики, значки – символы красного цвета

Ягоды / Грибы

5

 

Звук и буква Оо.

Развитие умения различать звук [о] в словах и сопоставлять со звуком [у]. Развитие умения распознавать эти буквы в словах, выполнять звуковой анализ слов

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые домики, значки – символы красного цвета

Перелетные птицы

6

 

Звуки  и буквы

Аа, Уу, Оо, Ии 

Развитие умения соотносить гласные звуки и обозначающие их буквы

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые домики, значки – символы красного цвета

Дикие животные осенью

7

 

Звук и буква ы.

Дифференциация

и – ы

Развитие умения различать звуки [и] и [ы] в словах, проводить звуковой анализ и синтез. Формирование умения сотрудничать при работе в парах и минигруппах

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые домики, значки – символы красного цвета

Домашние животные и птицы  осенью

8

 

Звук и буква

Мм. Понятие

«согласный звук»

Развитие умения различать звуки [м] и [м`] в слогах, словах и обозначать их буквами. Формирование умения читать слоги и слова с изученными буквами

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Моя страна

4 ноября – День народного единства

9

 

Звук и буква Нн

Развитие умения различать звуки [н] и [н`] в словах и обозначать их буквами Нн. Формирование умения работать самостоятельно

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Мой город.

10

 

Звук и буква Хх

Освоение способов выделения согласных звуков [х], [х’] и  фонетического анализа звуков. Осмысление алгоритма фонетического анализа звуков [х], [х’]. Формирование умений пересказывать прослушанный текст по опорным словам

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Транспорт.

ПДД

11

 

Звук и буква Кк

Развитие умения различать звуки [к] и [к`] в слогах, словах и предложениях,  обозначать их буквами Кк. Формирование умения выделять заданные звуки из речи, проводить звуко – буквенный анализ слов

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Моя семья

День Матери

12

 

Звук и буква Тт

Развитие умения различать звуки [т] и [т`] в слогах, словах и предложениях, обозначать их буквами Тт. Формирование представления о многозначности некоторых слов.

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Мой дом. Моя квартира.

13

 

Звук и буква Пп

Развитие умения различать звуки [п] и [п`] в слогах, словах и предложениях, обозначать их буквами Пп.

Формирование умения читать двухсложные и  трёхсложные и слова

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Мебель. Части мебели.

14

 

Звук и буква Вв

Развитие умения различать звуки [в] и [в`] в слогах, словах и предложениях, обозначать их буквами Вв.

Формирование представления о разнице в произношении и написании слов в русском языке (оглушение согласных в конце слова)

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Бытовые приборы / Оргтехника

15

 

Звук и буква Гг

Развитие умения различать звуки [г] и [г`] в слогах, словах и предложениях, обозначать их буквами Гг.

Формирование представления о парных согласных по глухости – звонкости. Развитие умения подбирать слова, противоположные по значению

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Посуда/Продукты питания

16

 

Дифференциация

«гласный – согласный звук», «звук – буква»

Формирование умения различать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа

Развитие умения проводить звуко – буквенный анализ и синтез. Развитие умения составлять рассказ по картинке с помощью опорных слов

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Новый год

17

 

Звук и буква Бб

Развитие умения различать звуки [б] и [б`] в слогах, словах и предложениях, обозначать их буквами Бб. Развитие умения наблюдать за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на парный согласный звук

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Зимние забавы /

Зимняя одежда (обувь)

18

 

Звук и буква Дд

Развитие умения различать звуки [д] и [д`] в слогах, словах и предложениях, обозначать их буквами Дд.

Развитие умения проводить звуковой анализ слов.

Развитие умения наблюдать за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук. Развитие речевых умений: подбирать заголовок к тексту. Формирование умения делить текст на части

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Животные наших лесов зимой /

Зимующие птицы

19

 

Звук и буква Фф

Развитие умения различать звуки [ф] и [ф`] в слогах, словах и предложениях, обозначать их буквами Фф.

Формирование умения составлять звуковые модели слов и делать звуковой анализ слов по их моделям.

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

25 января - День памяти – Освобождение Воронежа от немецко – фашистских захватчиков

20

 

Звук и буква

Йй

Освоение способов выделения согласного звука [й’] и его  фонетического анализа. Осмысление алгоритма фонетического анализа звука [й’].

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленых для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Русские богатыри

21

 

Звук и буква Сс

Развитие умения различать звуки [с] и [с`] в слогах, словах и предложениях, обозначать их буквами Сс.

Формирование умения составлять звуковые модели слов и делать звуковой анализ слов по их моделям.

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Военные профессии

22

 

Звук и буква Зз

Развитие умения различать звуки [з] и [з`] в слогах,  словах и предложениях, обозначать их буквами Зз.

Формирование умения составлять описание по опорным словам, рассказывать сказку, делить текст на части

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Военная техника

23

 

 Дифференциация

С – З

понятие «звонкий – глухой звук»

Освоение представления о парных согласных по глухости - звонкости Развитие творческого воображения, умения связывать слова по смыслу.

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

День защитника Отечества

24

 

Звук и буква Лл

Развитие умения различать звуки [л] и [л`] в слогах, словах и предложениях, обозначать их буквами Лл

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Мой папа/

Мой дедушка

25

 

Звук и буква Лл

Развитие умения дифференцировать сонорные звуки.  Развитие умения различать звуки [л] и [л`] в словах и обозначать их буквами Лл

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Весна.

8 марта - МЖД

26

 

Звук и буква Шш

Освоение представления об особенности звука [ш], как твёрдого звука, не имеющего парного мягкого звука. Формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ.

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий для обозначения согласного)

Слоговые таблицы

Народная игрушка

27

 

Звук и буква Жж

Освоение представления об особенности звука [ж], как твёрдого звука, не имеющего парного мягкого звука. Формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. Формирование индивидуального стиля деятельности

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий для обозначения согласного)

Слоговые таблицы

Народные промыслы

28

 

Буква Ее

Буква Ёё

1 способ обозначения мягкости предыдущего согласного. Формирование умения читать буквы Ее, Ёё с учётом их позиции в слове.

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Устное народное творчество

29

 

Буква Яя

1 способ обозначения мягкости предыдущего согласного.

Формирование умения читать буквы Яя с учётом её позиции в слове. Формирование положительного отношения к чтению. Развитие умения составлять рассказ по картинке с помощью опорных слов. Осмысление алгоритма фонетического анализа слов с буквой Яя. Формирование дружелюбного отношения к окружающим.

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Народные игры, забавы

30

 

Звук и буква Цц

Освоение представления об особенности звука [ц], как твёрдого звука, не имеющего парного мягкого звука. Формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ.

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий для обозначения согласного)

Слоговые таблицы

Возвращение перелетных птиц.

12 апреля – День Космонавтики

31

 

Звук и буква Рр

Развитие умения различать звуки [р] и [р`] в слогах, словах и предложениях, обозначать их буквами Рр. Формирование умения строить рассказ по опорным словам

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Животные (дикие /домашние) весной  и их детеныши

32

 

Звук и буква Чч

Освоение представления об особенности звука [ч], как мягкого звука, не имеющего парного твердого звука. Формирование умений слышать и слушать, формулировать свой ответ.

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, зеленый для обозначения согласного)

Слоговые таблицы

Домашние птицы и их птенцы

 

33

 

Звук и буква Щщ

Освоение представления об особенности звука [щ], как мягкого звука, не имеющего парного твердого звука. Формирование умений слышать и слушать, формулировать свой ответ.

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, зеленый для обозначения согласного)

Слоговые таблицы

9 мая – День Победы

34

 

Буква Юю

1 способ обозначения мягкости предыдущего согласного. Освоение способов определения  звуков [й’]  и [у], когда они обозначены буквой Ю. Установление соответствий между звуками  [й’] и [у] и буквой Ю.

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Комнатные растения

35

 

Звук и буква Ээ

Освоение представления различать звук [э] в слогах, словах и предложениях . Формирование умения в познавательной мотивации

Предметные картинки, мяч

Колокольчики,

Звуковые линейки,

Значки – символы (красный – для обозначения гласных, синий и зеленый для обозначения согласных)

Слоговые таблицы

Цветы весной/Насекомые

36

Повторение

Закрепление ранее пройденных звуков и букв

Развитие умения читать слова с изученными буквами на материале устного народного творчества. Формирование языкового мышления, развитие образного и абстрактного логического мышления, интуиции.

Тексты для чтения

Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему "Большие буквы" (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).

Программное содержание:Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.Закрепить умение читать слоговую таблицу.Закрепить ...

«Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста

Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста...

Перспективный план «Обучение грамоте» для детей старшего дошкольного возраста.

Часть, формируемая участниками ООПерспективный план «Обучение грамоте» для детей старшего дошкольного возраста.  №п/пТемаЗадачиМатериалыИсточник1«Звучащее слово»Ознакомление со звучащи...

Перспективное планирование по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ФФН (2 год обучения)

Примерный перспективный план работы по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием речи (подготовительная к школе группа) - 2 год обучения...