Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»
консультация по обучению грамоте

Паснаева Светлана Викторовна

Консультация  для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка  - детский сад №54 «Золотой ключик» города Рубцовска

658223, г.Рубцовск, пер.Гражданский,32,

телефон:  4-64-88, e – mail: ds54 – rub@mail.ru

        

Консультация  для родителей                                                                                «Подготовка детей к обучению грамоте»

                                                               Из опыта работы

                                                                 Паснаевой Светланы Викторовны

                                                             воспитателя высшей категории

                                                             

 

г. Рубцовск

2019 г.

Подготовка детей к обучению грамоте.

        Грамота – это умение читать и писать. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать этот сложный процесс более лёгким и успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

• сформированность звуковой стороны речи, т. е. овладение правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);

• сформированность фонематического слуха, т. е. умение слышать и различать звуки родного языка;

• готовность к звуковому анализу и синтезу слов, т. е. умение выделять звуки из слов, определять место звука в слове, устанавливать последовательность звуков в слове, иметь представление о том, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение», что звуки делятся на гласные и согласные, а согласные, в свою очередь, бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие;

• умение делить слова на слоги;

• умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой;

• владение навыками послогового чтения;

• владение навыками «печатания» букв.

Звуковой анализ и синтез  

Формы звукового анализа:

- элементарная форма – выделение звука на фоне слова;

- сложная – определение позиции звука в слове, определение последовательности звуков в слове.

1. Упражняйте ребенка в выделении первого звука, последнего. Звук, который вы предлагаете ребенку определить (первый, последний), произносится утрированно.

- Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист?

- Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?

Поиграйте в игру «Где спрятался звук?» (в начале, середине или в конце слова) – игра на определение позиции звука в слове.

2. Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.

Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова.

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

• написать букву в воздухе, на столе;

• выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли;

• вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

• вылепить из пластилина, теста;

• написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;

• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Деление слов на слоги

1.Слово делим на слоги при помощи хлопков. Предложите ребенку составить слоговую схему слова. Символ слова это полоска и ее мы делим на части в зависимости от количества слогов.

Задания: - определить количество слогов в названных словах;

-выделить 1-ый слог из названия картинки;

-определить пропущенный слог в слове с помощью картинки;

-разложить картинки по группам в зависимости от количества слогов в их названии.

Напоминаем детям правило: Сколько в слове гласных столько и слогов. Обучение чтению слогов, слов.

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

- М и А будет МА.

- побуквенное чтение: М, А, М, А.

- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго:

- составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;

- составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;

- составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;

- составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.

Уважаемые родители!

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.

Успехов вам в занятиях с вашими детьми!

Список литературы:

- Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста СПб.: Детство-Пресс, 2020

- Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект / СПб.: Детство-Пресс, 2004.— 64 с.

- Ельцова О. М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте : система занятий, конспекты, дидактический материал / авт.-сост. О. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "подготовка детей к обучению грамоте в старшей группе"

консультация для родителей "подготовка детей к обучению грамоте в старшей группе"...

Консультация для родителей "Подготовка детей к обучению грамоте"

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочи...

Консультация для родителей "Подготовка детей к обучению грамоте"

Консультация для родителей "Подготовка детей к обученю грамоте"...

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте в старшей группе»

Консультация для родителей "Подготовка детей к обучению грамоте в старшей группе" поможет в обучении детей знакомству и работе с буквами. Этому должен предшествовать добуквенный, чисто ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Данная консультация поможет родиелям облегчить знакомство детей с грамотой в дошкольном возрасте....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочи...