Конспект игровой образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звуковой анализ слова «КИТ».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Аллакский детский сад , филиал «МБДОУ Детский сад №189»
Конспект
игровой образовательной деятельности
по подготовке детей к обучению грамоте
в старшей группе
по теме:
«Звуковой анализ слова «КИТ».
составил и провел
воспитатель: Шевцова Н.П.
Цель:
Продолжить подготовку детей к обучению грамоте и чтению.
Задачи:
1. Обучать детей звуковому анализу слова.
2. Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, придумывать предложения и называть сколько слов в предложении.
3.Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание.
4. Воспитывать у детей желание заниматься, умение работать в парах, откликаться на эмоции окружающих, сопереживать другим.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о китах; отгадывание загадок на тему: морские обитатели; магнитная игра рыбалка; разучивание пальчиковой игры плавал в море великан; артикуляционной гимнастики кит выныривает; дыхательной гимнастики киты играют в футбол.
Демонстрационный материал: карточки с подсказками; предметы- якоря: цветок, вертолет, мягкий кубик; оборудование для дыхательной гимнастики (трубочки на каждого ребенка, веревка с подвижными мягким шариками); атрибуты дидактической игры: посади бабочку на цветок; схема для звукового анализа слова кит; картина киты в море; детская энциклопедия киты и дельфины.
Раздаточный материал: игровизоры со схемой для звукового анализа слов желтые фишки, указки.
Оборудование: мольберт, столы.
Ход мероприятия.
Дети находятся в игровой комнате.
Воспитатель: ребята, а хотите я вам открою один секрет?
Дети: хотим.
Воспитатель: тогда подходите ко мне.
Дети собираются возле воспитателя.
Воспитатель: я сегодня утром пришла пораньше, и кое-что для вас спрятала! Хотите найти?
Дети: хотим.
Воспитатель: а помогут вам в поисках мои подсказки.
(Воспитатель достает и показывает детям первую карточку, на ней изображён диван. И подпись: «На диване».).
Воспитатель: Олечка, ты сможешь нам помочь определится, где искать первую подсказку? Прочти, пожалуйста, что написано на этой карточке?
Оля читает и все идут к дивану, который находится в игровой комнате, на нем дети находят цветок, а под ним картинка кита.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, какое задание ожидает вас сейчас?
Дети: нам нужно сделать гимнастику для язычка.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: потому что лепестки цветка похожи на язычок.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, какую гимнастику нам надо провести?
Дети: про кита.
Воспитатель: а вы знаете такую гимнастику?
Дети: да.
Воспитатель: ну тогда становитесь прямо, широко открываем рот максимально выдвинуть язык вперёд и удерживать его пока я считаю до 5. Как только я перестаю считать, язычок прячем обратно. И так Кит выныривает раз-два-три-четыре-пять, снова вернул кит. (Повторить два раза.)
Воспитатель хвалит тех детей у кого получается лучше всего.
Воспитатель: Ребята с первым заданием мы справились переверните картинку, что вы там видите?
Дети: мы видим шкаф.
Воспитатель: А у нас в группе есть такой шкаф?
Дети: да.
Воспитатель: Пойдёмте попробуем там что-то найти.
Дети подходят к шкафу и находит вертолетик.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, а здесь какое задание нас ожидает?
Дети: дыхательная гимнастика.
Воспитатель: что для этого нужно делать?
Дети: глубоко дышать.
Воспитатель: помните мы с вами делали гимнастику как киты играют в футбол? Хотите заняться такой гимнастикой?
Дети: да.
Воспитатель: ну тогда находите себе дружка и становитесь друг напротив друга.
Дети берут трубочки, становятся друг против друга вдоль ленты, с двух сторон которой привязаны на ленточках маленькие легкие шарики. Через соломинку дети дуют на эти шарики навстречу друг другу.
Воспитатель: ребята нас ждёт следующее задание. Как вы думаете куда мы сейчас отправимся?
Дети: дают ответы.
дети проходят к окну и находят там кубик.
Воспитатель: ребята, а здесь какое задание нас ждёт?
Дети: пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: и про кого же нам нужно провести пальчиковую гимнастику?
Дети: про кита.
Воспитатель: а вы знаете такую?
Дети: да.
Воспитатель: молодцы! Ну тогда не зевай. а зарядку выполняй!
Вытяните руки вперед, переплести пальцы, руки слегка круглые они изображают овальное тело кита.
Воспитатель: готовы?
Дети: да.
Воспитатель: ну тогда повторяйте вместе со мной.
Плывет по морю великан
Полощет свой беззубый рот
Процедить выпустит фонтан
И дальше по морю плывёт.
Воспитатель: Молодцы. А куда нам идти дальше?
Дети: нам нужно подойти к столу.
На столе разложены картинки с маленькими цветочками.
Воспитатель: мы с вами попали на цветочную поляну, только почему-то бабочки не летят к своим цветкам. Предлагаю помочь бабочкам прилететь на цветочки.
Дети: давайте.
Воспитатель: а чтобы наши бабочки вернулись, вам необходимо придумать слова, которые начинаются со звуков [К] или [К*]. Вы можете поискать необходимые слова по всей группе.
Дети подходят к воспитателю называют слова: если ребёнок с заданием справился, то воспитатель дает ему бабочку, которую ребёнок помещает на цветок такого же цвета на столе.
Воспитатель: молодцы ребята, всех бабочек посадили на их цветочки. А куда же нам следует идти дальше?
Дети: к мольберту.
Воспитатель: Что это за картинка такая интересная? Нам нужно это слово прочитать по звукам. А мы умеем?
Дети: да.
Воспитатель: тогда я предлагаю вам присесть за столы. Вы видите у вас на столах уже готовы игровизоры?
Дети: да.
Воспитатель: посмотрите внимательно сколько клеточек у вас?
Дети: три.
Воспитатель: как вы думаете, сколько в слове «КИТ» звуков.
Дети: три.
Воспитатель: почему вы так решили?
Дети: потому что три клеточки.
Воспитатель: ребята, а слово «КИТ» - это большое слово или маленькое?
Дети: маленькое.
Воспитатель: почему вы так решили?
Дети: в нём всего три звука.
Воспитатель: А слогов?
Дети: один слог.
Воспитатель: Хотите проверить? Как это можно сделать?
Дети: можно хлопать, топать, моргать глазами, прыгать, ладошкой горлышко держать.
Воспитатель: правильно. Предлагаю нам немножко поиграть, согласны? Я вам буду называть слова, а вы будете проверять сколько в нём слогов любым удобным для вас способом. И так:
слово кит-один
слово машина-три
слово кукла-два
слово сумка-два
слово дом-один.
Воспитатель: молодцы ребята, вы справились. Ну, а сейчас, давайте разберемся, какой же первый звук в слове «КИТ»?
Дети: [К*].
Воспитатель: правильно ребята вы назвали звук [К*]. Скажите этот звук гласный или согласный?
Дети: согласный.
Воспитатель: почему?
Дети: его петь нельзя и струя воздуха бьет в ладошку.
Воспитатель: правильно его нельзя петь и когда мы его произносим то воздух из нас выходит встречая преграду. Хорошо, мы узнали, что первый звук в слове «КИТ» - согласный. Помогите мне вспомнить какими бывают согласные? Этот звук какой твердый или мягкий?
Дети: мягкий.
Воспитатель: Это добрый братец звук, а вы можете назвать его сердитого братца?
Дети: [К].
Воспитатель: молодцы. А мягкий звук [К*] глухой или звонкий?
Дети: глухой.
дети проверяют подставив в ладошку под горло, то есть не вибрирует.
Воспитатель: молодцы. И так что мы выяснили про первый звук [К*], что он - согласный, мягкий, глухой. Молодцы обозначьте первый звук у себя на схемах. А какой же второй звук в слове кит?
Дети: говорят.
Воспитатель: и что мы можем сказать про звук [И]?
Дети: этот звук гласный, потому что его можно петь.
Воспитатель: молодцы ребята, обозначьте у себя на схема второй звук. И сколько звуков мы с Вами еще не нашли?
Дети: один.
Воспитатель: давайте его вместе послушаем кит.
Дети: говорят звук [Т].
Воспитатель: а звук [Т], какой?
Дети: согласный, твердый, глухой.
Воспитатель: молодцы ребята всё сказали правильно. Ребята давайте еще раз вспомним из каких звуков состоит слово «КИТ». Саша, какой первый звук в слове «КИТ»?
Отвечает Саша.
Воспитатель: Катя, подскажи какой второй звук в слове «Кит».
Отвечает Катя.
Воспитатель: Ирочка, какой третий звук в слове «Кит».
Ира отвечает.
Воспитатель: молодцы. Тимур, а можно тебя попросить убрать со схемы звук [И]. Фишку с какой клеточки ты убрал?
Тимур: со второй
Воспитатель: правильно. Алена убери пожалуйста со схемы звук [К*] который по счёту звук ты убрала?
Первый.
Воспитатель: правильно Алена. Скажи пожалуйста, Кира, какой звук у нас остался обозначенным на схеме?
звук [Т].
Воспитатель: молодец, убираем последний звук мы и вы, ребята. Какое слово мы сегодня с вами разбирали по звукам?
Дети: мы сегодня разбирали по звукам слово «КИТ».
Воспитатель: ой, ребята, посмотрите, какая у меня здесь есть красивая картина! Кого мы видим на этой картине?
Дети: китов в море.
Воспитатель: а кто из вас сможет придумать предложение по этой картине? Вика хочет попробовать. Пожалуйста.
Воспитатель: хорошо ребята, сколько слов в предложении, которое придумала Вика?
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы. Ксюша, а ты сможешь придумать предложение по этой картине.
Ксюша составляет предложение.
Воспитатель: красивое предложение придумала Ксюша. Ребята, а сколько слов в предложении которая придумала Ксюша.
Дети придумывают ещё два-три предложения, по которым воспитатель работает аналогично.
Воспитатель: ребята у нас осталась последняя подсказка, что вы здесь видите?
Дети: книжную полочку.
Воспитатель: У нас в группе есть подобная полочка? Может нам стоит посмотреть, что же ожидает нас на полочке? Ребята подходят к полочке. на которой находят энциклопедию «Киты и дельфины».
Воспитатель: Что нового вы обнаружили на полочке?
Дети: книгу.
Воспитатель: между прочем, ребята, сегодня я принесла энциклопедию неспроста, вы уже знаете, что кит очень интересное животное. Если у вас появится желание узнать больше о жизни китов, то именно эта книга вам сможет помочь. Если захотите, то я вам обязательно почитаю эту энциклопедию.
Рефлексия
Воспитатель: а сейчас я предлагаю собраться всем на коврике и сказать мне понравилось ли вам сегодня искать спрятанный предмет по подсказкам.
Дети: да.
Воспитатель: что вам понравилось больше всего. (Ответы детей).
Воспитатель: были трудные задания? (Ответы детей). Какое именно задание, Вика, тебе показалось наиболее трудным? Даша, а у тебя всё получилось? Мне кажется, что все сегодня справились с теми нелегкими заданиями, которые встречались на пути. Вы согласны со мной.
Список используемой литературы:
1.Журова Л.Е. «подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет: конспекты занятий .» -М.: ВентанаТраф, 2009г.
2. Новиковская О.А. «Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции.» -М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010г.
3.Интернет ресурсы: https://www.babu.ru>blogs>post.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»
Дети знакомятся со звуками [з],[з\'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус....
Непосредственно-образовательная деятельность по подготовке детей к обучению грамоте с применением ИКТ "Дифференциация звуков К, Г, Х".
Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста для подготовки к обучению грамоте. Цель: научить различать звуки КГХ и их мягкие варианты в словах и фразах....
Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста
Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...
Конспект образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте «На помощь жителям города Букваринска»
Образовательная деятельность по обучению детей грамоте в игровой форме - путешестиве в страну Букварию. Такая форма дает возможность детем хорошо запомнить материал, воспитывает ответсвенность за то, ...
Задачи и содержание образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте.
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь...
Непосредственная образовательная деятельность по подготовке детей к обучению грамоте «Буква С празднует День Рождения»
Цель: обучение раннему чтению с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича ...