Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Знакомство со слогом»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Скотникова Татьяна Викторовна

На занятии дети узнают, что такое «слог», научатся определять количество слогов в словах, а поможет им в этом сказка Э. Мошковской «Урок грамматики». Также познакомятся с буквой эль, звуками «л» и «ль»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скотникова Татьяна Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной

категории ГБДОУ д/с №44 компенсирующего

 вида Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей  подготовительной к школе группы

«Знакомство со слогом»

Задачи:

Познавательное развитие:

-Подвести детей к пониманию, что такое «слог»

-Формировать умение определять количество слогов в словах

-Познакомить с буквой эль, звуками «л» и «ль»

-Формировать умение делать фонетический разбор слов

-Формировать умение давать характеристики звукам (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой); графически изображать схему слов

-Развивать мышление при отгадывании загадок

Социально-коммуникативное развитие:

- Формировать умение выполнять задание в команде, согласовывая свои действия

Художественно-эстетическое

-Упражнять в аккуратной штриховке

Физическое развитие:

-Формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом физкультминутки

-Формировать умение правильно дышать

-Упражнять в развитии мелкой моторики (написание буквы эль в клеточках)

Речевое развитие:

-Познакомить со сказкой Э. Мошковской «Урок грамматики»

-Развивать речь-доказательство

-Развивать фонетический слух

-Упражнять в придумывании слов на заданный звук

-Упражнять в составлении слов из частей

-Обогатить словарь детей словом «слог»

Материал:

  1. Презентация «Знакомство с буквой Л» и «Уроки грамматики»
  2. Рабочие листы
  3. Карандаши: простой, зелёный, синий, красный на каждого ребёнка
  4. Магнитная доска
  5. Картинки на магнитах: «слон», «цапля», «лягушка»
  6. Модели для составления схем слов на магнитах
  7. Карточки для игры «Найди пару»
  8. Три обруча разных цветов, набор букв и цифр к игре «Разложи правильно»

Ход

Воспитатель:

Дети

1 часть

2 часть

3 часть

1.-Отгадайте загадки:

Сидит дед,

Во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

 Тот слёзы проливает.  (Лук)

С потолка свисает груша, 
И не думай грушу кушать! 
Светится, как солнце, 
Уронишь — разобьётся. (Лампочка)

Нос – как хвост, под ним – рога,
Каждая столбом нога,
Сам огромный, словно дом!
Кто это? Конечно ... !
                                       (слон)

2.-Какой одинаковый звук вы слышите в этих словах?  (Л)

3.-Звук «Л» - гласный или согласный? Почему?

-Звонкий или глухой?

-Твёрдый или мягкий?

4.-Придумайте слова со звуком «Л»

5.Отгадайте ещё загадки:

На одной ноге стоит, 
В воду пристально глядит. 
Тычет клювом наугад - 
Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Падают с ветки золотые монетки.  (Листья)

На кочке, мягкой, как подушка,

С восторгом квакает (Лягушка)

6.-Какой одинаковый звук вы слышите в этих словах?  (ЛЬ)

7.-Звук «ЛЬ» - гласный или согласный? Почему?

-Звонкий или глухой?

-Твёрдый или мягкий?

8.-Придумайте слова со звуком «ЛЬ»

9.-Вот так пишется буква эль, которая обозначает звуки «л» и «ль»

10. На что похожа буква

Эта буква тут и там.
И на ЛЕСТНИЦУ похожа,
И на КРЫШУ дома тоже.
В наконечниках у СТРЕЛ,
Есть такая буква — …
эль

Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.

-Садитесь за столы

11.Работа на рабочих листах:

-Сделайте штрихову  буквы эль.

Карандашами каких цветов можно штриховать? (зеленым и синим)

-Пропишите в клеточках простым карандашом букву эль.

12.Волшебные превращения буквы  эль

-На листе четыре пустых квадрата. Мы с вами будем волшебниками… Слушайте внимательно, что мы будем делать:

Первой букву Л напишем.
Две доски покрыли крышу.


Пояс букве Л наденем —
Л на букву А изменим.

Снова букву Л напишем.
Подчеркнем чертой пониже,
Ножки ставим по бокам —
Буква Д выходит к нам.

Если ты, две буквы Л,
Рядом написать сумел,
То они на радость всем,
Превратятся в букву М.

- Проходите к экрану, садитесь на стульчики. 

13. Просмотр презентации

14.Вопросы к детям после просмотра презентации:

- Кто догадался, что такое слог?

- Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук.

- Сколько слогов в слове слон?

- Почему?

- Сколько слогов в слове цапля?

- Почему?

- Сколько слогов в слове лягушка?

- Почему?

15.Физкультмиутка

- Сейчас немножко подвигаемся. Вставайте в кружок. Будем выполнять движения по стихам:

Головой качает слон,

(Наклоны головы влево-вправо)

Стоя, спать умеет он.  

 (Наклоны головы вперёд)

По болоту ходит цапля,

Дождевые ловит капли.

(Ходьба по кругу с высоким подниманием колена, Руки-«крылья»- плавные движения в стороны, вверх)

Лягушки - квакушки совсем не спешат,   

А учат дышать своих  лягушат.

(Вдох носом, на выдох  говорим: «Ква»)      

16.Составление схем слов

-Разделитесь на три команды.

-Послушайте задание: каждой команде нужно сделать схему слова, которое вам достанется. Вы должны между собой договориться, как вы будете делать схему и проверить. Правильно ли вы выполнили задание.

 17.Примерные вопросы к детям:

- Сколько частей в слове «Лягушка»?

- Назовите первую часть, из скольких звуков она состоит?

- Какие это звуки?

-Расскажите про звук «ЛЬ»

-Гласный или согласный?

-Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

- Назовите второй звук.

 - Какой это звук?

-Гласный или согласный?

-Какими цветами обозначим эту часть?

- Назовите вторую часть, из скольких звуков она состоит?

- Какие это звуки?

-Расскажите про звук «Г»

-Гласный или согласный?

-Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

- Назовите второй звук.

 - Какой это звук?

-Гласный или согласный?

-Какими цветами обозначим эту часть?

- Назовите третью часть, из скольких звуков она состоит?

- Какой это звук?

-Гласный или согласный?

-Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

 - Каким цветом обозначим звук «Ш»?

- Назовите четвертую часть, из скольких звуков она состоит?

- Какие это звуки?

-Расскажите про звук «К»

-Гласный или согласный?

-Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

- Назовите второй звук.

 - Какой это звук?

-Гласный или согласный?

-Какими цветами обозначим эту часть?

(Если дети правильно сделали схему, можно задать уточняющие вопросы по отдельным звукам)

- Сколько гласных в слове «лягушка»?

- Сколько слогов в слове  «лягушка»?

- Под звуковой схемой, нарисована линия, она обозначает слово. Если в слове один слог,  мы будем рисовать просто линию. Если 2 слога, мы разделим линию на 2 части, если 3 слога – на три части и так далее.

-На сколько частей мы разделим линию?

__________

-Нарисуем схему слова «Цапля»: дуга, точка, дуга.

- Сколько частей в слове «Цапля»?

- Назовите первую часть, из скольких звуков она состоит?

- Какие это звуки?

-Расскажите про звук «Ц»

-Гласный или согласный?

-Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

- Назовите второй звук.

 - Какой это звук?

-Гласный или согласный?

-Какими цветами обозначим эту часть?

- Назовите вторую часть, из скольких звуков она состоит?

- Какой это звук?

-Гласный или согласный?

-Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

 - Каким цветом обозначим звук «П»?

- Назовите третью часть, из скольких звуков она состоит?

- Какие это звуки?

-Расскажите про звук «ЛЬ»

-Гласный или согласный?

-Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

- Назовите второй звук.

 - Какой это звук?

-Гласный или согласный?

-Какими цветами обозначим эту часть? - Сколько гласных в слове «Цапля»?

- Сколько слогов в слове  «Цапля»?

- На сколько частей мы разделим линию, обозначающую слово «Цапля»?

__________

-Нарисуйте схему слова «Слон»: точка, дуга, точка

   

- Сколько частей в слове «Слон»?

- Назовите первую часть, из скольких звуков она состоит?

- Какой это звук?

-Гласный или согласный?

-Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

-Каким цветом обозначим звук «С»?

- Назовите вторую часть, из скольких звуков она состоит?

- Какие это звуки?

-Расскажите про звук «Л»

-Гласный или согласный?

-Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

- Назовите второй звук.

 - Какой это звук?

-Гласный или согласный?

-Какими цветами обозначим эту часть?

- Назовите третью часть, из скольких звуков она состоит?

- Какой это звук?

-Гласный или согласный?

-Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

 - Каким цветом обозначим звук «Н»?

- Сколько гласных в слове «слон»?

- Сколько слогов в слове  «слон»?

- Будем ли мы делить линию, обозначающую слово «Слон»?

__________

-Что такое «Слог»?

-Как узнать, сколько в слове слогов?

-Предлагаю поиграть, проходите на ковер, садитесь у обручей

18.Игра по блокам Дьенеша

-Предлагаю поиграть: садитесь на ковер, вокруг обручей, возьмите по одной букве из коробочки (А И У С П  Ъ Ж Л), слушайте внимательно задание:

В красный обруч положите гласные буквы

В синий обруч – все согласные буквы

В желтый - буквы, обозначающие только звонкие согласные

- Объясните, почему вы так разложили буквы?

- Почему «Ъ» лежит за обручами?

-Уберите буквы в коробочку. Возьмите знаки из мешочка

( Ы  Э О Й К 5  Ж Ш)

Слушайте задание:

В красный обруч положите гласные буквы

В синий обруч – все согласные буквы

В желтый - буквы, обозначающие только твёрдые согласные.

- Объясните, почему вы так разложили буквы?

- Почему «5» лежит за обручами?

-Молодцы!

19.Игра «Найди пару»

-Предлагаю поиграть ещё в одну игру «Найди пару». Я утром сложила на столе слова, открыла окно, вдруг, подул сильный ветер, и слова рассыпались. Поможете их собрать?

-Возьмите по одной карточке и найдите свою пару  (ЛЫ ЖИ, ЛИ СА,  ЛЮ  К, ЛА К)

-Получились слова? Какие? Сколько слогов в ваших словах? Расскажите. Прикрепите слова на мольберты, к схемам, обозначающим количество слогов

-Что понравилось?

-Что нового вы сегодня узнали?

- Что такое слог?

-С какой буквой познакомились?

-Какие звуки она обозначает?

Сидят на стульчиках, перед экраном, отгадывают загадки

Дети сидят за столами

Выполнение заданий на рабочих листах

Дети сидят на стульях перед экраном, смотрят презентацию, отвечают на вопросы

Дети составляют схемы слов «слон», «цапля», «лягушка»

Отвечают на вопросы по схемам

Дети после выполнения задания, садятся за столы.

Зарисовывают схемы на рабочих листах

Дети сидят на ковре


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

 

       

                                                 

     

                 

 

C:\Users\Вадос\Documents\raskraska-lyagushka-1-150x150.jpg                        C:\Users\Вадос\Documents\111_2-copy.jpg                      C:\Users\Вадос\Documents\raskraska-slon.jpg

                                         

_____________________               _________________                _____________

                                                               

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с ОНР старшая группа "Слог"

Предлагается конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР старшая группа, тема "Слог - закрепление"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Звук и буква М"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Звук и буква М"...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте(подготовительная к школе группа)Тема: «Грамотейка».Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционно...