Конспект НОД по развитию речи на тему: “В гостях у звуков [В] и [Ф]”
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Нечаева Анна Олеговна

Тема НОД: “В гостях у звуков [В] и [Ф]”

 

Возрастная группа: старшая группа

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Цель:  познакомить детей с приемом определения глухости - звонкости согласных звуков  [В] и [Ф].

Задачи:  

1. Учить детей определять глухость - звонкость согласных звуков;

2. Тренировать детей в дифференциации звуков [В] и [Ф];

3. Тренировать детей в звуковом анализе слова (выделении первого звука в слове, характеристике выделенного звука);

4. Развивать образное мышление, воображение, память.

Методы развития речи:

  1. Наглядные: рассматривание карточек с изображением букв В и Ф, сюжетных картинок на тему “День рождения”.
  2. Словесные: ситуационный разговор, беседа.

Приемы развития речи:

  1. Словесные: объяснение, речевой образец.
  2. Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции.
  3. Игровые: сюрпризный момент.

Форма организации НОД: фронтальная форма.

Материалы:

  • карточки с «подарками» (ваза, фонарь, валенки, варежки, фотоаппарат, факел, флаг, велосипед, ), подарочные коробки вишневого и фиолетового цвета, карточки «Схема слова», карточки с угощениями (ватрушка, суфле, варенье, халва, слива, тыква, фасоль, фрукты, вафли), карточки с нарисованными колокольчиками и соломенными шляпками;
  •  аудиозапись песни «Пусть бегут неуклюже…» А.Тимофеевского,

 В. Шаинского.

Оборудование: музыкальный центр.

Предварительная работа: изготовление карточек с подарками для звуков; знакомство детей с дидактической игрой “Сгруппируй предметы по первому звуку”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_razvitie_rechi.docx10.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: “В гостях у звуков [В] и [Ф]”

Возрастная группа: старшая группа

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Цель:  познакомить детей с приемом определения глухости - звонкости согласных звуков  [В] и [Ф].

Задачи:  

1. Учить детей определять глухость - звонкость согласных звуков;

2. Тренировать детей в дифференциации звуков [В] и [Ф];

3. Тренировать детей в звуковом анализе слова (выделении первого звука в слове, характеристике выделенного звука);

4. Развивать образное мышление, воображение, память.

Методы развития речи:

  1. Наглядные: рассматривание карточек с изображением букв В и Ф, сюжетных картинок на тему “День рождения”.
  2. Словесные: ситуационный разговор, беседа.

Приемы развития речи:

  1. Словесные: объяснение, речевой образец.
  2. Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции.
  3. Игровые: сюрпризный момент.

Форма организации НОД: фронтальная форма.

Материалы: 

  • карточки с «подарками» (ваза, фонарь, валенки, варежки, фотоаппарат, факел, флаг, велосипед, ), подарочные коробки вишневого и фиолетового цвета, карточки «Схема слова», карточки с угощениями (ватрушка, суфле, варенье, халва, слива, тыква, фасоль, фрукты, вафли), карточки с нарисованными колокольчиками и соломенными шляпками;
  •  аудиозапись песни «Пусть бегут неуклюже…» А.Тимофеевского,

 В. Шаинского.

Оборудование: музыкальный центр.

Предварительная работа: изготовление карточек с подарками для звуков; знакомство детей с дидактической игрой “Сгруппируй предметы по первому звуку”.

 

Логика образовательной деятельности:

1.  Вводная часть.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, посмотрите на подоконник! Филин и его друг Воробей принесли нам письмо! Давайте его прочитаем. Ребята, это приглашение на день рождения! Сегодня звуки [В] и [Ф] отмечают свои дни рождения, и они приглашают всех ребят к себе в гости на праздник.

- Ребята, а вы любите ходить на день рождения в гости?

- С чем обязательно приходят на день рождения? (С подарками.)

- Хотите выбрать подарки для звуков?

- Сможете?

2. Основная часть.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором находятся 2 коробки – большая и маленькая. Кроме этого на столе имеются заранее заготовленные карточки, на которых изображены ваза, фонарь, валенки, варежки, фотоаппарат, факел, флаг, велосипед.

Воспитатель говорит, что звук [В] любит все, что начинается со звука [В], а звук [Ф] – любит все, что начинается со звука [Ф].

- Как вы думаете,  какие подарки мы выберем для звука [Ф] ([В])?

 - Почему?

После ответов детей воспитатель предлагает детям в большую коробку положить подарки для звука [В]. Дети самостоятельно выбирают нужные карточки, называют предметы, которые на них изображены и кладут в большую коробку.

- Подарки для какого звука мы положим в маленькую коробку? (Для звука [Ф].)  Дети берут оставшиеся карточки, называют предметы, которые на них изображены и кладут в маленькую коробку.

- Дайте характеристику звуку [В] (Согласный твердый.)

- Дайте характеристику звуку [Ф]  (Согласный твердый.)

- Молодцы, ребята! Подарки готовы, теперь пора на праздник.

Дети подходят к доске, на которой расположены домики – синий и зеленый.

- Ребята, как вы думаете, в каком домике живут звуки [В] и [Ф]? (В синем.)

- Почему? (Потому что это согласные твердые звуки)

- А какие звуки живут в зеленом домике? (согласные мягкие)

- Какие согласные мягкие звуки вы знаете?

Дети приводят примеры.

Далее звуки [В] и [Ф]  выходят из синего домика и приветствуют детей.

Дети здороваются со звуками и дарят им подарки.

Воспитатель рассказывает, что звуки [В] и [Ф] очень обрадовались гостям и подаркам, и предлагают детям отгадать загадки.

- Чем мы, звуки [В] и [Ф] похожи? ([В] и [Ф] согласные твердые.)

- Чем мы, звуки [В] и [Ф] отличаемся?

Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель предлагает детям произнести эти звуки. После этого дети дают ответ:

- Звуки [В] и [Ф] произносятся по-разному: звонко и глухо.

- Но наши друзья – звуки не верят, что один из них звонкий, а другой – глухой.

- Докажите, что звук [В] – звонкий, а [Ф] – глухой.                              

Возникает затруднение.

- У всех получилось доказать глухость-звонкость звуков?

- Почему не получилось? (Потому что мы не знаем способа, который поможет нам определить глухость-звонкость согласного.)

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего рассказывает:

- Для того, чтобы определить звонкий звук или глухой, нужно закрыть ушки и произнести звук. Если даже при закрытых ушах звук слышен, то этот звук звонкий. Если же при закрытых ушах звук не слышен, то это глухой звук.

- Закройте уши и произнесите звук [В].

- Какой это звук? (Звонкий.)

- Почему вы думаете, что это звонкий звук? (Потому что при закрытых ушах он слышен.)

- Закройте уши и произнесите звук [Ф].

- Какой это звук? (Глухой.)

- Почему вы думаете, что это глухой звук? (Потому что при закрытых ушах он не слышен.)

3.  Заключительная часть

Воспитатель рассказывает, что на дне рождения принято танцевать, предлагает детям потанцевать под песню “Пусть бегут неуклюже…”

По окончании песни воспитатель собирает детей около себя.

- Что еще обязательно бывает на дне рождения?  (Угощение)

Воспитатель рассказывает, что наши друзья  приготовили для детей угощение, но не успели его украсить!

- Дети, поможем звукам украсить угощение?

Дети садятся за столы, на которых для каждого ребенка приготовлены листы бумаги, на которых нарисовано угощение. Под каждой картинкой изображена схема слова.

У каждого ребенка также имеются карточки с нарисованными на них колокольчиками и соломенными шляпками (по 2 штуки на каждого ребенка).

На середине стола стоят цветные карандаши, причем синих карандашей столько же, сколько детей.

Воспитатель объясняет задание:

- Внимательно рассмотрите карточку с угощением. Медленно произнесите слово – название этого угощения. Определите, в каком месте слова – в начале, в середине или в конце находится звук [В] или [Ф]. После этого закрасьте соответствующую клеточку на схеме.

Для получения обратной связи воспитатель задает вопрос:

- Если звук [В] или [Ф] находится в начале слова (в конце, в середине), то какую клеточку вы закрасите?

- Каким цветом вы будете раскрашивать клеточки? (Синим.)

Дети выполняют задание самостоятельно.

Для проверки воспитатель называет угощение, а дети говорят, в каком месте слова находится нужный звук.

Далее воспитатель просит детей украсить угощение, а для этого определить, звонкий или глухой звук в слове. Если звук  звонкий,  то его нужно украсить шапочкой - колокольчик,  а если глухой, то соломенной шляпкой. Детям предоставляется самостоятельность.

Для проверки воспитатель называет угощение, а дети говорят, звонкий или глухой звук в этом слове.

- Молодцы, ребята! Отлично справились!  А теперь нам пора возвращаться!

Дети прощаются со звуками.

Рефлексия:

Воспитатель задает детям вопросы:

- Где мы сегодня были, дети?

- Вам было трудно или легко разгадать загадку звуков  [В] и [Ф]?

- Какие знания нам помогли это сделать?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме: "В гости к Федоре Егоровне".

Конспект занятия по развитию речи: «В гости к Федоре Егоровне»Задачи: Учить:Детей вступать в речевое общение.Определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов (на, за, около, под)...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «В гости в зимний лес» 2 младшая группа

·        Формировать у детей умение различать и выделять в словосочетании прилагательных с существительными в роде и числе.·...

конспект нод по развитию речи на тему"В гости к Зайке"

Конспект НОД в первой младшей группе по развитию речи на тему «В гости к Зайке» с использованием здоровьесберегающих технологий.Конспект НОД в первой младшей группе на тему:«В гости к Зайке» с использ...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "В гости к нам пришли матрешки".

Задачи: -развивать понимание и мотивацию речи, вызывать эмоциональный отклик на речь взрослого,-учить обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму,-воспитывать чувство симпатии к сверст...

конспект занятия по развитию речи на тему" в гостях у сказки"

старший дошкольный возраст, развивать творческое мышлениефантазию,  при составлении сказок....

Конспект НОД по развитию речи на тему: «В гости к петушку»

Программные задачи:Формирующие задачи:1. Познакомить детей с новой игрушкой;2. Формировать пассивный и активный словарь детей;3. Создавать условия для развития компонентов в устной речи в различной де...

Конспект ОД по развитию речи по теме: "В гости сказка к нам пришла" (по мотивам русской народной сказки "Колобок").

Воспитывать интерес к родному языку, умение внимательно слушать рассказчика, прививать любовь к русским народным сказкам и воспитывать доброе отношение к их героям.Обогащать, расширять и активизироват...