Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: Звуки м и мь, буква М
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Маннанова Гульназ Дамировна

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками м и мь, с буквой М, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки  [м], [м’], буква М»

Цель: Познакомить детей со звуками [м], [м’], буквой М.

Задачи:                                                                                                                                              

     Образовательные:

Формировать умение  правильно произносить и различать звуки [м], [м’], в слогах, словах;

Формировать умение  определять место звука [м] в слове;

Познакомить с буквой М;

Продолжать закреплять графические навыки.

Развивающие:

Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове и находить его среди других звуков на слух);

Развивать память, внимание, творческое воображение, общую и тонкую моторику;

Развивать зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные:

Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.  

Средства реализации: телевизор, ноутбук, презентация «Звуки [м], [м’], буква М», фишки синего, зеленого и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове, счетные палочки.

Методы и приемы:

Наглядный

Словесный

Игровой

Словарная работа: согласный звук, гласный звук, слог, предложение, звонкий согласный, глухой согласный, твердый звук, мягкий звук

Предварительная работа:

Предшествующие ООД

Дидактические игры: «Твердый или мягкий», «Четвертый лишний»

Игровые упражнения: «Опиши звук», «Деление слов на слоги».

Разучивание физминутки

Ход ООД:

Организационный момент

Воспитатель: (звенит в  колокольчик, дети стоят около столов) Доброе утро, дети. Давайте, пожелаем друг другу доброе утро.

С добрым утром, глазки!       Указательными  пальцами  поглаживать глаза.

Вы проснулись?                  Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него.

С добрым утром, ушки!      Ладонями  поглаживать  уши.

Вы проснулись?                  

С добрым утром, ручки!     Поглаживать  то  одну, то  другую  руку.

Вы проснулись?                    Хлопки  в  ладоши.

С  добрым утром, ножки!  Поглаживание  коленок.

Вы проснулись?                   Потопать  ногами.

С добрым утром, солнце!     Поднять  руки  вверх, посмотреть  вверх

Мы  проснулись!                  (на солнце).

Повторение изученного материала

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв.  Скажите, пожалуйста,  чем отличается буква от звука?

Дети: Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

Воспитатель: С некоторыми звуками мы уже познакомились. Какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?

Дети: Свободно, легко, с голосом, их можно пропеть.

Воспитатель:  А как произносятся согласные  звуки?

Дети: Их нельзя петь, открыв рот. Выходящий воздух встречает преграду.

       Воспитатель: Вот сейчас мы можем продолжить наше путешествие по волшебной стране звуков и букв. Только подготовим наш язычок.

        За забором, в своем домике живет наш язычок (упражнение «Заборчик»), каждое утро он просыпается и выглядывает в окно (упражнение «Окно»). Посмотрит на небо, на землю (упражнение «Качели»), в одну сторону, другую (упражнение «Часики») и пойдет обратно в дом чай пить с блинами (упражнение «Лопата») и вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Ну, вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь (упражнение «Лошадка»). Молодцы!

Актуализации знаний

- Дети, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. 

1. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.  (машина)  Показываю игрушку

2.Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый …. (мячик). Показываю игрушку


Воспитатель: Дети, давайте, ещё раз назовём эти слова – отгадки.

Дети: Машина, мячик.  Слайд 1.        

Воспитатель: Назовите первые звуки этих слов? ММММашина

Дети: [М]

Воспитатель: ММММЯчик

Дети:  [М’].

Воспитатель: Мы сегодня  с вами будем говорить про звуки [М], [М’].

Уточнение артикуляции звука

Воспитатель: Еще раз произнесите звук [м]. (хором, индивидуально). А теперь звук [М’] (хором, индивидуально).

Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Его нельзя петь, открыв рот. Выходящий воздух встречает преграду. Что ему мешает?

Дети: Губы.

Воспитатель: Вспомните правило - если есть преграда, то звук какой? 

Дети: Согласный.

Воспитатель: Значит, звуки [М], [М’] какие?

Дети:  Согласные.

Воспитатель: Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М’]. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит. Значит звуки [М], [М’] какие?

Дети: Звонкие.

Воспитатель: А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми. Твердые звуки  на схеме мы каким цветом обозначаем?

Дети: Синим.

Воспитатель: А мягкие?

Дети: Зеленым.

Воспитатель: Посмотрите, что находится  в синем домике? Слайд 2

Дети: Машинка.

Воспитатель: Какой первый звук в этом слове?

Дети:  [М]

Воспитатель: А так как машина  в  синем домике,  значит звук [М] какой?

Дети:  твердый и на схеме будет обозначаться  синим цветом.

Воспитатель: А что находится в зеленом домике?

Дети:  Мяч.

Воспитатель: Какой первый звук?

Дети:  [М']

Воспитатель: Он какой твердый или мягкий?

Дети:  Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.

Воспитатель: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М'] какие?

Дети:   Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М'] – мягкий, обозначается зелёным цветом.

Игра: «Твердый или мягкий»

Воспитатель:  А сейчас  я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий». У вас на столах лежат фишки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаете синюю фишку, если мягкий – зеленую.

   Мак, мороз, метла, молоко, мед, морковь, медведь, машина, мандарин, малина, мячик, мышка.

Дети поднимают синие  или зеленые фишки.

Воспитатель:   Молодцы! Вы были очень внимательными.

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Игра «Кто скорее?»

Воспитатель:   А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно [а], [м] Что получилось?

Дети:  Ам.

Воспитатель:   Верно? [у], [м].

Дети:  Ум.

Воспитатель:   Правильно,  [и], [м].

Дети:  Им.

Воспитатель:  Верно, [о], [м].

Дети:  Ом.

Чистоговорки
Воспитатель:  Еще раз закрепим эти слоги и проговорим чистоговорки. Повторяйте за мной:

Ам-ам-ам — мы гуляли там!

Ум-ум-ум — почему здесь шум?

Им-им-им — мы гулять хотим!

Ом-ом-ом – строим новый дом.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов ма, мо, му, ми.

Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Работа по картине. Нахождение слов, которые начинаются  на звук [м]

Воспитатель:  А, теперь, посмотрите на картинку и  назовите слова, которые начинаются на звук [м]. Слайд 3.  

Дети:  Малина, молоко, моряк, мухомор, мышка, месяц, мишка, мед, мак, мыло, Мойдодыр.

Работа со схемами. Определение места звука [м] в слове

Воспитатель:  А сейчас  возьмите  синюю фишку,  схему слова и определите, где находится звук [м] в слове машина. Слайд 4

Дети: В слове машина звук [м] находится в начале слова.

Воспитатель: Проверьте.

Где находится звук [м] в слове гном. Слайд 5

Дети: В слове гном звук [м] находится в конце слова.

Воспитатель: Проверьте.

Где находится звук [м] в слове ромашка. Слайд 6

Дети: В слове ромашка звук [м] находится в середине слова

Воспитатель: Проверьте.

- Молодцы. Уберите схемы и фишки  в контейнер.

Игра “Четвёртый лишний”

Воспитатель:  Посмотрите на картинки и найдите “лишнее слово”, объясните, почему вы так думаете? Слайд 7. Малина, мостик, машина, дом

Дети:  Я думаю, что слово “дом” “лишнее”, потому что слово дом начинается на звук [д], а остальные слова на звук [м].  

Воспитатель:  Найдите “лишнее слово” среди этих слов и  объясните, почему вы так думаете? Слайд 8. Гном, дом, сом, мышка

Дети:  Я думаю, что слово “мышка” “лишнее”, потому что  все слова заканчиваются на звук [м], а слово мышка начинается на звук [м].    

Воспитатель:   А теперь найдите “лишнее слово” среди этих слов и  объясните, почему вы так думаете? Слайд 9. Мухомор, машина, мяч, морж

Дети:  Я думаю, что слово “мяч” “лишнее”, потому что  всех словах звук [м] твердый, а в  слове мяч звук [м] мягкий.    

Игра «Рассели пассажиров по вагонам»

Воспитатель: Продолжим занятие и поиграем в игру «Рассели пассажиров по вагонам».  Кто из пассажиров,  в каком вагоне поедет? Нужно перенести каждого в свой вагон. Количество слогов  в названии животного соответствует количеству окошек в вагоне. Слайд 10.

Дети: В слове морж один слог, поэтому он поедет в первом вагоне. В слове медведь два слога, он поедет во втором вагоне, а в слове муравей три слога, он поедет в третьем вагоне.

Физминутка

Составление схемы слова.

Воспитатель: Дети, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое, красивое, нежное  слово для всех детей в мире?

Дети: Мама!

Воспитатель: Давайте разберём это слово и составим его схему. (составление схемы слова)

Воспитатель: Назовите первый звук

Дети: [м].

Воспитатель: Он какой?

Дети: согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.

Воспитатель: Назовите второй звук

Дети: [а], он гласный, обозначаем красной фишкой.

Воспитатель: Назовите третий звук

Дети: [м], он согласный, твердый, обозначаем синей фишкой

Воспитатель: Назовите четвертый звук

Дети: [а], он гласный, обозначаем красной фишкой.

Воспитатель: Сколько звуков в слове мама?

Дети: 4

Воспитатель: Проверьте ваши схемы. У кого так, поднимите руки. Слайд 10.

Воспитатель: А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

Дети: Я люблю свою маму. Мою маму зовут Гульнара. Моя мама работает в больнице.

Знакомство с буквой М.

Воспитатель: Про какие звуки мы с вами говорили?

Дети: Мы говорили про звуки [м], [м'].

Воспитатель: Итак, наш звук [м] на письме обозначается  буквой эм. Вот она. Слайд 11.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква «эМ».

Посчитайте сколько элементов в этой букве?

Дети: Четыре

Воспитатель: Возьмите счетные палочки и выложите букву М. Проведите пальчиком по этой букве.

Воспитатель: На что похожа буква М?

Дети: На качели, когда дети встают, держась за руки.

Воспитатель:  Верно. Слайд 12.

Вот качели буква М

Здесь качаться можно всем.

 - И есть ещё одно стихотворение  про эту букву.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Организация окончания занятия.

Воспитатель: С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дети: С буквой М (эм).

Воспитатель: Какой звук она обозначает?

Дети: Звук [м].

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Согласный, звонкий.

Воспитатель: Какие слова на звук [м] вы запомнили?

Дети: морковь, машина, муравей, медведь и т.д.

Воспитатель: Из скольких элементов состоит эта буква?

Дети: Из четырех.

Воспитатель:  Молодцы. Вы хорошо занимались сегодня! Я вами горжусь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: "Звук [Ч]. Буква Ч"....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Путешествие со звуками.»

занятие по закреплению звуко-буквенного анализа.Определение места звука в слове,обозначение на схеме условным знаком....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук В - Вь. Буква В"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук В - Вь. Буква В"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».

Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...