Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

    Антонова  Надежда Николаевна

    Конспект занятия для автоматизации правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_na_stranitsu_azbuki.docx20.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.
    Воспитатель.
     Антонова Надежда Николаевна
    Цель:  автоматизация правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.
     Задачи:
     Коррекционно-образовательная:
      - закрепить правильное произношение звука [ж], познакомить детей с буквой Ж.
    Коррекционно-развивающие:
    - продолжать развивать фонематический слух и восприятие;
    - навыки звукового анализа и синтеза;
    - умение употреблять приставочные глаголы, согласовывать числительное с именем существительным;
    -  развивать логическое мышление, внимание, память, правильную и последовательную речь дошкольника.
    Коррекционно-воспитательная:
    - воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи;
    - умение слушать других.
    Материалы: картинки из серии звук[ж];фишки для звукового анализа; буква Ж; игрушка – жук.
    Ход занятия. (Воспитатель приглашает детей в круг.)
    Воспитатель. Круг широкий вижу я, встали все мои друзья.
    Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево,
    В центре круга соберемся, и на место все вернемся.
    Улыбнемся, подмигнём и занятие начнём.
    Воспитатель. Сейчас сядет тот, кто прочитает слово на доске:
    МЫШКА, КОШКА, КАМЫШ, ШАПКА, МАША, ПЕТУШОК, МАШИНА, ПОДУШКА, ШАЛАШ, ШУБА.
    (автоматизация изученного на предыдущем занятии звука [Ш]).
    Воспитатель. Сегодня у нас необычное занятие. Как вы знаете, в волшебной стране королевы Азбуки живут звуки, буквы, слоги и слова.
    Сегодня  утром  я получила письмо от королевы Азбуки.
    Королеве Азбуке нравится играть со своими друзьями в разные игры.
    Так она играла со звуками, и они спрятались от Азбуки в звучающее слово, которое улетело от неё. Она просит нас о помощи.
    Поможем вернуться звукам и словам к Азбуке.
    Дети. Да.
    Воспитатель. Для начала сделаем гимнастику для язычка, чтобы он стал сильным, его работа нам сегодня очень нужна.
    Артикуляционная гимнастика.
    «Хоботок»
     Выполнение. Губы и зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.
    Методические указания. 1. Следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени. 
    «Чашечка
    » Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. выполнять 5 – 6 раз.
    Методические указания. 1. Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх.
    2. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).
    «
    Лошадка»
    Выполнение. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз.
    Методические указания. 1. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
    2. Кончик языка не должен быть вытянут и заострён.
    3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
    Воспитатель. Молодцы!
    Свои ушки напряги, третий звук мне назови:  лужа, ножик, сижу, рыжик, может, ложа, тужу, бежит, пожар, лыжи, кожа, лужок.
    Какой звук вы услышали? (Дети отвечают.)
    Воспитатель. Молодцы, сегодня мы будем говорить о звуке [ж], познакомимся с буквой, которая его обозначает.
    Характеристика звука [Ж] -  согласный, всегда твердый, звонкий.
    Каким цветом обозначается этот звук?
    Давайте поселим звук в замок.  
    Воспитатель. Вместе со звуком [ж] сбежали звуки [у],[к].
    Подумайте, в какое слово убежали эти звуки?
    Воспитатель. Слушайте внимательно [ж],[у],[к].
    Дети. Жук.
    Назовите все звуки в этом слове по порядку, чтобы по звуковой дорожке слово «жук» могло вернуться на страничку Азбуки.
    Звуковой синтез и анализ слова «жук»
    Воспитатель.
     А вместе со словом «жук» от азбуки сбежали слова (картинки из серии звук (ж)).
    Произнесение слов со звукам (ж).
    Например: жаба ,жёлудь, жук, кожа ,жёлтый, ежи, лужа, флажок, ужи, снежок, лыжи, ножи и др.
    Деление слов со звукам [ж] на слоги.
    Слова
     : жадина, жучка, лужа ,кожа ,  сажа, дождик , лыжник, пижама.
    Воспитатель.
    Предлагаю поиграть в игру «Запомни, повтори» 
    Жаба – лыжи – пожар – денежка.
    Денежка – лыжи – жаба – пожар.
    Пожар – лыжи  - денежка – жаба
    Лыжи - жаба – пожар – денежка.
    Воспитатель. Королева Азбука  приготовила вам задания, которые вы должны выполнить. А еще у нее для вас наказ: «Говорить всегда красиво, четко и неторопливо».
    1.Задание «Посчитай-ка». Согласование числительного с существительным. Считаем предметы, которые дети увидели на картинках, при этом показываю им цифры 1 2 5 (один жираф-два жирафа – пять жирафов).
    2.«Загадочные картинки».  Воспитатель  показывает лист бумаги, на котором нарисованы контуры различных предметов со звуком  [ж].
    Дети, выбирая предмет, четко произносят звук [ж]. (Я вижу жирафа… и т. д.).
    Физкульминутка.
    Подвижная игра
     «Медведь и пчелы». Дети (пчёлки) жужжат, бегая по группе, а медведь их догоняет. (Медведя заранее выбирают и надевают на него маску).
    Воспитатель. Предлагаю послушать и заучить  скороговорку о еже.
    (Иллюстрация к скороговорке о еже.)
    Ель на ёжика похожа,
    Ель в иголках, ёжик тоже.
    Бедный ёжик ёжится-
    Всё ему неможется.
    И синеет кожица -
    Так ему неможется.
    Выделение из скороговорок слов со звуком Ж,  звуко - слоговой анализ, схемы этих слов
    Игра «Кто внимательный?»
     
    Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.
    Слова: ужи, стрижи, кошка, ножницы, цапля, ежи, снежинка, лыжи, жук, жамок, лиса, карандаш. (Дети отвечают по одному.)
    Знакомство с буквой Ж
    Воспитатель.  Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву).
    Мы помогли звукам и словам вернуться на страничку Азбуки, нам осталось только для нашего согласного, твёрдого, звонкого звука [ж] найти домик – букву.
    Послушайте, какие стихи сочинили про эту букву Азбука.
    Эта буква высока,
    Эта буква широка,
    И при этом словно жук
    Издаёт жужжащий звук.
    Вместе с жуком найдите эту букву и поместите на страничку Азбуки.
    (Дети выполняют.)
    Задание
    1.Выкладывание буквы из семян и спичек;

    2.Работа в кассах (домик для буквы Ж);

    3. Печатание слов: жаба, жуки.
    Воспитатель
    . Вы молодцы, хорошо произносили звук[ж ], правильно выбрали его портрет, помогли вернуться звукам и словам на страничку Азбуки. Азбука приготовила вам сюрприз – букву Ж.Будешь её дома обводить и закрашивать.
    - Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?

    - С каким новым звуком и новой буквой мы сегодня познакомились?
    -Что вы интересного для себя узнали сегодня?( Ответы детей.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД Образовательная область "Музыка" Путешествие в осенний лес" для детей подготовительной к школе группы

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» «Путешествие в осенний лес» (для детей подготовительной к школе группы)с использованием здоровьесберегающих т...

    Конспект тематического музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих и ИК-технологий Тема: «Путешествие на планету насекомых» для детей подготовительной к школе группе

    Занятие было удачно проведено на чужих детях в рамках областного конкурса. Если кого-то заинтересует буду рада поделиться  музыкальным и видео материалом....

    «Путешествие в природу» ОД для детей подготовительной к школе группы.

    Данная интегрированная образовательная деятельность будет интересна и родителям, и воспитателям....

    Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства».

    Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства»....

    Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы "Юные экологи спешат на помощь"

    Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением. Занятие уточняет и расширяет представления детей о живой и неживой природе, учит внимательно и бережно относиться к окружаю...

    Образовательная ситуация с элементами познавательного и социально – коммуникативного развития по теме: «Путешествие в город Профессий» для детей подготовительной к школе группы

    Современное занятие с учетом ФГОС ДО.Форма проведения:Образовательная ситуация  с элементами познавательного и  социально-коммуникативного развития....

    Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в мир знаний" для детей подготовительной к школе группы

    Конспект НОД по обучению грамоте для детей   подготовительной группы. Тема: «Путешествие в мир знаний»...