Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
    картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Цель: эффективность использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Активизировать знания детей о звуковом составе слова;
    1. Закреплять умения делить слова на слоги, называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;
    1. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;
    1. Развивать связную речь, расширять словарный запас;
    1. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.
    1. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_igr_po_obucheniyu_gramote_starshih_doshkolnikov.docx111.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека дидактических игр

    по обучению грамоте

    старших дошкольников


    Цель: эффективность использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Активизировать знания детей о звуковом составе слова;

    1. Закреплять умения делить слова на слоги, называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;

    1. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;

    1. Развивать связную речь, расширять словарный запас;
    1. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.

    1. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.

    Классификация игр

    1.Выделение звука на фоне слова

    Название

    Цель

    Оборудование

    Ход игры

    игры

    «Где звук?»

    Развитие

    умений

    Карточки,

    на

    которых

    Воспитатель

    называет

    определять,

    где

    написаны

    слова,

    где

    слова,   а   дети   должны

    находится звук.

    изучаемый  звук

    стоит  в

    определить, где находится

    разных

    позициях

    данный звук.

    (начало, середина, конец

    слова)

    «Где

    Развитие

    умения

    У  воспитателя

    -  набор

    Воспитатель

    показывает

    спрятался

    устанавливать

    место

    предметных  картинок;  а

    картинку.

    Дети

    называют

    звук?»

    звука в слове.

    у   детей   –   карточка,

    предмет,

    который

    разделенная

    на

    три

    изображен

    и

    с

    помощью

    квадрата,

    в

    каждом

    карточки указывают место

    квадрате

    изображено

    звука в словах.

    место звука в слове.

    «Узнай звук»

    Развитие

    умений

    Карточки со словами для

    Воспитатель

    называет

    находить

    слова

    с

    воспитателя.

    слова,  а  дети  хлопают  в

    изучаемым звуком.

    ладоши в том случае, если

    прозвучало

    слово

    с

    изучаемым звуком.

    «Выдели

    Развитие

    умений

    Карточка с загадкой, а на

    Воспитатель

    загадывает

    звук»

    выделять первый звук в

    обратной

    стороне

    загадку.

    Ребенок

    слове.

    отгадка.

    произносит

    слово

    и

    выделяет

    первый   звук.

    Если

    ребенок

    затрудняется

    в

    отгадывании

    загадки,

    то

    воспитатель

    показывает

    отгадку.

    1. Дифференциация гласных и согласных.

    Название

    Цель

    Оборудование

    Ход игры

    игры

    «Найди

    Закрепление

    знаний  о

    Предметные

    картинки;

    Дети

    раскладывают

    место»

    гласных  и

    согласных

    два   кружка:   синего   и

    картинки под синим или

    звуках.

    красного цвета у каждого

    красным

    кружкомв

    ребенка.

    зависимости  от  того.  С

    гласного или согласного

    звука

    начинается

    название картинки.

    «Кто

    Закрепление

    знаний

    о

    Дети

    делятся

    на

    больше»

    гласных  и

    согласных

    несколько

    групп.

    звуках.

    Каждой

    группе

    воспитатель

    предлагает

    выбрать

    один

    гласный

    или    согласный

    звук.

    Когда звук выбран, дети

    вспоминают

    названия

    предметов,

    начинающиеся с данного

    звука.

    Выигрывает

    та

    группа,

    которая  назвала

    большее число слов.

    «Найди

    Закрепление

    знаний

    о

    У

    воспитателя

    У

    воспитателя

    на

    столе

    предмет»

    гласных звуках.

    предметные картинки.

    лежат

    предметные

    картинки,

    дети  выходят

    по

    одному

    и

    выбирают

    картинку,

    в

    названии

    которой

    первый

    звук

    гласный.

    Ребенок

    показывает

    карточку

    остальным,

    выделяет

    первый звук, а остальные

    дети проверяют.

    «Лото»

    Закрепление

    знаний

    о

    Карточки

    лото,

    Дети получают карточку

    гласных  и

    согласных

    разделенные

    на

    три

    и

    четыре

    полоски

    (2

    звуках.

    квадрата,

    в

    каждом

    синие и 2 красные). Дети

    квадрате картинка;

    синие

    называют

    картинку,

    и

    красные

    полоски,

    выделяют

    первый

    звук,

    которыми

    надо

    будет

    если

    он

    гласный

    закрывать

    предметные

    закрывают

    красной

    картинки.

    полоской,

    если

    согласный  –  синей.  Кто

    быстрее

    и

    правильнее

    закроет

    все

    предметы,

    тот выигрывает.

    «Найди

    Закрепление

    знаний

    о

    Домик

    с

    кармашками

    У

    воспитателя

    на

    столе

    картинке

    гласных  и

    согласных

    (синего

    и

    красного

    лежат

    стопкой

    место»

    звуках.

    цвета);

    предметные

    предметные

    картинки

    картинки.

    перевернутые.

    Дети

    по

    одному выходят к столу,

    берут

    одну

    картинку,

    называют

    предмет,

    изображенный

    на

    ней,

    выделяют

    первый

    звук,

    определяют  гласный

    он

    или

    согласный,

    после

    чего

    кладут  картинку

    в

    нужный

    кармашек

    (синий, красный). Работа

    продолжается до тех пор.

    Пока

    все

    картинки

    не

    будут

    разложены

    по

    местам.

    «Поезд»

    Развитие

    умения

    Поезд

    с

    буквами,

    Воспитатель

    выделять

    гласные

    предметные картинки.

    рассказывает,

    что

    звуки.

    однажды

    животные

    решили поехать в город,

    но они не знают кому в

    каком  вагоне  ехать.  Вы

    должны

    им

    помочь,

    выделите гласный звук и

    посадите

    животное

    в

    вагон с данной буквой.

    «Кто

    в

    Развитие

    умения

    Домик,

    набор

    В  домике  живут  только

    домике

    определять

    наличие

    предметных картинок.

    те

    животные,

    в

    живет»

    звука в слове.

    названиях

    которых

    есть

    звук   «о».  За  ответ   –

    фишка.

    1. Постановка ударения.

    Название

    Цель

    Оборудование

    Ход игры

    игры

    «Исправь

    Развитие

    умения

    Карточки со словами (для

    Воспитатель  произносит

    ошибку»

    ставить

    в

    словах

    воспитателя).

    слова  с  неправильной  и

    ударение.

    правильной  постановкой

    ударения.

    Ребенок

    внимательно  слушает  и

    исправляет ошибку, если

    она есть. За правильный

    ответ – фишка.

    «Соберем

    Развитие

    умения

    Карточки с изображением

    Детей

    разделить  на  две

    урожай»

    ставить

    в

    словах

    овощей  и  фруктов;  две

    команды.

    Каждая

    ударение.

    корзины.

    команда берет корзинку,

    в

    которую

    будут

    собирать урожай. Первая

    команда

    выбирает

    карточки

    с

    изображением

    овощей,

    другая  –  фруктов.  Дети

    называют овощ (фрукт) и

    ставят

    ударение.

    Если

    ударение

    поставлено

    верно,  то  овощ  (фрукт)

    кладут

    в

    корзину.

    Выигрывает та команда,

    которая быстрее соберет

    свой урожай.

    4. Выделение ударного слога

    Название

    Цель

    Оборудование

    Ход игры

    игры

    «Цветы»

    Развитие

    умение

    Предметные

    картинки

    На

    столе

    воспитателя

    определять

    (цветы).

    картинки,

    на

    которых

    количество

    слогов  в

    изображены

    цветы.

    слове.

    Детям

    нужно

    выбрать

    сначала  те  из  них,  на

    которых

    изображены

    цветы

    с

    односложными

    названиями,

    затем

    состоящие из двух, трех

    слогов.

    «Зоопарк»

    Развитие

    умения

    Три кармашка, на каждом

    Воспитатель

    говорит,

    подбирать с заданным

    нарисована

    клетка

    для

    что для зоопарка сделали

    количеством слогов.

    зверей, вверху – слоговой

    новые

    клетки.

    Детям

    состав  слов;  карточки  с

    предлагается

    изображением животных.

    определить,

    каких зверей

    в

    какую

    клетку  можно

    посадить.

    Дети

    по

    одному

    выходят

    к

    фланелеграфу,

    берут

    карточку

    с

    изображением

    животного,

    называют

    его, при помощи хлопков

    определяют

    количество

    слогов   в   слове.   По

    количеству

    слогов

    они

    находят

    клетку

    для

    названного  животного  и

    кладут

    карточку

    в

    соответствующий

    кармашек.

    «Чудесный

    Развитие

    умений

    Мешочек

    из

    ткани

    с

    Дети

    по

    порядку

    мешочек»

    делить слова на слоги.

    различными

    предметами,

    выходят,

    вынимают

    из

    в названиях которых 1,2 ,3

    мешочка

    предмет

    и

    слога.

    называют

    его.

    Слово

    повторяется по слогам и

    дети

    называют

    количество

    слогов

    в

    слове.   Игра   идет   как

    соревнование.

    «Купи

    Развитие

    умения

    Игрушки:    мяч,    кукла,

    Воспитатель

    игрушку»

    определять

    мишка,   машина,   дудка,

    раскладывает

    на   столе

    количество  слогов  в

    собака, кубики.

    игрушки

    и

    предлагает

    слове.

    детям

    «купить»

    те

    из

    них,

    в

    названиях

    которых 2 слога, 3 слога.

    Дети  подходят  к  столу,

    выбирают

    игрушку,

    четко

    произносят

    по

    слогам слово. Если ответ

    правильный

    дети

    забирают игрушку.

    «Молчанка»

    Развитие

    умения

    Карточки с цифрами 1, 2,

    Воспитатель

    называет

    определять

    3 (у каждого ребенка).

    слово, а дети поднимают

    количество

    слогов

    в

    карточку

    с

    цифрой,

    слове.

    соответствующей

    количеству

    слогов

    в

    данном слове.

    «Слог – шаг»

    Развитие

    умения

    Воспитатель

    дает

    подбирать

    слова

    с

    каждому

    ребенку

    заданным

    задание:

    «Сделай

    два

    количеством слогов.

    шага  вперед!»,  «Сделай

    три

    шага

    вперед!»

    Ребенок

    должен

    вспомнить

    слово

    из

    стольких слогов,

    сколько

    шагов

    ему  предложено

    сделать,

    и

    четко

    произнести

    его

    по

    слогам

    так,

    чтобы

    каждому

    шагу

    соответствовало

    произнесение

    одного

    слога.

    «Один  –  два

    Развитие

    умения

    Предметные

    картинки,  в

    Картинки

    выставляются

    – три»

    слышать слог в слове.

    названиях

    которых

    на   наборное

    полотно.

    первый,   второй,   третий

    Каждая

    команда

    слог ударный.

    получает

    одну

    из

    цифр

    1,2

    или

    3

    и

    соответственно

    ей

    подбирает

    картинки

    с

    первым.

    Вторым,

    третьим

    ударным

    слогом.

    Представители

    команд

    выходят,

    берут

    по

    одной

    картинке.

    Следующий

    ребенок

    из

    команды выходит тогда,

    когда

    предыдущий

    садится

    на

    место.

    Выигрывает

    команда,

    которая

    быстрее

    и

    с

    меньшим

    числом

    ошибок закончит игру.

    «Ударный

    Закрепление

    умений

    Карточки  со словами  для

    Воспитатель

    называет

    слог»

    выделять

    ударный

    воспитателя.

    детям

    слова,  состоящие

    слог.

    из 1,

    2,

    3

    слогов. Задача

    детей:

    Выделить

    и

    назвать ударный слог.

    «Загадка»

    Закрепление

    умений

    У воспитателя карточки с

    Воспитатель

    загадывает

    выделять

    ударный

    загадками и отгадками.

    загадку,

    а

    дети

    слог.

    отгадывают

    и

    на

    наборном

    полотне

    находят

    отгадку.

    Затем

    детям

    дается

    задание:

    назвать

    только

    те

    отгадки,    где    второй,

    первый,

    третий

    слог

    ударный.

    5. Слог, как часть слова (для читающих детей).

    Название игры

    Цель

    Оборудование

    Ход игры

    «Перевертыши»

    Развитие

    умения

    Карточки  со  слогами

    у

    Воспитатель

    по

    составлять

    слова

    из

    каждого ребенка.

    отдельности

    называет

    слогов,  накопление

    в

    два

    слога.

    Дети

    берут

    памяти

    слоговых

    карточки

    со

    слогами  и

    образов.

    составляют из них одно

    слово,

    а

    потом,

    переставив

    карточки,

    другое. Выигрывает тот,

    кто

    назовет

    какие  два

    слова получились.

    «Собери слова»

    Развитие

    умения

    Карточки со слогами.

    Воспитатель  показывает

    составлять

    слова

    из

    детям,

    например,

    слог

    слогов,  накопление

    в

    «ва» и раздает по одной

    памяти

    слоговых

    карточке

    каждому

    образов.

    ребенку.

    Дети

    по

    порядку

    выходят

    к

    фланелеграфу

    и

    прикладывают

    свою

    карточку

    к

    данному

    слогу,

    так,

    чтобы

    получились

    слова.

    В

    конце игры детям дается

    задание:

    назвать

    запомнившиеся слова.

    «Домино»

    Развитие

    умения

    У  каждого  ребенка  по

    Воспитатель

    составлять

    слова

    из

    пластинке домино и одна

    выкладывает

    свою

    слогов,  накопление

    в

    у воспитателя.

    пластинку

    домино

    со

    памяти

    слоговых

    слогом

    «тра»

    и

    образов.

    предлагает

    детям

    подобрать

    пластинку

    так,

    чтобы

    получилось

    слово.

    Кто

    первым

    нашел

    пластинку,

    выставляет

    ее.

    Игра

    заканчивается

    пластинкой

    пусто.

    Выигрывает  тот,  у  кого

    осталось

    меньше

    пластинок.

    «Часы»

    Развитие

    умения

    Круг

    с

    Первый

    ребенок

    ставит

    составлять

    слова

    из

    передвигающимися

    часовую

    стрелку

    на

    слогов,  накопление

    в

    стрелками,

    набор

    любой

    слог,

    второй

    памяти

    слоговых

    слоговых структур.

    ребенок

    ставит

    образов.

    минутную

    стрелку

    на

    другой  слог  так,  чтобы

    получилось

    слово.  Игра

    продолжается до тех пор,

    пока

    не   используются

    все слоги.

    «Цепочка»

    Развитие

    умения

    Один

    ребенок

    называет

    подбирать

    слова

    по

    слово, например: окно, и

    одному

    данному

    произносит

    его

    по

    слогу.

    слогам;

    другой

    ребенок

    подбирает

    слово,

    которое

    начинается

    на

    последний

    слог

    .

    Литература

    1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий . В помощь логопедам и родителям, Детство – Пресс, С- П, 2004.

    1.  Выгодская И. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Линка –Пресс, М, 1999г.

    1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Азбука, Просвещение, М, 1993г.

    1. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.

    1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.

    1. Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"

    В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...

    ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

    Дидактическая игра по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте «Весёлый зонтик»

    Дидактическая игра по обучению грамотев старшем дошкольном возрасте«Весёлый зонтик»Подготовила: Яковлева И.Н., воспитатель первой квалификационной категории,  МОУ Леснополянская НШ им...

    Презентация "Использование мультимедийных презентаций и дидактических игр в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста "

    Полноценная речь ребенка влияет на гармоничное развитие его личности, является непременным условием успешного  обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям с...

    Картотека дидактических игр по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста

    Процесс обучения чтению детей – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита, так как данная знаковая система для реб...

    Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе

    В данной статье обобщен опыт работы воспитателя с дидактическими пособиями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: такие как "Звуковая квартира", "Звуковые вагончики&qu...

    Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возрастаЧтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой люб...