Обучение грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Людмила Александровна Цыганкова

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvarium.docx14.88 КБ
Файл seminar.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию в разновозрастной группе Работа с «Аквариумом»

Цель: развивать единый темп и ритм в тех видах общегрупповой работы, в которой необходимо согласование действий и сопровождающих их речь; закреплять написание твёрдых и мягких согласных после гласных, определение гласных по губам; закреплять умение детей свободно ориентироваться в «Аквариуме»; продолжать работу по закреплению счёта; проводить соответствующую словарную работу.

Материал к занятию: карточки с изображением чисел: 1-7, 8-14, 15-21, 22-31; изображение лиц девочек, у которых рты открыты при произношении звуков: о, а, у, и; таблица «Аквариум»; обручи – 4 штуки.

Ход образовательной деятельности

Дети входят в группу.

Воспитатель: сегодня мы с вами поиграем в игру «Найди свой домик». На полу лежат 4 обруча, в них карточки с изображением чисел 1-7, 814, 15-21, 22-31. Каждый из вас знает число своего дня рождения.Пожалуйста, найдите домик, где живёт ваше число.

Дети встают в те домики, где живёт их число.

Воспитатель: Почему вы встали именно в этот домик?

Дети:

Воспитатель: Какие числа пропущены при написании ваших чисел в домиках?

Дети:

Воспитатель: Пока вы искали свои домики к вам в гости пришли девочки. Девочки хотят сказать вам какие-то звуки (О, А, У, И).

Дети угадывают, какие звуки произносит девочка, и берут её к себе.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, после каких согласных пишется тот звук, который произносит ваша девочка?

Дети: А, О – после твёрдых У, И – после мягких.

Воспитатель: А теперь вам нужно придумать имя своей девочке и зашифровать его на листочке. Работа по «Аквариуму».

Воспитатель: Спасибо, вы молодцы! А теперь скажите, что мы делали вначале занятия? Середине? В конце?



Предварительный просмотр:

О педагогическом

потенциале микрогрупп

 Очевидно, что во время занятий в старшей и подготовительной группе детского сада деление детей на микрогруппы (или малые группы) является приёмом, возвышенным до принципа.

 Предоставленные сами себе, дети в группе 15-20 человек естественным образом делятся на микрогруппы по 3-6 человек. Евгений Евгеньевич Шулешко обратил внимание на то, что, как правило, в педагогической работе воспитатели и учителя редко видят и используют большие возможности таких микрогрупп. Хотя именно в них таятся корни успеха учебного процесса.

Уникальные условия для детской самостоятельности

 Как в сложившихся микро группках, так и в заново возникающих при игровом делении детей (с помощью, например, считалочек)внутренние взаимоотношения являются спокойно-деловыми, то есть нормальными. Дети либо уже связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А все это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было друг другу передавать, помогая приятелю или сверстнику, то есть поддерживая его начинания.

 Внутри такой группы возникают по-человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для позитивного сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, умениями и знаниями своего друга. Шулешко подчеркивал крайнюю необходимость возникновения таких ситуаций, когда ребёнок как член группы сравнивает себя с каждым другим ее членом, выясняя и его мнение о себе, и свое о нем. В такой ситуации происходит скачок в развитии самосознания1.

 Опыт проведения практических семинаров по социо-игровой педагогике, когда на занятиях взрослые учителя-воспитатели на себе испытывают действие излагаемых приёмов-принципов и изнутри, в роли детей, познают механизм их действия, показал, что работа в микрогруппах значительно активизирует даже, казалось бы, уже достаточно развитое самосознание у взрослых. Микрогруппа позволяет взрослому, так же, как и ребёнку, самому определять цель своих действий (в предложенных рамках общей работы), искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей и проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

Выяснение ребёнком собственных возможностей

 Для развития детей, как мы знаем, особое значение имеет формирование личного багажа для оценки ребёнком своих возможностей. Большое число решений ему надо попробовать и перепробовать на практике. И о их целесообразности он сможет судить лишь при возможности сравнить себя с другими, а результаты своих действий — с успехами или неуспехами других детей.

 Евг.Евг.Шулешко справедливо отмечал, что оценка, выработанная собственными усилиями ребёнка, гораздо эффективнее способствует дальнейшей активизации, чем оценка со стороны воспитателя — хорошонехорошо. Поэтому с позиций социо-игровой педагогики объяснения воспитателя, его предписания и оценки действий детей являются наименее желательным способом организации их работы и их общения друг с другом. Детей увлекают не предлагаемые им со стороны «способы упорядочивания представлений», а сама возможность проявлять свою инициативу и направлять ее на формирование своих новых представлений или на применение тех, что уже были сформированы.

 Социо-игровые технологии обучения стимулируют развитие у детей умений свободно обсуждать интересующие их вопросы, следить за развитием общего разговора и за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно.

 Шулешко отмечал, что, к сожалению, весь ход традиционного воспитания и обучения часто формирует у детей и педагогов совсем другие привычки и установки. Главными положительными качествами детей их воспитатели обычно считают послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность.  А основной культивируемой в официальной педагогике формой совместного поведения — является всего лишь поведение в диаде «ребёнок — воспитатель». Например,

  • воспитатель дал инструкцию — ребёнок выполнил ее более или менее успешно;
  • у ребёнка возникли трудности — воспитатель помог;
  • ребёнок огорчен чем-то, скучает по дому — воспитатель приласкал его, отвлек, утешил.

 Дружеские связи детей, их склонность играть и действовать вместе, конечно, тоже оцениваются положительно, но они обычно не являются предметом целенаправленного воспитания.  В результате невольно возникает разобщенность детей. Каждый из них смотрит на воспитателя как на главный источник поощрения и порицания, приспосабливаясь к его требованиям в меру своих (и его) особенностей. А вот его приятельские отношения со сверстниками начинают восприниматься как нечто неважное, относящееся ко второстепенным обстоятельствам жизни детского сада.

Обыкновенное чудо «Волшебной палочки»

 Обратимся к практике социо-игровых технологий. Все дети объединились в группки по 3 человека. Воспитатель достает «волшебную палочку» (женский зонтик сложенный в чехол),которая будет ходить по кругу от одной тройки к другой. Для того, чтобы передать, «волшебную палочку», тройка, посовещавшись, должна дружным хором назвать то, что находится в комнате и окрашено в белый цвет.

 Первые тройки легко называют: потолок, окно, дверь, а четвертой тройке приходится подумать, посовещаться, поводить глазами по сторонам. Наконец, нужное найдено: белые носки. Это окрыляет следующие тройки, которые тут же находят белую рубашку, белый бантик, белый подоконник, белую лампу…

 Опять заминка. Совещаются в это время все. Все ищут, что соседние тройки ещё не называли. А таких предметов находится все больше и больше… Обнаруживаются и белые пуговицы, и белые цветы на платье, и белая подошва

 «Волшебная палочка» уже в третий раз обходит тройки по кругу, но число замеченных (или открытых) в комнате предметов белого цвета не уменьшается. Да и желание продолжать состязание у детей не иссякает…

 Вспомним о 133 преследуемых зайцах. Здесь и развитие речи, и развитие внимания, и тренировка умения слышать других и запоминать услышанное (когда тройка повторяет то, что было уже названо другими, то сами дети без подсказки воспитателя засчитывать их высказывание отказываются и волшебную палочку не принимают). К перечисленному же можно добавить и умение сообща решать задачи. Как и тренировку умения ребёнка увлекаться и быть увлекаемым.

 Во время игры-упражнения «Волшебная палочка» среди детей часто возникают даже вполне научные обсуждения: если была названа белая рубашка, то можно ли засчитать за новый предмет белый воротник этой рубашки; если одна тройка называла белые цветы на платье, то может ли другая тройка назвать белый узор, который возникает из этих цветов на этом же платье (то есть может ли предмет быть частью другого предмета и будут ли засчитываться ранее названные «предметы», если они обозначаются другими словами: цветы — узор).

О численности малых группок

 Особо обратим внимание читателей на рекомендуемое число детей в микрогруппах: от 3 до 6. Работа детей в малых группах такой численности нейтрализует давление лидеров на детей не очень активных. К тому же тихому ребёнку всегда есть возможность уйти от давления лидера в микрокоманде, защитившись окружением детей таких же тихих, как он.

 Наиболее желательно, чтобы воспитатели и учителя на своих занятиях создавали условия для объединения детей по шестёркам.

 Многим педагогам кажется, что большинство заданий удобней проводить по парам или четверкам (если на занятиях используются столики-парты, то два сдвинутых столика создают рабочее место для четверки — две пары сидят напротив друг друга). Но в педагогической работе следует исходить не из удобства для взрослого, а из удобства для детей.

 Евгений Евгеньевич Шулешко отмечал, что в шестёрке каждый ребёнок может найти наиболее выгодные условия для возникновения коллективного делового общения. В большой группе все дети хотя и известны друг другу, но не все близки между собой. Попадая же во время учебных занятий в новые шестёрки, дети расширяют и тренируют свои умения входить в рабочий контакт с известными, но недостаточно близкими сверстниками.

 Важно и то, что во время работы шестёрки часть детей может стихийно обособляться во временную тройку (3+3) или временную пару (2+4 или 2+2+2). Такая вариативность способствует ситуационной деловитости занятий, так как помогает детям обнаруживать, высказывать и сравнивать большее число своих мнений, не застревая на том варианте, который был высказан первым.

 Когда занятия ведутся с использованием столитков-парт, то два-три стола можно сгруппировать так, чтобы возник общий большой стол для шестёрки.

 Воспитателям в течение года на своих занятиях полезно использовать как постоянные шестёрки, так и временные. Через работу в постоянных и временных шестёрках дистанция между разными детьми быстро уменьшается. Одни дети начинают находить подходы друг к другу. Другие открывают в себе ситуационную терпимость (толерантность) и начинают видеть ее пользу для того общего дела, которым заняты все его соседи по малой группке.

Особенности работы детей в микрогруппках

 Дети, как и взрослые, по отношению к некоторым сверстникам менее обидчивы, когда те их не понимают. К тому же устойчивые приятельские отношения у каждого складываются по-своему. Но и то, и другое протекает более гладко в условиях малой группки (микрогруппы или микросоциума).

 Малая группка меняет характер поведения ребёнка. Поэтому и в общении с воспитателем (или учителем) он становится более покладистым.

 По меткому замечанию Евг.Евг.Шулешко в малых группках ребёнок научается признавать мнение своего ближайшего окружения и поддерживать его, не нарушая, а согласовывая свои устремления с действиями товарищей.

 Подчеркнём, что для детей весьма привлекательными становятся ситуации, в которых всей малой группкой можно реализовать совместные поиски («пробующие действия»). Но достаточно пресечь эту мотивацию, как то же самое дело для детей окажется уже непосильным2.

 Шулешко неоднократно отмечал, что ребёнок в разговорах с окружающими то и дело стремится выражать свое отношение к товарищам и другим присутствующим детям. Он стремится самостоятельно оценивать свои неудачи и успехи. Однако ученый подчеркивал, что в большинстве случаев для ребёнка характерна недифференцированная завышенная самооценка. Ребёнка нельзя за это порицать, ибо он относит оценку к своей личности в целом, а не к результату того дела, на котором сосредоточено в каждом данном случае внимание взрослого.

Мудрость традиционных жеребьевок

 Когда педагог сам формирует состав временных шестёрок, то многими детьми его действия ощущаются как навязывание чужой воли. Поэтому для некоторых из них работа в такой (назначенной «свыше»!) шестёрке начинает восприниматься негативно…

 Чтобы избежать этого, лучше всего для деления на команды воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. О традиционных считалочках воспитатель сможет прочесть в статьях «Деление на команды (объединение в малые группы)» и «Выбор водящего (разные виды жеребьёвок)», помещённых во второй части Карманной энциклопедии. Здесь же мы расскажем об одном из вариантов «Разрезанной открытки». А именно «Грибы и лукошки»

 Каждая из четырех-пяти большого формата открыток разрезана на шесть частей (именно  открыток, да к тому же красочных, а не какие-нибудь банальные билетики с геометрическими фигурами или цветной маркировкой). Все части перемешаны и разложены на ковре — это «грибы».

 Каждый «срывает» себе гриб и ищет свою компанию грибников, то есть тех детей, которые держат в руках фрагменты, нужные для составления целой картинки. Каждая компания складывает свои «грибы» в корзинку так, чтобы собралась открытка (корзинкой может стать обруч, лежащий на полу, или составленные вместе два-три столика).

 Подобную форму распределения присутствующих по шестёркам с последующим выбором каждой из них своего рабочего места все дети воспринимают как форму для них абсолютно самостоятельную (то есть независимую от мнения взрослых), что для детского настроя весьма важно. (Попутно отметим, что от билетиков с фигурами и цветными полосками подобный настрой хоть и возникает, но во-первых, не у всех детей, а во-вторых, и гора-а-аздо реже).

Итак, при сборе команд с помощью разрезанной открытки количество пойманных воспитателем дидактических зайцев возрастает. При повторении же этого приёма на занятиях с разными учебными темами разновидности пойманных зайцев будет приятно разнообразить жизнь как самих детей, так и их воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...