Конспект занятия по обучению грамоте №23 в подготовительной группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по  обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [л], [л’] и  буква Л»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23_zvuki_l_l_i_bukva_l.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по  обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

Тема: «Звуки [л], [л’] и  буква Л»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.

Цель: ознакомление с артикуляцией звуков [л] и [л’]; закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков; формирование навыка узнавания звуков [л] и [л’] в ряду звуков,
слогов, слов, в предложениях; совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов; ознакомление с буквой
Л; формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов
и предложений с ней.

Программное содержание:

Образовательные задачи: ознакомление с буквой Лл и звукам [л], [л’]; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных; совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; совершенствование навыков конструирования и печатания.

Развивающие задачи: развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки); развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности.

Воспитательные задачи: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 

Предварительная работа: разучивание подвижной игры «Птичьи пятнашки». 

Материалы и оборудование: буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, материалы для определения места звука в слове, звуковые схемы, материалы для звукового анализа, предметные картинки, «Чудо-дерево» и слоги на «липучках», мяч среднего размера. 

Планируемые результаты: уметь узнавать звуки [л] и [л’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, различать их между собой; уметь производить звуковой и слоговой анализ слов; уметь печатать и конструировать букву Л, читать слова и предложения с ней.

Структура занятия

I

Вводная часть

 «Подбери схему»

3 мин

II

Основная часть

25 мин

1

Работа по букварю

Знакомство с буквой Лл

5 мин

2

Работа в тетради

Печатание буквы Лл

5 мин

3

Подвижное упражнение

«Птичьи пятнашки»

3 мин

4

Упражнение

«Закрась квадрат»

4 мин

5

Упражнение

«Составь схему»

4 мин

6

Игра

Чудо-дерево

4 мин

III

Заключительная часть

 

2 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1.  Водная часть

Упражнение «Подбери схему»

На магнитной доске находятся предметные картинки и звуковые схемы.

- Посмотрите на картинки. Назовите их. (Галка. Лампа. Стол. Шалаш.)

- Хорошо. Теперь рассмотрите звуковые схемы на доске и поставьте картинку под нужную схему.

Дети выполняют задание. Педагог оказывает им необходимую помощь.

- Молодцы! Это было сложное задание. А какой общий согласный звук есть во всех этих словах? (Звук [л].)

- Об этом звуке, звуке [л’] и букве, которая их обозначает, мы
и поговорим сегодня, почитаем и поиграем.

Педагог убирает пособия.

  1. Основная часть
  1. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Лл

- В верхней части страницы слева вы видите букву Лл. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой нарисованы синий и зеленый кружки? (Значит, буква Лл обозначает твердый звук [л] и мягкий звук [л’].)

- Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите
по очереди эти звуки. Определите, это глухие или звонкие согласные.

Дети кладут руку на горлышко и произносят звуки [л] и [л’]. (Звуки [л] и [л’] — звонкие.)

- Верно. Звуки [л] и [л’] — согласные, звонкие. Посмотрите на
картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.

Лук Лариса поливала,

Поскользнулась и упала.

- В каких словах слышится и твердый звук [л], и мягкий звук [л’]?

Дети выполняют задание.

- Молодцы! Теперь рассмотрите картинку
в нижней части страницы. Найдите двух животных со звуком [л’] в названиях
и трех — со звуком [л]. Перечислите их.
(В названиях лиса и олень есть звук [л’]. В названиях лось, волк и белка есть звук [л].)

Педагог раздает детям светофорчики и фишки.

- Давайте определим место звука [л’] в словах лиса и олень.

Педагог по очереди произносит слова, дети фишкой отмечают место звука [л’] на светофорчике.

- Теперь определите место звука [л] в словах лось, волк, белка.

Педагог по очереди произносит слова, дети фишкой отмечают место звука [л] на светофорчике. Затем педагог убирает светофорчики и фишки.

- А сейчас прочитайте слова с новой буквой на следующей странице. (Лак. Лук. Лоб. Лом. Пол. Лужа. Лыжи. Луна. Липа. Лиза. Лиса. Лимон. Булка. Галка. Потолок. Купили. Бублик. Пили.)

- Прочитайте и слова под картинками. (Лом. Волы. Скалка. Фиалка. Суслик. Скакалка.)

- И наконец, прочитайте предложения. (Лиза купила лимоны. Клава и Лида пили лимонад. Слава ходит с флажком. Мила полола лук.)

2. «Печатание» буквы Лл в воздухе и в тетради

Педагог раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами.

- Что вы видите в верхней части страницы? (Лопату, лимон и букву Лл.)

- Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Лл, какие
карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.

- Теперь возьмите карандаши. Давайте напишем четыре больших буквы Л. Посмотрите, как я пишу букву Л на доске. Сначала я пишу одну палочку
снизу вверх слева направо. Потом я пишу другую палочку сверху вниз справа
налево. «Напишите» так же букву
Л в воздухе.

Дети «пишут» букву Л в воздухе.

- Теперь можете написать буквы в тетради.

Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы л. Дети пишут 4 маленьких буквы.

- Теперь прочитайте и по образцу напишите слова на второй
строчке.

Дети читают и под контролем педагога пишут слова.

- Вы очень старались и хорошо выполнили задание.

3. Подвижная игра «Птичьи пятнашки». 

Педагог предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Один ребенок-водящий садится на стульчик в дальнем конце помещения.

Стриж летает по-над кручей, Бегут по кругу на носочках, расставив руки.

Галки стаей — ниже тучи, Бегут, совершая взмахи руками.

Два грача по пашне ходят, Идут, заложив руки за спину, совершая

Червяков в земле находят. ритмичные кивки головой.

Страшный ястреб вдруг мелькнул, Водящий встает, вбегает в круг.

Тенью птичек он спугнул. Дети разбегаются по помещению.

Раз, два, три! Водящий пытается их запятнать.

Птиц лови! Дети убегают за линию, за которой нельзя пятнать.

4. Упражнение «Закрась квадрат»

Педагог предлагает детям вернуться за столы и перевернуть страницу.

- Что нарисовано в верхней части страницы? (Лодка, стол, колобок.)

- Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под
картинкой квадрат, соответствующий месту звука [л] в названии картинки.

- Рассмотрите и назовите картинки во втором ряду. (Лейка, соль, малина.)

- Обозначьте место звука [л’] в этих словах зеленым кружком в схемах.

- Рассмотрите и назовите картинку слева в третьем ряду. Кто это? (Лама.)

- Выполните звуковой анализ этого слова. (В слове всего четыре звука, два гласных и два согласных. Первый звук – твердый согласный [л]. Второй – гласный [а]. Третий – твердый согласный [м]. Четвертый – гласный [а].)

- Рассмотрите и назовите картинку справа в третьем ряду. Кто это? (Лиса.)

- Выполните звуковой анализ этого слова. (В слове всего четыре звука, два гласных и два согласных. Первый звук – мягкий согласный [л’]. Второй – гласный [и]. Третий – твердый согласный [с]. Четвертый – гласный [а].)

- Нарисуйте схему и докрасьте картинки.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает тетради.

5. Упражнение «Составь схему»

Педагог помещает на мольберт картинку с изображением иглы, ставит на стол контейнер с фишками для звукового анализа.

- Что это и кому этот предмет нужен? (Это игла. Она нужна швее.)

- Произнесите слово еще раз и выполните его звуковой анализ,
выложите звуковую схему слова.

Дети выполняют задание самостоятельно. Педагог при необходимости задает контрольные вопросы. Затем он предлагает детям сложить фишки в контейнер и убирает его и картинку.

6. Упражнение

- Рассмотрите и назовите картинки. (Лимон, малина, апельсин, яблоко, клубника, помело, сливы, клюква, кизил.)

- «Положи» на голубое блюдо, просто соедини с ними линиями фрукты и ягоды, в названиях которых есть звук [л]. (Яблоко, клубника, помело, кизил.)

- «Положи» на желтое блюдо, просто соедини с ними линиями фрукты и ягоды, в названиях которых есть звук [л’]. (Лимон, малина, апельсин, сливы, клюква.)

- Докрасьте картинки.

7. Упражнение «Веселый круг»

Педагог предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч.

- Следующая игра называется «Веселый круг». Будем бросать
мяч друг другу по кругу и вспоминать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. Постарайтесь, чтобы во всех словах был звук [л]. Стол.
(Лодка. Акула. Алфавит. Тулуп.)

- Вот так молодцы! Поаплодируйте себе.

Дети аплодируют. Педагог убирает мяч.

7. Игра «Чудо-дерево»

Педагог помещает на магнитную доску пособие «Чудо-дерево» с закрепленными на нем с помощью «липучек» слогами: лу, на, ли, па, пал, ка, по, ля.

- И напоследок игра, которая вам так понравилась.

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

- А на листочках дерева — слоги. Попробуйте все вместе составить из этих слогов слова.

Дети выполняют задание.

- Прочитайте полученные слова. (Лу-на, ли-па, пал-ка, по-ля.)

- Отлично!

Педагог убирает изображение дерева с доски. 

III. Заключительная часть

Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звуки [з], [з’], буква З,з»

Познакомить детей с буквой З,з; учить читать прямые и обратные слоги с данной буквой; формировать навык сознательного чтения; закрепить умение работать над рассказом; учить отвечать на вопросы педагог...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звук [Ё] и буква Ё»

Познакомить детей с новым звукоми буквой; учить определять позицию звука в словах; учить распознавать графическое изображение буквы; учить соотносить звук и букву; учить читать сло...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе "Звук [У ], буква У, у"

Познакомить детей с новым звуком и буквой У, у. Учить распознавать на слух звук [ У]. Дать характеристику звук у :гласный, тянется, поётся, обозначается красным кружочком,...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе "Звуки [Т], [Т’], буква Т"

Познакомить детей со звуками [Т], [Т’], научить узнавать букву Т зрительно; учить читать слоги и слова с этой буквой. Способствовать умению давать характеристику звуков [Т], [Т’]. Закрепит...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звуки [К], [К’], буква К»

Познакомить детей с новыми звуками и буквой К; учить читать с этой буквой слоги и слова. Учить определять позицию звука в слове.  Закреплять умение делить слова на слоги.  Развивать фонемати...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звуки [Н], [ Н’], буква Н.»

Познакомить с новыми звуками Н Н, с буквой Н. Учить определять позицию звуков в словах (в начале слова, середине и в конце). Учить определять твердость и мягкость звуков. Учить читать слоги, слова с б...

Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ш]. Буква Ш»

Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ш]. Буква Ш»Возраст детей: 6-7 лет подготовительная группа.Цель занятия:формирование фонетико-фонематическог...