Конспект игровой образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звуковой анализ слова «КИТ».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Шевцова Наталья Петровна

Аллакский детский сад , филиал «МБДОУ Детский сад №189»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

игровой образовательной деятельности

по подготовке детей к обучению грамоте

в старшей группе

по теме:

«Звуковой анализ слова «КИТ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

составил и провел

воспитатель: Шевцова Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

Продолжить подготовку детей к обучению грамоте и чтению.

Задачи:

1. Обучать детей звуковому анализу слова.

2. Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, придумывать предложения и называть сколько слов в предложении.

3.Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание.

4. Воспитывать у детей желание заниматься, умение работать в парах, откликаться на эмоции окружающих, сопереживать другим.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о китах; отгадывание загадок на тему: морские обитатели; магнитная игра рыбалка; разучивание пальчиковой игры плавал в море великан; артикуляционной гимнастики кит выныривает; дыхательной гимнастики киты играют в футбол.

Демонстрационный материал: карточки с подсказками; предметы- якоря: цветок, вертолет, мягкий кубик; оборудование для дыхательной гимнастики (трубочки на каждого ребенка, веревка с подвижными мягким шариками); атрибуты дидактической игры: посади бабочку на цветок; схема для звукового анализа слова кит; картина киты в море; детская энциклопедия киты и дельфины.

Раздаточный материал: игровизоры со схемой для звукового анализа слов желтые фишки, указки.

Оборудование: мольберт, столы.

Ход мероприятия.

Дети находятся в игровой комнате.

Воспитатель: ребята, а хотите я вам открою один секрет?

Дети: хотим.

Воспитатель: тогда подходите ко мне.

Дети собираются возле воспитателя.

Воспитатель: я сегодня утром пришла пораньше, и кое-что для вас спрятала! Хотите найти?

Дети: хотим.

Воспитатель: а помогут вам в поисках мои подсказки.

(Воспитатель достает и показывает детям первую карточку, на ней изображён диван. И подпись: «На диване».).

Воспитатель: Олечка, ты сможешь нам помочь определится, где искать первую подсказку? Прочти, пожалуйста, что написано на этой карточке?

Оля читает и все идут к дивану, который находится в игровой комнате, на нем дети находят цветок, а под ним картинка кита.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, какое задание ожидает вас сейчас?

Дети: нам нужно сделать гимнастику для язычка.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: потому что лепестки цветка похожи на язычок.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, какую гимнастику нам надо провести?

Дети: про кита.

Воспитатель: а вы знаете такую гимнастику?

Дети: да.

Воспитатель: ну тогда становитесь прямо, широко открываем рот максимально выдвинуть язык вперёд и удерживать его пока я считаю до 5. Как только я перестаю считать, язычок прячем обратно. И так Кит выныривает раз-два-три-четыре-пять, снова вернул кит. (Повторить два раза.)

Воспитатель хвалит тех детей у кого получается лучше всего.

Воспитатель: Ребята с первым заданием мы справились переверните картинку, что вы там видите?

Дети: мы видим шкаф.

Воспитатель: А у нас в группе есть такой шкаф?

Дети: да.

Воспитатель: Пойдёмте попробуем там что-то найти.

Дети подходят к шкафу и находит вертолетик.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, а здесь какое задание нас ожидает?

 Дети: дыхательная гимнастика.

Воспитатель: что для этого нужно делать?

Дети: глубоко дышать.

Воспитатель: помните мы с вами делали гимнастику как киты играют в футбол? Хотите заняться такой гимнастикой?

Дети: да.

Воспитатель: ну тогда находите себе дружка и становитесь друг напротив друга.

Дети берут трубочки, становятся друг против друга вдоль ленты, с двух сторон которой привязаны на ленточках маленькие легкие шарики. Через соломинку дети дуют на эти шарики навстречу друг другу.

Воспитатель: ребята нас ждёт следующее задание. Как вы думаете куда мы сейчас отправимся?

Дети: дают ответы.

дети проходят к окну и находят там кубик.

Воспитатель: ребята, а здесь какое задание нас ждёт?

Дети: пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: и про кого же нам нужно провести пальчиковую гимнастику?

Дети: про кита.

Воспитатель: а вы знаете такую?

Дети: да.

Воспитатель: молодцы! Ну тогда не зевай. а зарядку выполняй!

Вытяните руки вперед, переплести пальцы, руки слегка круглые они изображают овальное тело кита.

Воспитатель: готовы?

Дети: да.

Воспитатель: ну тогда повторяйте вместе со мной.

Плывет по морю великан

Полощет свой беззубый рот

Процедить выпустит фонтан

И дальше по морю плывёт.

Воспитатель: Молодцы. А куда нам идти дальше?

Дети: нам нужно подойти к столу.

На столе разложены картинки с маленькими цветочками.

Воспитатель: мы с вами попали на цветочную поляну, только почему-то бабочки не летят к своим цветкам. Предлагаю помочь бабочкам прилететь на цветочки.

Дети: давайте.

Воспитатель: а чтобы наши бабочки вернулись, вам необходимо придумать слова, которые начинаются со звуков [К] или [К*]. Вы можете поискать необходимые слова по всей группе.

Дети подходят к воспитателю называют слова: если ребёнок с заданием справился, то воспитатель дает ему бабочку, которую ребёнок помещает на цветок такого же цвета на столе.

Воспитатель: молодцы ребята, всех бабочек посадили на их цветочки. А куда же нам следует идти дальше?

Дети: к мольберту.

Воспитатель: Что это за картинка такая интересная? Нам нужно это слово прочитать по звукам. А мы умеем?

Дети: да.

Воспитатель: тогда я предлагаю вам присесть за столы. Вы видите у вас на столах уже готовы игровизоры?

Дети: да.

Воспитатель: посмотрите внимательно сколько клеточек у вас?

Дети: три.

Воспитатель: как вы думаете, сколько в слове «КИТ» звуков.

Дети: три.

Воспитатель: почему вы так решили?

Дети: потому что три клеточки.

Воспитатель: ребята, а слово «КИТ» - это большое слово или маленькое?

Дети: маленькое.

Воспитатель: почему вы так решили?

Дети: в нём всего три звука.

Воспитатель: А слогов?

Дети: один слог.

Воспитатель: Хотите проверить? Как это можно сделать?

Дети: можно хлопать, топать, моргать глазами, прыгать, ладошкой горлышко держать.

Воспитатель: правильно. Предлагаю нам немножко поиграть, согласны? Я вам буду называть слова, а вы будете проверять сколько в нём слогов любым удобным для вас способом. И так:

слово кит-один

слово машина-три

слово кукла-два

слово сумка-два

слово дом-один.

Воспитатель: молодцы ребята, вы справились. Ну, а сейчас, давайте разберемся, какой же первый звук в слове «КИТ»?

Дети: [К*].

Воспитатель: правильно ребята вы назвали звук [К*]. Скажите этот звук гласный или согласный?

Дети: согласный.

Воспитатель: почему?

Дети: его петь нельзя и струя воздуха бьет в ладошку.

Воспитатель: правильно его нельзя петь и когда мы его произносим то воздух из нас выходит встречая преграду. Хорошо, мы узнали, что первый звук в слове «КИТ» - согласный. Помогите мне вспомнить какими бывают согласные? Этот звук какой твердый или мягкий?

Дети: мягкий.

Воспитатель: Это добрый братец звук, а вы можете назвать его сердитого братца?

Дети: [К].

Воспитатель: молодцы. А мягкий звук [К*] глухой или звонкий?

Дети: глухой.

дети проверяют подставив в ладошку под горло, то есть не вибрирует.

Воспитатель: молодцы. И так что мы выяснили про первый звук [К*], что он - согласный, мягкий, глухой. Молодцы обозначьте первый звук у себя на схемах. А какой же второй звук в слове кит? 

Дети: говорят.

Воспитатель: и что мы можем сказать про звук [И]?

Дети: этот звук гласный, потому что его можно петь.

Воспитатель: молодцы ребята, обозначьте у себя на схема второй звук. И сколько звуков мы с Вами еще не нашли?

Дети: один.

Воспитатель: давайте его вместе послушаем кит.

Дети: говорят звук [Т].

Воспитатель: а звук [Т], какой?

Дети: согласный, твердый, глухой.

Воспитатель: молодцы ребята всё сказали правильно. Ребята давайте еще раз вспомним из каких звуков состоит слово «КИТ». Саша, какой первый звук в слове «КИТ»?

Отвечает Саша.

Воспитатель: Катя, подскажи какой второй звук в слове «Кит».

Отвечает Катя.

Воспитатель: Ирочка, какой третий звук в слове «Кит».

Ира отвечает.

Воспитатель: молодцы. Тимур, а можно тебя попросить убрать со схемы звук [И]. Фишку с какой клеточки ты убрал?

Тимур: со второй

Воспитатель: правильно. Алена убери пожалуйста со схемы звук [К*] который по счёту звук ты убрала?

Первый.

Воспитатель: правильно Алена. Скажи пожалуйста, Кира, какой звук у нас остался обозначенным на схеме?

звук [Т].

Воспитатель: молодец, убираем последний звук мы и вы, ребята. Какое слово мы сегодня с вами разбирали по звукам?

Дети: мы сегодня разбирали по звукам слово «КИТ».

Воспитатель: ой, ребята, посмотрите, какая у меня здесь есть красивая картина! Кого мы видим на этой картине?

Дети: китов в море.

Воспитатель: а кто из вас сможет придумать предложение по этой картине? Вика хочет попробовать. Пожалуйста.

Воспитатель: хорошо ребята, сколько слов в предложении, которое придумала Вика?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы. Ксюша, а ты сможешь придумать предложение по этой картине.

Ксюша составляет предложение.

Воспитатель: красивое предложение придумала Ксюша. Ребята, а сколько слов в предложении которая придумала Ксюша.

Дети придумывают ещё два-три предложения, по которым воспитатель работает аналогично.

Воспитатель: ребята у нас осталась последняя подсказка, что вы здесь видите?

Дети: книжную полочку.

Воспитатель: У нас в группе есть подобная полочка? Может нам стоит посмотреть, что же ожидает нас на полочке? Ребята подходят к полочке. на которой находят энциклопедию «Киты и дельфины».

Воспитатель: Что нового вы обнаружили на полочке?

Дети: книгу.

 Воспитатель: между прочем, ребята, сегодня я принесла энциклопедию неспроста, вы уже знаете, что кит очень интересное животное. Если у вас появится желание узнать больше о жизни китов, то именно эта книга вам сможет помочь. Если захотите, то я вам обязательно почитаю эту энциклопедию.

Рефлексия

Воспитатель: а сейчас я предлагаю собраться всем на коврике и сказать мне понравилось ли вам сегодня искать спрятанный предмет по подсказкам.

Дети: да.

Воспитатель: что вам понравилось больше всего. (Ответы детей).

Воспитатель: были трудные задания? (Ответы детей). Какое именно задание, Вика, тебе показалось наиболее трудным? Даша, а у тебя всё получилось? Мне кажется, что все сегодня справились с теми нелегкими заданиями, которые встречались на пути. Вы согласны со мной.

 

 

 

 

 

 

 

                         Список используемой литературы:

1.Журова Л.Е. «подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет: конспекты занятий .» -М.: ВентанаТраф, 2009г.

2. Новиковская О.А. «Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции.» -М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010г.

3.Интернет ресурсы: https://www.babu.ru>blogs>post.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»

Дети знакомятся со звуками [з],[з\'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус....

Непосредственно-образовательная деятельность по подготовке детей к обучению грамоте с применением ИКТ "Дифференциация звуков К, Г, Х".

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста для подготовки к обучению грамоте. Цель: научить различать звуки КГХ и их мягкие варианты в словах и фразах....

Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста

Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год  для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...

Конспект образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте «На помощь жителям города Букваринска»

Образовательная деятельность по обучению детей грамоте в игровой форме - путешестиве в страну Букварию. Такая форма дает возможность детем хорошо запомнить материал, воспитывает ответсвенность за то, ...

Задачи и содержание образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте.

  Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь...

Непосредственная образовательная деятельность по подготовке детей к обучению грамоте «Буква С празднует День Рождения»

Цель: обучение раннему чтению с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича                    ...