Главные вкладки

    Тема "Обучение дошкольников речевому этикету"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Кельмяшкина Любовь Федоровна

    Обучать детей речевому этикету целесообразно уже в дошкольном возрасте. Для этого надо выбирать уместную в определенной ситуации форму речевого этикета и поэтому в активном словаре ребенок должны присутствовать « волшебные слова».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « ЦРР – детский сад  Сказка обособленное подразделение « Детский сад « Светлячок» комбинированного вида

                                             

                       Тема  « Обучение дошкольников речевому этикету»

                 Составила воспитатель первой квалификационной категории

                                                    Кельмяшкина  Л.Ф,

                                                     Г. Ковылкино

                                                               2018

    Правила этикета, в том числе и речевого, предусматривают гуманную форму взаимодействия людей в типичных ситуациях общения ( приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, просьба, комплимент, приглашение, совет)

    Обучать детей речевому этикету целесообразно уже в дошкольном возрасте. Для этого надо выбирать уместную в определенной ситуации форму речевого этикета и поэтому в активном словаре ребенок должны присутствовать « волшебные слова».

    Дети достаточно свободно чувствуют себя в ситуациях приветствия и прощения. Там же, где требуется изложить просьбу, поблагодарить, извиниться  они испытывают некоторые затруднения. И  сама трудное для детей, это высказать друг другу комплимент, одобрение. Средством одобрения внешности, ума, поступка, работы. Является комплимент то есть « любезные , приятные слова, лестный отзыв. Но это не так поскольку « лестный объясняется как содержащий похвалу одобрение. Отсюда следует что, комплименте содержится доля правды немалая.

     В отборе речевого материала для обучения реальные комплименту ситуации общения и реальные потребности детей дошкольного возраста.

    1. Одобрение внешности: Ты сегодня выглядишь замечательно (очень мило , нарядно).У тебя очень красивое платье. На тебя приятно посмотреть. У тебя красивые глаза, прическа, улыбка.
    2. Одобрение личностных качеств:

    Ты очень веселый ( добрый, хороший, замечательный, удивительный. Ты настоящий друг. Ты молодец ( умница) У тебя добрая душа ( отзывчивое сердце)

    1.  Одобрение деловых качеств: Ты хорошо ( замечательно)  строишь, лепишь, поешь, и т д .

     Для развертывания комплимента необходимо обучать детей использованию имен собеседников, нередко с ласкательным суффиксом ( Анечка , Ванюша), а также в качестве  формул одобрения -  включению уточнений предмета похвалы ( за счет этого смысл комплимента может менять направленность.. Сравнить  например: «Ты сегодня выглядишь замечательно: бантики  новые. Важнейшим условием обучения дошкольников средствам комплимента является создание в группе положительного эмоционального фона, дружеских взаимоотношений , доброжелательные  отношения между детьми, и  взрослыми – это внутреннее состояние души, которое и становится содержанием словесных формул вежливости.

    Восприятие формул и выражений комплиментов организуется через чтение художественной литературы.

     Например: Азбука вежливости автор Л.П. Васильева- Гангус, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей. Детей знакомят с пословицами и поговорками подчеркивающими значение одобрительных добрых слов.

    « Ласковое слово -  что  весенний , добрый день»

     «Ласковое слово не трудно сказать»

    « Добрые слова дороже  богатства»

    « Доброе слово – железные  ворота открывает»

    Для воспроизведения комплементов важно найти такие способы обучения, которые побуждали бы дошкольников к многократному проговариванию разных выражений одобрения, сложившихся в русском речевом этикете, при этом, это не должно вызывать потерю или снижение интереса. Таким требованиям отвечают игровые методы. Некоторые игры можно использовать на  всех этапах работы с  последовательным  усложнением. Например такие игры как «Эхо», «Митины загадки» « Гуси – лебеди»,» Угадай» . В игре « Вежливые отгадки закрепляется умение находить слова для похвалы конкретному человеку.

     Ход игры:

     Дети становятся в круг, выбирается водящий, он встает в середину круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу проговаривая слова.

           Раз, два, три, четыре, пять

          Постарайся угадать

         Кто тебя сейчас похвалит

         Комплимент тебе подарит

    С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей. Он быстро произносит похвалу, и водящий должен  узнать кто же это сказал? Следить чтобы комплименты у детей не повторялись. Обучение дошкольников  способам выражения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

    Язык - средство передачи и освоения социального опыта, ов­ладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой пред­шествующих поколений поколением подрастающим....

    Речевой этикет дошкольника

    «Ваше собственное поведение – самаярешающая вещь. Не думайте, что вывоспитываете ребёнка только тогда,когда с ним разговариваете или поучаетеего, или приказываете ему. Вы воспитываетеего в кажды...

    РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ДОШКОЛЬНИКА

    СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

    Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией

    статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

    Речевой этикет: особенности речевого этикета

    Где бы мы с вами не находились-на улице, дома, в офисе, в поездке мы ежедневно и многократно здороваемся и прощаемся, благодарим и извиняемся, поздравляем и соболезнуем, просим и предлагаем, приглашае...